Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности
методическая разработка по истории

Яркова Светлана Николаевна

Выступление учителя на РМЦ учителей истории (из опыта работы) «Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Следует признать, что исходя из итогов ЕГЭ, история сегодня, становится для учащихся одним самых сложных предметов. Как отмечают ученики, прежде всего из-за большого объема содержания, перед которым пасуют многие. Но следует также добавить, что из-за неумения работать с информацией также. В качестве примера могу привести, что на муниципальном этапе ВОШ при разборе заданий с семиклассниками дети с удивлением узнали, что ответы на многие задания они знали. Знали, но не смогли осуществить перенос знаний в новую для себя ситуацию. Думаю, что один из способов преодоления этого барьера и является исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.pptx3 МБ
Файл vystuplenie.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследовательская деятельность - как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Светлана Николаевна Яркова , учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура».

Слайд 2

Г лобальная информатизация К омпетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Профессиональный универсализм Актуальность

Слайд 3

« Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением Исследование - поиск истины или неизвестного, п онимается преимущественно, как процесс выработки новых знаний, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Слайд 4

ставить цель и пояснить её, организовывать ее достижение; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание по отношению к изучаемой проблеме; работать с инструкциями, использовать элементы статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия картины мира. Познавательные компетенции

Слайд 5

Каковы же условия для организации исследовательской деятельности? Учёт возрастных особенностей детей Умение работать с рекомендованной литературой. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Направления: мой дом (изучение родословного древа семей учащихся); мой город (прошлое, настоящее, перспективы развития); я и природа (комплексное изучение особенностей родного края, его экологических проблем); история школы, ее традиции; выдающиеся земляки (биография известных людей города и края).

Слайд 6

Родословная семьи

Слайд 7

Целенаправленность

Слайд 8

Мотивированность

Слайд 9

Преемственность 1 уровень – Базовый (достаточный) уровень, репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов,в том числе дистанционных; степень включенности учащегося в исследование при реализации задач работы до 50 %. 2 уровень – Продуктивный (повышенный) уровень, эмпирико-практический, включающий создание исследовательских (проектных) работ с обязательным применением методов эмпирического (практического) исследования, умение моделировать презентацию работы на основе защитной речи, а также умение вести дискуссию по теме работы; степень включенности учащегося в исследование при реализации задач работы до 75 %, 3 уровень – Творческий уровень исследовательский, продуктивно- деятельностный , экспериментальный, включающий формулирования нового знания, обсуждения и оценки полученных результатов, определения перспективы применения результатов исследования в новых (изменённых) условиях; степень включенности учащегося в исследование до 100%. Творческий уровень предполагает владение выпускником школы культурой исследовательской деятельности, необходимой для дальнейшего успешного обучения в вузе.

Слайд 10

Создание творческой атмосферы -функционирует школьное научное общество ; -ежегодная научно-практическая конференция «Виват Россия»; -ведется исследовательская и поисковая деятельность; -работа школьного музея боевой славы и большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Слайд 11

На раскопках Экспедиции на места Великой Отечественной войны, территория Псковской области Островского района

Слайд 12

Систематичность индивидуальная программа работы с каждым учеником

Слайд 13

Сотворчество Педагог должен сам быть творческой личностью. Педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности. Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося.

Слайд 14

Критерии оценивания сочинения-эссе на Всероссийской олимпиаде школьников ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА 1. Знание исторических фактов. 2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.). 3. Аргументированность суждений и выводов. 4. Знание историографии проблемы, мнений историков. 5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме. 6. Оригинальность решения проблемы, аргументации

Слайд 15

При оценивании ответа жюри также выделяет следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты истории, концепции исторического развития и т.д.

Слайд 16

И сследовательский проект: « Вопрос о церковном землевладении в правительственной политике XYI века» А. «Слово иное», полемическое произведение 1503 года; Б. Выдержки из приговора Стоглавого собора 11 мая 1551г; В. Выдержка из Соборного приложения 1572г.; Г. Выдержка из Соборного приговора 1581г.

Слайд 17

Постановка проблемы. 10 б. Характеристика источника. 5б. Проследить изменения в законодательном регулировании. 12 б. Изменения в аргументации. 8б. Сторонники и противники изменений.10б Выводы.5б План исследования

Слайд 18

Предложения в ключить в работу на уровне города обучение написанию исследовательского проекта в рамках подготовки к ВОШ; ш ире включать на занятиях по подготовке школы для одарённых детей рассмотрение исторических концепций и современные подходы историков к трудным, проблемным вопросам истории; и зучить вопрос подготовки исследовательского проекта на обучающем семинаре, практикуме с приглашением преподавателей Университета.

Слайд 19

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности»

«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи

Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Светлана Николаевна Яркова, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура». В своем небольшом выступлении я хотела бы представить свой опыт по подготовке учащихся к различным предметным конкурсам и олимпиадам, а также опыт в качестве работы члена жюри г. Нижневартовск в рамках муниципального этапа ВОШ.

Тема моего выступления «Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Почему данная тема актуальна? Модернизация образования, в первую очередь, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. В меняющемся мире школа должна формировать у учащихся такое качество, как профессиональный универсализм – т.е. способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Помочь научиться ориентироваться в этом глобальном потоке, просеивать информацию, осуществлять осознанный выбор – одна из задач современного учителя. Однако быстро растущие изменения в обществе, общественных отношений, обрушившийся на школьников поток информации, все труднее уложить в рамки уроков, поэтому огромную роль в последнее время, на мой взгляд, приобретает внеурочная работа по истории.

Следует признать, что исходя из итогов ЕГЭ, история сегодня, становится для учащихся одним самых сложных предметов. Как отмечают ученики, прежде всего из-за большого объема содержания, перед которым пасуют многие. Но следует также добавить, что из-за неумения работать с информацией также. В качестве примера могу привести, что на муниципальном этапе ВОШ при разборе заданий с семиклассниками дети с удивлением узнали, что ответы на многие задания они знали. Знали, но не смогли осуществить перенос знаний в новую для себя ситуацию. Думаю, что один из способов преодоления этого барьера и является исследовательская деятельность.

C3Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Остановлюсь на некоторых особенностях исследовательской деятельности, несмотря на черты сходства с проектной деятельностью она имеет также и принципиальные различия.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. 

Исследование - поиск истины или неизвестного, понимается преимущественно,  как процесс выработки новых знаний, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

С4Главный смысл исследования в развитии познавательной способности ребенка, не получение объективно нового результата, как в "большой" науке, а его «учебный» характер т.е. в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления.

Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в деятельностной форме:

Через исследовательскую деятельность ученики учатся

  • ставить цель и пояснить её, организовывать ее достижение;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • работать с инструкциями, использовать элементы статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

Каковы же условия для организации исследовательской деятельности?

Слайд 5 Учёт возрастных особенностей детей

Исследовательская деятельность - одна из форм реализации познавательной компетентности школьников. И развивать её навыки необходимо на этапе начального обучения с учетом возрастных и психологических особенностей личности.

Как правило в 5 классе из ребят набирается группа детей, интересующихся историей до 10 человек. Из них формируется кружок- в 5 классе это у нас был «Кружок юного историка», в 6 классе мы увлеклись рыцарством и появился «Клуб рыцарей» и т.д.

Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен овладеть определенными компетентностями:

  1. Умение работать с рекомендованной литературой.
  2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге.
  3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Обычно в среднем звене это проектная деятельность с элементами исследования по следующим направлениям:

  • мой дом (изучение родословного древа семей учащихся);
  • мой город (прошлое, настоящее, перспективы развития);
  • я и природа (комплексное изучение особенностей родного края, его экологических проблем);
  • история школы, ее традиции;
  • выдающиеся земляки (биография известных людей города и края).

Слайд 6 Пример родословней

 

Слайд 7. Целенаправленность

Создание проблемных ситуаций и поиск их решений в среднем звене учитывает психологические особенности обучающихся и позволяет увидеть талантливого ученика и работать дальше с ним.

Мотивированность Слайд 8

Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Важно найти точку опоры в самом ученике, познаваемая проблема должна быть ему интересна. Познавательный интерес, конечно, сам по себе мощный стимул, но по мере усложнения видов деятельности порой бывает сложно удержать учеников от желания бросить работу.  Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Награда, признание, даже хорошие оценки, благодарственные письма родителям и прочее. Абстрактные перспективы, как правило, не помогают.

Слайд 9 Преемственность

Прохождение учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса можно условно разделить на несколько уровней: 1 уровень – Базовый (достаточный) уровень, репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, в том числе дистанционных; степень включенности учащегося в исследование при реализации задач работы до 50%.

2 уровень – Продуктивный (повышенный) уровень, эмпирико-практический, включающий создание исследовательских (проектных) работ с обязательным применением методов эмпирического (практического) исследования, умение моделировать презентацию работы на основе защитной речи, а также умение вести дискуссию по теме работы; степень включенности учащегося в исследование при реализации задач работы до 75 %,

3 уровень – Творческий уровень исследовательский, продуктивно-деятельностный, экспериментальный, включающий формулирования нового знания, обсуждения и оценки полученных результатов, определения перспективы применения результатов исследования в новых (изменённых) условиях; степень включенности учащегося в исследование до 100%.

Творческий уровень предполагает владение выпускником школы культурой исследовательской деятельности, необходимой для дальнейшего успешного обучения в вузе.

Слайд 10 Создание творческой атмосферы

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

В нашей школе такая атмосфера присутствует:

-функционирует школьное научное общество;

-ежегодная научно-практическая конференция «Виват Россия»;

-ведется исследовательская и поисковая деятельность;

-работа школьного музея боевой славы и большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию. Слайд 11

Слайд 12Систематичность

В данном случае подразумевается, что нельзя при подготовке к предметной олимпиаде или в написании исследовательской работы заниматься ситуативно необходима индивидуальная программа работы с каждым учеником, занимающимися конкретными исследованиями, включающая в себя сбор материала; работу в архивах, музеях, библиотеках; использование интернет-ресурсов; консультации специалистов и др.

