Рабочая программа Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
рабочая программа по истории (5, 6 класс) на тему

В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОДНКНР32 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

_______________________

_______________________        

Руководитель

_______________________

«____» ____________ 2016

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Лаврова В.В.

«____»____________ 2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Т.И. Моисейченко

№ «_____» приказа

«_____» ___________ 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНОМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                ______________________________________________________

(название предмета, курса, модуля, кружка)

                

класс _______________________________

уровень _____________________________

(базовый, профильный)

учитель _____________________________

                учебный год ________________________

                

Черноморское

2016 год

Пояснительная записка.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  4. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016учебный год»
  5. Учебный план общеобразовательного учреждения на 2015/2016учебный год.
  6. Годовой календарный график общеобразовательного учреждения на 2016/2017учебный год

Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии № 246028 Свидетельство о государственной аккредитации ПА 02 1164 от 19.02.2009

        В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в 5 и 6 классах. В 6 классе продолжается формирование первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, проявление толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в 6 классе у учащихся углубляется осознание идеи духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. Курс призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение курса заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и духовность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.

Общая характеристика учебного предмета.

        В ФГОС основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.                                                         

Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1). «В мире культуры». Формируется понятие «культура», происходит ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе.

2). Разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир». Даётся характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в быту народа, в особых моментах истории страны.

 3) Раздел «Религия и культура». Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе.

Принципы организации обучения по курсу «ОДНКНР».

 Культуроведческий. Определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России, в том числе национальной и религиозной.

 Принцип природосообразности. Обращение к эмоциональной стороне общественной жизни, окружающей природы, общественных отношений.

 Принцип диалогичности. Так как сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре.

 Принцип краеведения. Ознакомление с различными проявлениями культуры в данном городе, селе, регионе может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в полиэтнической среде.

 Принцип поступательности. Обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения.

Место предмета в учебном плане.

 В соответствии с ФГОС в65 класс основной школы введена предметная область «Духовно-нравственная культура народов России». Учитывая экспериментальный опыт апробации данного курса в школе, предполагается изучение курса 6 класса, 1 час в неделю, общее число часов – 34.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты обучения:

 Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

 Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

 Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с её участниками;

 Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире, воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества;

 Воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

 Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств. Метапредметные результаты определяют круг УУД разного типа, которые успешно формируются средствами данного предмета:

 Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения;

 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

 Овладение методами познания, логическими действиями и операциями;

 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

 Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

  Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

 Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание обучения.

Раздел 1. В мире культуры (4 ч).

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей. Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 ч).

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представление о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов. Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России. Деятели разных конфессий – патриоты. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в сказках, легендах, пословицах разных народов. «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники, строители БАМа и т.д.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура (10 ч).

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм: внешние особенности, внутреннее убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 ч).

 Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир (2 ч).

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека

        

Тематическое планирование

«Основы духовно-нравственной культуры народов России», 6 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

В мире культуры.

4

2

Нравственные ценности российского народа.

14

3

Религия и культура.

10

4

Как сохранить духовные ценности.

4

5

Твой духовный мир.

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

6 класс (34 часа)

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

План

Факт

Тема 1: В мире культуры (4ч.)

1

Величие многонациональной российской культуры.

2

2

Человек – творец и носитель культуры

2

Тема 2: Нравственные ценности российского народа (14 ч.)

3

 «Береги землю родимую, как мать любимую».

2

4

Жизнь ратными подвигами полна

2

5

В труде – красота человека.

2

6

«Плод добрых трудов славен».

2

7

Люди труда

2

8

Бережное отношение к природе.

2

9

Семья – хранитель духовных ценностей.

2

Тема 3: Религия и культура (10 ч.)

10

Роль религии в развитии культуры.

2

11

Культурное наследие христианской Руси.

2

12

Культура ислама

2

13

Иудаизм и культура

2

14

Культурные традиции буддизма

2

Тема 4: Как сохранить духовные ценности (4 ч.)

15

Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2

16

Хранить память предков

2

Тема 5: Твой духовный мир (2 ч.)

17

Что составляет твой духовный мир.

2

Программно-методическое обеспечение курса

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры

Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

Список дополнительной литературы для учителя

  1. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
  2. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
  4. Введение в буддизм. – СПб., 1999. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
  5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., Республика, 1996.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
  7. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
  8. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
  9. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
  10. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
  11. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
  12. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.
  13. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
  14. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
  15. Радхакришнан С. Индийская философия. М., Миф, т. 1, 1993.
  16. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
  17. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
  18. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. - 2007.
  19. Янушкявичус, О. Янушкявичене. Основы нравственности, М., Про - Пресс, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и совреме...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 5 класс (ФГОС)

Программа к учебнику Н.Ф.Виноградовой, издательство "Вентана-Граф". Разработана в соответствии с ФГОС. Рассчитана на 18 часов...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа  «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...

Рабочая программа "Основы духовно- нравственной культуры народов России". 5 класс.

Рабочая программа  по  Основы духовно- нравственной культуры России составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственным образовательным стандартом  основного общ...

Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс

Рабочая программа. Основы -духовно - нравственной культуры народов России. ФГОС 5 класс...