Рабочая программа по истории 6 кл
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Свиридова Анна Николаевна

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_6_kl.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории разработана на основе требований к

результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №92 с учётом Примерной программы

основного общего образования по истории и  авторских программ А.А,Вигасина, О.С.Сороко-Цюпы (Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Виганиса-О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоватет. Организаций/[А.А.Вигасин,Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.].- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение,2014.), по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина.-Просвещение,2015)

Рабочая программа ориентирована на УМК Агибалова Е.В.,Донской. Г.М.История Средних веков. Под редакцией А.А,Сванидзе. 6 класс.-М.:Просвещение, 2014; История России.6 класс. Арсентьев Н.М.,Данилов А.А, Стафанович П.С., и др./под ред. Торкунова А.А.-М.: Просвещение, 2016

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Согласно учебному плану на изучение истории отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов.

Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

 Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Вклад в достижение цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся. Другие цели:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину;
  • Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый народ оставил позитивный след в истории человечества.

Важнейшей задачей курса всеобщей истории является формирование у обучающихся понимание единства и всеобщности человеческой истории с е древнейших этапов. Другие задачи:

  • Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о природе, персоналиях античности;
  • Овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
  • Воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • Формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • Развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладеть историческими знаниями и применять их в разных ситуациях

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатам изучения курса истории в 6 классе являются:

  • Первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • Познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  • Изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными особенностями;
  • Проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживая им;
  • Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию чрез понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • Навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • Следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
  • Обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
  • Расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают в себя следующие умения и навыки:

  • Формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
  • Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль совей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи
  • Работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т.д.);
  • Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность (при помощи педагога);
  • Использовать современные источники информации- материалы на электронных носителя: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательно учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
  • Привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
  • Ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • Логически строить рассуждения, выстраивать ответ в соответствии с задание, целью (сжато, полно, выборочно);
  • Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • Решать поисковые задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
  • Использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • Планировать этапы работы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • Определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • Определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов;
  • Установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • Составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • Определение и использование исторических понятий;
  • Овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих ее территорию;
  • Использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • Использование сведений из исторической карты как источника информации о расположении древних государств, местах важнейших событий;
  • Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
  • Понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
  • Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
  • Описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований;
  • Поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
  • Анализ информации содержащийся в летописях, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси:
  • Использование приемов исторического анализа;
  • Понимание важностей для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
  • Оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления их деятельности, исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  • Умение различать достоверную информацию и вымышленную информацию в источниках и их комментирование;
  • Сопоставление (с помощью педагога) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
  • Определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
  • Систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление ее результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • Поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описании исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • Приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • Личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта Древней и Московской Руси;
  •  Уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

3. Содержание учебного предмета

История Средних веков (30 часов)

Введение (1 час)

Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам ученые узнаю историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (5 часов)

Образование варварских государств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига- вождя франков. Складывание королевской династии у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Мировингов. Признание риской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писанному закону как инструменты внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков.  Полноправность знать на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освященной Богом.

Духовенство и миряне. Новые образы и правила жизни по Библии франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение поселений- монастырей. Белое и черное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последователей для Франкского королевства. Меровинги-«ленивые короли». Карл Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских- Папская область.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король династии Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединившая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединение народов по властью императора Карла. Раздел империи между наследниками. Верденский договор: последующие рождение Лотарингии, Франции, Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX-XI вв. потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет- новый избранный король. Владения короля-его домен. Германия в IX-XI вв.

Англия в ранее Средневековье. Англия в IX-XI вв. легенды об английском короле Артуре и его историческая реальность. Бератань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи-первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевство норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 часа)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи-Византии- Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварами. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь-столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. Византия-единое монархического государство. Император- правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба императора с внешними врагами. Культура Византии. Византия-Наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребления государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма- храм Святой Софии. Изменение в назначении храма: дом для моления. Убранство и интерьер храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фреска. Канон росписи помещений. Появление и развитие иконописи. Церковь-«Библия для неграмотных». Византия-центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств.  Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни.  Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян- Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьба Болгарии. Василий II Болгаробойница. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского царства и его достижения.  Великоморавская держава- западных славян. Поиск покравителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси- государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств- Чехия и Польша. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия-родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка-центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед-проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах=Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племен. Образование Арабского халифата во главе с Мухаммедом. Коран- священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата- мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покоренные арабами. Арабский халифат. Халиф-заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация береберов. Покорение жителей больей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат- государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопративление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык- «латынь Востока». Образование –инструмент карьеры. Медресе- высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура- вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть –место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания- мост между арабской и европейской культурами.

Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

Средневековая деревня и ее обитатели. Земля-феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство- отличие феодальной эпохи.

