Жизнь, отданная небу… Методическая разработка урока 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Методическая разработка урока истории в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жизнь отданная небу33.53 КБ
Файл презентация2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа № 1 им. Николая Кудри»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Жизнь, отданная небу…

Методическая разработка урока истории в 8 классе,
дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана

Разработал:

учитель истории и обществознания
Рыбачинский Ян Юрьевич

Черноморское, 2017

Тема: Значение подвигов дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана в Великой Отечественной войне

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1) образовательные: изучить страницы славной боевой истории Великой Отечественной войны; приобщить обучающихся к легендарному прошлому нашей страны; воспитывать патриотизм и формировать гражданские качества личности школьников; формировать навыки уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне;

2) развивающие: развивать навыки публичного выступления; расширять кругозор;

3) воспитательные: воспитывать сознательную любовь к родной земле;  пробуждать интерес к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны дважды героем  Амет-хан  Султаном.

Технологии: система преподавания истории как предмета; технология обучения на основе опорного конспекта; педагогика сотрудничества, игровые технологии; компьютерные технологии; технология «Диалог культур».

Оборудование: классная доска, мел, наглядность (стенгазеты, рефераты, вопросы к игре), персональный компьютер с доступом в сеть Интернет.

Мультимедийное сопровождение:  короткометражный фильм С. Тевфикова «Амет-Хан» (доступ по ссылке http://www.kinopoisk.ru/film/798129)

Подготовительная работа: обучающиеся заранее получают задания – подготовить чтение стихотворений наизусть, оформить рефераты и стенгазеты.

Урок проводится в комнате боевой славы; перед началом урока в кабинете оформлена выставка – портрет Амет-Хан Султана, творческие работы обучающихся.

ХОД УРОКА

  1.  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Хищную птицу без пули таранил,

Неуязвимо стрелял и разил

Летчик, разведчик и ас-истребитель,

Жизни ведомых спасший не раз.

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

  • Что мы знаем о Великой Отечественной войне?
  • Как люди встретили войну?
  • Почему мы называем войну Великой Отечественной?
  • Какие крымчане-герои ВОВ Вам известны?
  • Кто из героев ВОВ учился в нашей школе?  

Учитель: все мы хорошо знаем, что много лет назад в нашей школе учился Герой Советского Союза Николай Данилович Кудря. Его именем названа улица в нашем посёлке. А в столице Крыма Симферополе в районе центрального рынка есть площадь, названная именем другого военного лётчика. Сегодняшний урок посвятим самому прославленному воину - крымскому татарину, одному из наиболее выдающихся лётчиков-истребителей и лётчиков-испытателей - Амет-Хану Султану (25.10. 1920 - 01.02. 1971), которому 25 октября могло бы исполниться девяносто семь  лет.

3.  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

  1. Запись в рабочих тетрадях

Слайд №1

АМЕТ-ХАН СУЛТАН – СОВЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК, ГВАРДИИ МАЙОР, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЁТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

  1. Просмотр фильма «Аметхан»
  2. Заслушивание сообщений обучающихся:

Слайд №2

Ученик 1.

Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета Автономной Республики Крым в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать — крымская татарка. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

Слайд №3

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.

Слайд №4

Ученик 2.Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны».

Слайд №5

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина.

Слайд №6

Ученик 3. Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7А участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

Слайд №7

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190».

Слайд №8

Ученик 4. Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

Слайд №9

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136)Слайд №10 командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

Слайд №11

После войны жил в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории"ТУ-16ЛЛ, чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства. Когда самолёт вошёл в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полётного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории...

Самолёт упал в болото. Весь экипаж погиб. Пилотскую кабину с Амет-Ханом, вторым пилотом Евгением Бенедиктовым и штурманом Вильяном Михайловским отбросило далеко в сторону, а бортмеханика Радия Ленского и радиста Алексея Воробьева нашли в самолёте. До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину.

Слайд №12

Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался опытный двигатель. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
          Человек, чьё имя навсегда вписано в летопись Великой Отечественной войны и в книгу истории авиации.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Игра «Верно – неверно» (раздаточный материал на каждой парте)

1. Амет-Хан Султан родился в городе Алупке (+)

2. Оба родителя Амет-Хана Султана были крымскими татарами (-)

3. В 1937 году окончил 11 классов и поступил авиационное училище в Симферополе (-)

4. В 1940 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова в звании младшего лейтенанта (+)

5. Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага (+)

6. С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу (+).

7. Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета. 152 воздушных боя, 30 сбитых самолетов противника и 19 в группе, при этом дважды его самолет горел (+)

8. У Амет-Хана Султана никогда не возникало трудностей из-за национальности (-)

9. Войну Ахмет-хан Султан окончил в Восточной Пруссии. Последний самолёт противника сбил 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф (Берлин) (+)

10. По окончании войны Амет-Хан Султан больше не садился за штурвал самолёта (-)

  1. ИТОГ УРОКА

Слайд №13

Ученик 5.

Хищную птицу без пули таранил,

Неуязвимо стрелял и разил

Лётчик, разведчик и ас-истребитель,

Жизни ведомых спасавший не раз.

В сорок четвёртом родная обитель
Горем героя нежданно обдаст…
Слёз не унять у хозяйки Насибы,
Полнится стоном татарская кой.

Не суждено больше было кружить:
Крым под запретом, а встречу со смертью
С Чёрного моря несли
.

  1. МИНУТА МОЛЧАНИЯ
  2.  РЕФЛЕКСИЯ

Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…                          Я научился…

Меня удивило…                             У меня получилось…

Было трудно…                                Я смог ….

Я понял, что…                                Я попробую…

Я теперь могу….                            Меня удивило…

Мне захотелось….                          Было интересно…

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Класс делится на группы, каждая группа готовит реферат о крымчанах- героях Великой Отечественной войны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материал для стенгазеты

«АМЕТ-ХАН СУЛТАН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ»

 А.Е. ГОЛОВАНОВ маршал авиации:

Дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан испытывал двигатель, подвешенный под Ту-116. Двигатель в полете взорвался. Погиб легендарный лётчик-истребитель войны, крымский татарин. На родине, в Алупке, ему при жизни стоял памятник.

Первого Героя ему с трудом дали, второго тоже... За те испытания, которые он проводил, за каждое в отдельности, такие, как Галлай, получали Героя.

А ему не давали... Я думаю, что второго такого лётчика у нас в стране не была. Конечно, ни Покрышкин, при всем уважении к нему, ни кто другой с ним не сравнится.

 ФРАНСУА де ЖОФФР французский лётчик добровольческого авиаполка «Нормандия Неман»:

—  Я встретил своего старого друга Аметханадважды Героя Советского  Союза,   прославленного  «короля  тарана».  Знаете ли вы, что такое таран? Это наивысшая форма самопожертвования русского лётчика, который, израсходовав полностью боеприпасы, устремляется на вражеский самолет и ударяет его своей машиной. В девяноста случаях из ста это неминуемая гибель. Аметхану повезло, и он остался жив...

 Э.В. ЕЛЯН Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, командир первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144:

— АметханСултан был лётчиком, которому удавалось все, за что бы он ни брался. Второго такого испытателя ни я, никто другой не знают.

 А.В. ВОРОЖЕЙКИН дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации:

— Когда немцыслышали предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Аметхан Султан!» терялись и по возможности старались избегать с ним встречи.

 В.Д. ЛАВРИНЕНКОВ дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, командир 9 гвардии авиаполка, где служил Аметхан Султан:

— Никогда не робел Аметхан перед неприятелем, даже если он в несколько раз превосходил численностью отряд его самолетов. Он побеждал врага изобретательностью, хитростью, бесстрашием...

Аметхан умел каждый вылет совершать с максимальной пользой для дела. И не случайно лётчики любили ходить с ним на задание, они знали: он обязательно найдет противника.

 Ю.А. ГАРНАЕВ Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

Амет-Хану было поручено одному из первых в стране испытывать катапультное сиденье для спасения лётчика при аварийных ситуациях в воздухе. На определенной высоте неожиданно раздался сильный взрыв, корпус самолета содрогнулся. В следующий момент из пробитого бака в кабину хлестнули струи керосина преждевременно   изорвался   пороховой   патрон   стреляющего   механизма катапультного устройства.  Достаточно  было малейшей   искры, чтобы машина вспыхнула горящим факелом. Но Аметхану удалось благополучно посадить на  землю  самолет   и  спасти  от  гибели товарища.

 Г.М. ШИЯНОВ Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР:

—  Это лётчик редчайшего, огромного дарования. 23 года я был рядом с ним. Того, что сделал Аметхан, хватило бы на несколько человек. Говорил мне, что после пятидесяти уйдет на пенсию. Не ушел, не смог. Любовь к работе единственное,  что оказалось сильнее его собственной воли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»...

Методическая разработка урока "Цвета неба"

В статье содержится методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме "Цвета неба".Занятие ставит перед собой цель научить детей лучше чувствовать цвет,находить взаимосвязь между цве...

Жизнь египетского вельможи. Методическая разработка урока.

Жизнь египетского вельможи. Методическая разработка урока....

Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АСТРОНОМИИ  «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДА ЗВЕЗДНОГО НЕБА В ТЕЧЕНИИ СУТОК»...

Методическая разработка урока "Класс Земноводные или Амфибии"

middot;           Цель урока:Обучающая: описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Определять и классифицировать представителей земноводных по фо...

Методическая разработка Урока Мужества на тему: " В небе над Сталинградом"

Методическая разработка Урока Мужества на тему: " В небе над Сталинградом" имеет цель:способствовать воспитанию чувства любви и гордости за Родину, великий народ; расширить представления обу...