Н.С. Хрущев: исторический портрет личности и эпохи
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Камалов Айдар Ленарович

Урок истории. 10 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.s._hrushchev._istoricheskiy_portret_lichnosti_i_epohi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Н.С. Хрущев: исторический портрет личности и эпохи

Урок-обощение
Цель урока:

  -проанализировать  деятельность Н.С. Хрущева на посту руководителя государства и дать оценку роли личности в истории через его политический образ,  оценить основные направления перемен в политической, социальной и духовной жизни в СССР при Хрущёве; способствовать формированию у школьников целостного представления о политическом деятеле, определившем содержание значительного периода отечественной истории; систематизировать знания ранее полученные по хрущёвскому периоду  отечественной истории;

-способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать  данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов,  формировать и формулировать  свою   оценку личностей и событий истории.


План
Вопросы и проблемы для обсуждения:

  1. Н.С. Хрущев—проблемная  фигура истории.
  2. Н.С. Хрущев и его эпоха.
  3. Политический и личностный   портрет    Н.С. Хрущева

Оборудование:

-учебник по история России  ХХ века,

- документы и материалы, посвящённые жизни и деятельности          

   Н.С. Хрущева;

- http://www.hrono.  Хронологическая таблица  «СССР при Н.С.Хрущёве»;

-раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация,      

  документы;

-фотография  "Надгробный памятник  Н.С. Хрущеву";

- фотография  Н.С. Хрущева



Содержание  урока

        Вступительное слово учителя        

   Прошедшие  уроки познакомили вас  с таким периодом,  который вошел в историю нашей страны  ХХ в.  как период правления   Н.С.Хрущева.

Попытаемся сегодня, опираясь на      материал прошедших уроков и самостоятельно проведенную работу, создать цельный образ эпохи; дополнить его политическим портретом непростого, достаточно противоречивого, в чем-то непонятого современниками, а может быть и нами, политического деятеля, каким принято считать Н.С. Хрущева.

Попробуем рассмотреть Н.С. Н.С.Хрущёва в контексте комплексных проблем, которые характеризуют нашу страну в трудные  и величественные времена послевоенного развития.

Можно ли считать Н.С. Хрущева   человеком, цеплявшимся за власть или вынужденно боровшимся за  нее после смерти Сталина, или это человек, имевший яркую политическую цель  и получивший возможность её реализации? Оказался ли он на своём месте в "нужный момент и в нужное время"? Он творил историю или история творила его?

         Исторически он находится рядом с нами. Время его правления в памяти многих ныне живущих и опыт Хрущева- реформатора сохраняет свою актуальность и сегодня.

Что же сделал этот человек для страны и народа? Вовремя увидел угрозу режиму и сумел снять напряжение в системе власти, не позволив потерять ей стабильность? Что руководило им? Стремление избавить страну от жуткого террора и страха, который и ему самому приходилось испытывать? Где истоки решительности Хрущева — умелого царедворца и прагматика? В попытке честно помочь своим соотечественникам или в неумении рационально использовать доставшееся ему сталинское наследство?

 И почему на могиле Н.С. Хрущёва стоит надгробный памятник, изготовленный человеком, который испытал на себе его резкую критику, памятник особенный, со смыслом?  

Вот вопросы, на которые нужно постараться дать ответ.

Ремарка  "Э. И. Неизвестный"(озвучивается)

    НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович, родился 9 апреля 1925, в Свердловске, советский и российский художник и теоретик искусства. Стал к концу 20 в.  одним из самых известных скульпторов России. Но, как активный участник «катакомбной» (по его собственному выражению) культуры, он входил во все более острое противостояние с властями. Лично, — хотя и в резком конфликте, — познакомился с Н. С. Хрущевым, когда тот учинил скандал на выставке в Манеже (1962); впоследствии исполнил его надгробие в Москве (1974), подчеркнув контрастами форм, сочетанием чёрного и белого мраморного фона  для бронзового  бюста Хрущёва внутренний драматизм и противоречивость хрущевского правления.

    В 1976 эмигрировал из СССР. В 1996 в Магадане был открыт созданный по его проекту мемориал жертвам ГУЛАГа — с гигантским бетонным «Ликом скорби» как центральным элементом композиции. В том же году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.

.

.Выступление ученика: Краткая биография  Н.С. Хрущева.

Биографическая справка

       ХРУЩЕВ Никита Сергеевич (1894-1971), советский государственный политический деятель, Герой Советского Союза (1964), Герой Социалистического Труда (1954, 1957, 1961). Из крестьян. С 1909 слесарь на заводах и шахтах Донбасса. В 1928 заведующий организационным отделом ЦК КП(б) Украины, с 1929 учился в Промышленной академии.

С 1931 на партийной работе в Москве, с 1935 1-й секретарь Московского комитета и Московского городского комитета ВКП(б). В 1938 — марте 1947 и в декабре 1947 — 49 1-й секретарь ЦК КП(б) Украины, одновременно в 1944 — 47 председатель Совета народных комиссаров (Совета министров) Украинской ССР. Играл одну из главных ролей в организации массовых репрессий в Москве и на Украине. В Великую Отечественную войну член военных советов ряда фронтов, генерал-лейтенант (1943). С 1949 секретарь ЦК и 1-й секретарь Московского комитета ВКП(б). С 1953 1-й секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1958-64 председатель Совета министров СССР. Член ЦК КПСС в 1934-66, член Политбюро (Президиума) ЦК в 1939-64.