В рыцарском замке. Период расцвета зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков.  Внешнее и внутренне устройство рыцарского замка. Замок-жилище и крепость феодала. Рыцарь-конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести- рыцарская культура.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город- поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединение купцов- гильдия, товарищество. Оживление дорог в Европе торговые пути. Ярмарки- общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город-центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечение горожан. Городское сословие в Европе- носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Торговля в Средние века. оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки- общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти королей. Церковь- крупный землевладелец. Рост влияния церкви и ее могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Пап римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы- епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина-Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы.  Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государства на Средиземном побережье. Отношения рыцарей с местным население- мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвертый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и ее восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств (6 часов)

Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Франции. Объединения городов и крестьян-земледельцев, части рыцарство вокруг короля. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королем Филиппом IV Красивым и папой римских Бонифацием VII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция-централизованное государство. Генеральные штаты- французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

 Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии- Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей- конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешенный совет». Симон де Монфор. Парламент- сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя войны: причины и повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан при Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII- новый король Франции. Город Орлеан- трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна дАрк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV века. завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Усиление власти английского короля в конце XV века.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания- процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия- многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных воин между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. король Карл I- император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Расцвет торговли итальянских городов.  Завоеванная свобода. Коммуна- средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гебеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания заподноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи вол Флоренции.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа)

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехи в Священной Римской империи. Экономический подъем Чешского государства. Прага- столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус- критик духовенства. Церковный собор в Константинополе. Мучительная казнь Я.Гуса. гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевания турками- османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образовании государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адриаполь- первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Облич. Вторжение турок- османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византии. Переименование Константинополя в Стамбул- столица Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 часа)

Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества.  Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, Святой Августин. Дискуссия о соотношения веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквитанский- философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе.  Роль философии в средневековую эпоху.

Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою- королю Артуру. Сказочно-приключенческий роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.  Влияние церкви на развитие искусства западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождения античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальностей человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле.  Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие  Х. Колумба. Великие географические открытия. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения.  Распространение библиотек.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан- единое государства. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуана Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевания Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения.  Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских ученых в науках. Литература и искусство. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатство Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддийские храмы в Аджане. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс «Бусидо». Культура Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их  устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной  Южной Африки и его занятие. Сохранение родо-племенных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Итоговое повторение (1 час). Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерные для Средневековья. Феодальное государство странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становление феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.

История России: от древней Руси к российскому государству (с древности до конца XV в) (40 часов)

Введение (1 час)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю Россию.

        Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов). Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую культуру. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хазарский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

        Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Взаимоотношения кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения нардов. Дискуссии о славянской прародине и происхождения славян. Расселение славян, их разделение на три ветви- восточных, западных, южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи- балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока. Объединение древнетюркских племен тюрков, огузов, киргизов, кыпчаков.  Великий Тюркский каганат: Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.  Киданьское государства. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н.э. появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

        Тема 2. Русь в IX-первой половине XII века (11 часов). Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь, дружина, полюдье). Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, ее специфика и достижения. Былинный эпос. Литература и ее жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссия об общественном строе.  Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и ее роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексны характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменение в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

        Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII века (5 часов). Эпоха политической раздробленности в Европе.  Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель- самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV вв. (10 часов). Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и ее влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европы и их последствия. Образование Золотой Орды.  Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Системы управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Золотой Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгород и Псков. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о гибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 часов). Политическая карта Европы и русских земель в начале XV века. борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымкое,  Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV века. Василий Темный. Новгород и Псков в XV веке. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии РПЦ. Внутрицерковная борьба. Ересь. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусского и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

4.  Тематическое планирование

№ урока

Название темы

Количество часов

Всеобщая история. Средние века

30

1

Введение

1

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века)

5

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

1

3

Христианская церковь в ранее Средневековье

1

4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках

1

6

Англия в ранее Средневековье

1

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках

2

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

1

8

Образование славянских государств

1

Тема 3. Арабы в VI-XI веках

2

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

10

Культура стран халифата

1

Тема 4. Феодалы и крестьяне

 2

11

Средневековая деревня и ее обитатели

1

12

В рыцарском замке

1

 Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века

1

14

Горожане и их образ жизни

1

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы

2

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

16

Крестовые походы

1

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)

6

17

Как происходило объединение Франции

1

18

Что англичане считают началом своих свобод

1

19

Столетняя война

1

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

1

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

1

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

2

23

Гуситское движение в Чехии

1

24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

3

25

Образование и философия. Средневековая литература

1

26

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1

27

Научные открытия и изобретения

1

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

30

Итоговое повторение

1

История России

40

Введение

1

31

Наша Родина-Россия

1

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

32

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

33

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

1

34

Образование первых государств

1

35

Восточные славяне и их соседи

1

36

Обобщение по теме

1

Тема 2. Русь в IX-первой половине XII века

11

37

Первые извести о Руси

1

38-39

Становление Древнерусского государства

2

40

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

41

Русское государство при Ярославе Мудром

1

42

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

43

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

44

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

45

Повседневная жизнь населения

1

46

Место и роль Руси в Европе. Обобщение по теме

1

47

Урок истории и культуры родного края в древности

1

Тема 3. Русь в середине XII-начале XIII века

5

48

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

49

Владимиро-Суздальское княжество

1

50

Новгородская республика

1

51

Южные и юго-западные русские княжества

1

52

Обобщение по теме

1

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV вв

10

53

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

54

Батыево нашествие на Русь

1

55

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

56

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

57

Литовское государство и Русь

1

58

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

59

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

60

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.

1

61

Родной край в истории и культуре Руси

1

62

Обобщение по теме

1

Тема 5. Формирование единого Русского государства

8

63

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

64

Московское княжество в первой половине XV века

1

65

Распад Золотой Орды и его последствия

1

66

Московское государство и его соседи во второй половине XV века

1

67

Русская православная церковь в XV-начале XVI в

1

68

Человек в Российском государстве второй половины XV века

1

69

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

70

Обобщающий урок по теме

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...