Слайд 13Сотворчество

        31

Хотелось бы отметить еще очень важный фактор: успешно проведенное исследование дает возможность представить его результаты общественности на конференциях и конкурсах А это важный шаг на пути самореализации как для ученика, так и для педагога. Каждое такое мероприятие – это новая ступенька роста, потому что во время проведения конференций многому учишься, остаются в памяти интересные темы, яркие выступления,  понравившиеся приемы и формы подачи материала. Кроме того, общение с организаторами и участниками подобных мероприятий дает импульс для поиска новых возможностей самореализации: ребята рассказывают друг другу о олимпиадах и конкурсах, где кто-то из них побывал, педагоги обмениваются с коллегами опытом работы, а потом каждый руководитель анализирует вместе с ребятами полученную информацию. Так определяются перспективы и планы не только дальнейших исследований, но и возможного личностного роста.

Поэтому исследовательская деятельность строится на сотворчестве ученика и учителя, а для этого педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

Слайд 14При анализе исследовательских и олимпиадных работ учащихся не только собственных учеников, но и вообще школ нашего города обнаруживаются существенные пробелы в умении анализировать исторический источник т.е. составить исследовательский проект и написание исторического эссе в части представления точек зрения историков на проблему.

Что касается написания исторического эссе

Критерии оценивания сочинения-эссе на Всероссийской олимпиаде

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Наиболее западают п.4, теряют внутреннее смысловое единство, пытаются дать оценку с позиций современности хорошо или плохо, что не соответствует абсолютно историческому подходу, но и как правило не отличается оригинальностью в  решении проблемы.

Слайд 15 При оценивании ответа жюри также выделяет следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты истории, концепции исторического развития и т.д.

Поэтому при подготовке целесообразно обратить внимание учащихся на то, что при выборе темы важно ответить себе на целый ряд вопросов:

- интересна ли эта тема для меня?

- понимаю ли я смысл темы?

- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?

- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном  смысле?

- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?

Важно настроить учащегося на то, что при раскрытии темы целесообразно обратиться к различным точкам зрения на проблему или различным подходам к ее решению, показать многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

Слайд 16Также сложным заданием оказался исследовательский проект:

На муниципальном этапе учащимся 10-11 класса были предложены фрагменты нескольких документов 16 века и предложено написать на их основе небольшую работу на тему «Вопрос о церковном землевладении в правительственной политике XYI века».  Тексты сложные, частично адаптированные, есть небольшие сноски на наиболее сложные слова

А. «Слово иное», полемическое произведение 1503 года;

Б. Выдержки из приговора Стоглавого собора 11 мая 1551г;

В. Выдержка из Соборного приложения 1572г.;

Г. Выдержка из Соборного приговора 1581г.

Рекомендованный план работы:

  1. Постановка проблемы. 10 б. (Почему именно в 16 веке вопрос о церковном землевладении обрел остроту для государственной власти)
  2.  Характеристика источника. 5б.  (Описать документ и его возможности для раскрытия проблемы)
  3.   Проследить изменения в законодательном регулировании. 12 б.  (Какие предложения делаются верховной властью и какие из них становятся законодательными нормами, как связаны они с событиями истории 16 века. Необходимо разобрать эти вопросы применительно к каждому из текстов)
  4.  Изменения в аргументации. 8б. (Как от одного документа к другому меняется аргументация и почему)
  5. Сторонники и противники изменений.10б (Также с помощью документа нужно показать, как меняется состав сторонников и определить возможных противников)
  6.  Выводы.5б (Сформулировать их и объяснить, что дают Ваши наблюдения для понимания эволюции отношений церкви и власти т.е. логику развития церковного и служилого землевладения)

На этом задании наши ученики набрали очень мало баллов. По сути данный вид исследовательской деятельности и показывает овладение ремеслом историка.

Возникает серьёзный вопрос в подготовке к заданиям подобного типа учитель при организации занятий на базовом уровне 2ч. неделю фактически не имеет  времени на овладение методологией научного исследования источника, на освоение методической, научной, специальной литературы; очень трудно заниматься исследовательской работой в одиночку, если нет поддержки среди сообщества педагогов.

Слайд 17Предложения

  1. Включить на уровне города обучению написанию исследовательского проекта;
  2. Рассматривать на занятиях по подготовке школы для одарённых детей рассмотрение исторических концепций и современные подходы историков к трудным, проблемным вопросам истории.
  3. Изучить вопрос подготовки исследовательского проекта на обучающем семинаре, практикуме с приглашением преподавателей Университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 9-14.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
  3. Набиева, Е. В. Современный учитель - учитель-исследователь: курс лекций / Е.В. Набиева. - Иркутск: ИПКРО, 2004. - 163 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся

Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, с...

Групповая деятельность как одна из эффективных форм при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе

Опыт работы, представленный на заседании городского августовского совещанияработников системы образования «Нижневартовск. Образование. Движение вперед!»   в 2018 году...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ

в статье даётся систематизация и соединение воедино знаний и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов как одной из активных форм преподавания музыки и организации внеурочной...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность фор...