Один из инициаторов «оттепели» во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий; предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного и государственного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На 20-м (1956) и 22-м (1961) съездах КПСС выступил с резкой критикой т. н. культа личности и деятельности И. В. Сталина. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в 1964.

Вопрос классу с последующим обсуждением:

      Почему и у современников и у историков сложилось неоднозначное отношение к личности Н.С.Хрущёва? 

        Групповая работа  по направлениям, предложенным учителем или учениками, с использованием  пройденных параграфов, направленная на систематизацию и обобщение знаний по материалам параг.5—8.

-Учащиеся делятся на группы, в соответствии с предложенными к обсуждению  темами

темы:

а) борьба за власть и  реформирование системы управления;

б) развитие сельского хозяйства;

в) развитие промышленности;

г) решение социальных проблем;

д) влияние  Н.С. Хрущева  на духовную жизнь общества;

е) внешнеполитическая деятельность.

Выступления учащихся, представителей групп, организуются по предложенной схеме ответа, требуются предельно краткие, сжатые, но ёмкие по смысловому содержанию выступления:

-Наличие, суть государственных и общественных проблем в предложенной к рассмотрению области и участие Н.С.Хрущёва в их решении;

- -последовательность Н.С.Хрущёва  в достижении цели;

- результаты, итоги: положительные, отрицательные;

Эти  пункты  оформляется в письменном виде с опорой на материалы параграфа, ранее  изученные документы, предложенные материалы

     Решению задачи помогает "таблица  "Неизвестного"— вертикально разделённый   бело- серый лист, где ученики перечисляют изменения и преобразования, проводимые Хрущёвым в  стране, в соответствии с собственной и групповой  аргументированной оценкой каждой позиции, размещая их на белой или серой стороне.

      Практической работе помогает образец, предложенный классу, где курсив обозначает местоположение на "светлом поле", жирный текст— на "тёмном поле", а  жирный курсив—проблемное положение, для которого надо аргументированно определить местоположение в таблице :

Учащимся раздаются образцы документа и пакеты материалов и  документов  (таблицы, отрывки из выступлений…, воспоминаний его и о нем,  письма … и т.д.)  для проработки группового задания, объясняется задание:

-используя документы, текст §§5—8учебника ,электронный учебник "Россия в ХХ веке", заполнить таблицу

  Образец документа с примерными выводами:

курсив обозначает местоположение на "светлом поле", жирный текст— на "тёмном поле", а  жирный курсив—проблемное положение, для которого надо аргументированно определить местоположение в таблице

    Коллективное руководство не могло продержаться долго, поскольку несколько человек явно претендовали на единоличное правление.
Никто из боровшихся за власть не призывал к безоговорочному продолжению прежней «жесткой» политики, наоборот, все говорили о реформах, о смягчении режима, о его гуманизации. Первым роль реформатора попытался взять на себя Л.П. Берия, для многих олицетворявший прежний репрессивный курс.
Активная деятельность Берия вызвала настороженное отношение к его «нововведениям» со стороны Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева.
Инициативу устранения Берия взял на себяХрущев.    
Теперь соперником Хрущева в борьбе за высший пост в государстве стал Маленков, один из выдвиженцев и ближайших помощников И.В. Сталина в военные и послевоенные годы.
Подход Хрущева был гораздо ближе и понятнее партийным кадрам, чем новации Маленкова.
Опираясь на подконтрольный ему партийный аппарат, он начал борьбу за единоличную власть. Маленков вынужден был в феврале 1955 г. подать в отставку с поста председателя правительства (он стал министром энергетики). Председателем Совета Министров был утвержден Н.А. Булганин, министром обороны назначен близкий в то время к Хрущеву Г.К. Жуков.
Массовым процесс реабилитации репрессированных стал после ХХ съезда КПСС, состоявшегося 14—25 февраля 1956 г. В последний день этого съезда на закрытом заседании Хрущев выступил с «секретным» докладом, в котором обвинил Сталина в многочисленных преступлениях и нарушениях законности, в отходе от «ленинских принципов руководства». При этом не затрагивалась суть созданной Сталиным системы, а многие его жестокие действия (коллективизация, беспощадная борьба с внутрипартийной оппозицией) считались оправданными. Стремление свести проблему к особенностям характера Сталина, представить массовые репрессии исторической случайностью было еще заметнее в опубликованном постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 г., где преступления сталинского режима критиковались куда менее жестко, чем в эмоциональном докладе Хрущева. 
В 1956—1957 гг. были отменены решения о высылке немцев Поволжья, калмыков, карачаевцев, ингушей, чеченцев, балкарцев, крымских татар, репрессированных в 1941—1944 гг. Постановлениями ЦК КПСС от 24 ноября 1956 г. были восстановлены национальные автономии калмыков, карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев.
Несомненно, прекращение массовых репрессий было благом для всех жителей СССР. Однако исчезновение постоянного давления на элиту привело к тому, что стали формироваться никому не подконтрольные высшие слои общества («партноменклатура»).
Часть партийных руководителей считали, что
критика советского строя, завуалированно звучавшая в докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде, способна постепенно подорвать и разрушить страну. Особое недовольство политика Хрущева вызывала у Г.М. Маленкова, В.М. Молотова, Л.М. Кагановича. На заседании Президиума ЦК 18—21 июня 1957 г. они предприняли попытку отстранения Хрущева от руководства партией, обвинив его в отходе от принципов коллективного руководства, игнорировании мнения членов Президиума ЦК, грубости и пренебрежительности в общении с членами Президиума ЦК. Однако сделать это им не удалось.
Постепенная демократизация советского общества при Хрущеве шла неравномерно. