Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся
статья на тему

Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Современные образовательные технологии позволяют сделать это наиболее результативно и продуктивно.

Среди эффективных форм работы с обучающимися – организация их индивидуальной и самостоятельной работы, привлечение к проектно-исследовательской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБОУ СПО «Многоотраслевой техникум»

   

Доклад

«Проектно-исследовательская деятельность как одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности обучающихся во время производственной практики»

                                                                             Разработчик: Оленина Г.Б.,

                                                                       мастер п/о

г. Моршанск

2014 г.

Современная государственная образовательная политика ориентирует педагогов на новый результат их деятельности. В Концепции модернизации российского образования указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать по возможности их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Каждый педагог, обучающий подростков избранной профессии, желает максимально развить их профессиональные компетенции,  привить им самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, пробудить творческое начало, а значит поддерживать интерес к будущей профессии. Такие выпускники будут востребованы и конкурентноспособны на рынке труда, готовы к эффективной профессиональной деятельности, способны решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы, а значит, не будут считать, что ошиблись в выборе профессии.    Развитию творческого потенциала обучающихся способствует грамотно организованная внеурочная деятельность на основе компетентностного подхода с привлечением актуальных педагогических технологий.

Основной стратегией производственного обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Это предполагается реализовывать на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Современные образовательные технологии позволяют сделать это наиболее результативно и продуктивно.

Среди эффективных форм работы с обучающимися – организация их индивидуальной и самостоятельной работы, привлечение к проектно-исследовательской деятельности.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

 Метод проектов – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС НПО определяет как результат освоения основной профессиональной образовательной программы. Внеурочная  творческая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы теоретические  знания, полученные при изучении специальных дисциплин, находили осмысленное применение в ходе реализации проекта, что способствует углублению профессиональной подготовки обучающихся,  расширяет их культурологический кругозор, сокращает сроки адаптации к условиям производства, формирует творческое отношение к труду.

Организация проектно-исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Проектно-исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование профессиональной компетенции.  

Исследовательская деятельность обучающихся при  подготовке проектных работ становится формой создания в образовательном учреждении позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства педагогов и обучающихся, изменяя традиционные образовательные формы. В данном случае проектный метод обучения рассматривается как дидактическая система реализации компетентностного образования, так как он всегда предполагает решение какой-то проблемы, в процессе которой обучающиеся применяют полученные ими знания и умения на учебной и производственной практике.

Обучающийся (или группа обучающихся) под руководством мастера производственного обучения выполняет исследовательскую работу, представляющую собой самостоятельно проведенное исследование, раскрывающее не только приобретённые знания по проблематике исследования, но  и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами проектно-исследовательской работы являются:

        развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

        проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

        проведение самостоятельного исследования во время производственной практики по выбранной проблематике;

        демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

        привитие интереса к научной деятельности.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, созданию замысла.  В процессе поиска необходимой информации обучающиеся используют материалы, полученные на  учебной и производственной практике, ресурсы Интернета, изучают материалы  периодических изданий, специальную и справочную литературу,  используют данные диагностики по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, чертежи, инструкционно-технологические карты), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок.

 Главная цель третьего этапа – защита проектной работы,  аргументированный анализ полученных результатов. Участники проекта делают сообщение о проделанной работе (в виде компьютерной презентации), а педагог руководит процедурой защиты проекта.

Являясь руководителем проектно-исследовательской деятельности обучающихся, не могу не отметить, что выполнение  данной работы требует наличия у обучающихся не только высокого уровня мотивации, сформированности учебно-познавательных компетенций, но и подразумевает уверенное владение ими информационными технологиями.  

Существует единый алгоритм, отражающий этапы работы над исследуемой проблемой во всех областях знаний. Использование ИКТ является необходимым условием  практически на всех этапах:

  • выбор проблемы;
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных;
  • письменное оформление материала в виде целостного текста;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите и защита работы.

Выбор проблемы исследования зависит  от интересов и склонностей обучающихся, может осуществляться по рекомендации научного руководителя. Использование сети Интернет значительно расширяет возможную проблематику исследований.

Для редактирования, обработки и представления полученных результатов обучающиеся работают с текстовыми и графическими редакторами, готовят презентации проектно-исследовательских работ с помощью фото и видеороликов, создают продукт проектной работы: статью, рекомендации, электронные и печатные пособия, буклеты и т. д.

Научный руководитель знакомит обучающихся со структурными компонентами научно-исследовательской работы и общими требованиями к её оформлению, оформлению цитат и ссылок, таблиц, иллюстраций, приложений и библиографического списка, требованиями к тезисам, что требует высокой информационной грамотности педагога.  

Педагог формирует коммуникативную культуру воспитанников, указывая им как на необходимость соблюдения авторских прав, так и на внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях.

Организуя и координируя исследовательскую работу обучающихся, необходимо учить их правильно использовать сервисы сети Интернет, обращая внимание на содержание  и структуру сайтов, источник информации, так как довольно часто в сети Интернет можно найти материалы,  в которых присутствуют грамматические, лексические и орфографические ошибки или материал, содержащий некорректную информацию. Роль педагога – научить  обучающихся критически подходить к оценке материала и правильно использовать Интернет-ресурсы. При выборе Интернет-ресурсов необходимо отбирать такой материал, который бы способствовал воспитанию личности обучающихся, выработке активной жизненной позиции, привитию общечеловеческих ценностей, любви к Родине и ближнему.

В ходе исследовательской работы обучающиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронным энциклопедиям, мультимедиа программам, поисковым системам сети Интернет. Самостоятельный поиск необходимой информации помогает развивать у обучающихся целый ряд компетенций, формировать универсальные учебные действия.

Занятие проектно-исследовательской работой способствует повышению мотивации и развитию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что в полной мере отвечает задаче современного образования – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

В настоящее время можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность обучающихся занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;

формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

повышение самооценки обучающихся благодаря достижению поставленной цели;

выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала.

      На протяжении ряда лет вовлекаю обучающихся в проектно-исследовательскую работу. Положительным результатом считаю  призовые места, занимаемые моими воспитанниками на научно-практических конференциях в техникуме, выступление на областной научно-практической конференции, повышение мотивации обучающихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий позволяет:

в полной мере учитывать индивидуальные образовательные возможности, потребности, интересы обучающихся,

научить обучающихся планированию и организации собственной познавательной деятельности,

овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК;

         раскрывает творческий потенциал обучающихся,

способствует развитию и формированию их информационно-коммуникационной  компетентности.

Если за время обучения в техникуме обучающиеся получат исследовательские навыки, научатся ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то они, в силу более высокого образовательного уровня, будут ответственно относиться к собственному образованию и самообразованию, смогут легче адаптироваться в дальнейшей самостоятельной жизни, реализоваться в профессиональной деятельности.

Используя проектирование как метод развития творческих способностей, обучающиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания – это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать творческие решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. Работа по методу проектов эффективна и актуальна в связи с важностью повышения творческого потенциала обучающихся, развития общих и профессиональных компетенций определённых ФГОС  НПО, которая позволит выпускникам успешно реализовать себя в будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов

Сущность самообразования и его необходимостьПод самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение опр...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Виртуальный методический кабинет как эффективное средство повышения профессиональной компетентности педагога.

Существует противоречие между достаточным техническим оснащением школ и отсутствием эффективного и оперативного взаимодействия с образовательными учреждениями района по вопросам организации методическ...

«МАСТЕР – КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ»

Презентация педагогического опыта педагога-мастера, кратко характеризуются основные идеи технологии....

Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности

Выступление учителя на РМЦ учителей истории (из опыта работы) «Исследовательская деятельность-как одна из эффективных форм развития познавательной компетентности» Следует признать, что исх...

Мастер - класс как эффективная форма повышения профессионального мастерства учителя - словесника

Одной из эффективных форм распространения собственного опыта является мастер - класс...

Методическая неделя как эффективная форма повышения профессиональной компетентности учителя

В связи с переходом на ФГОСТ  возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание  своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения достижен...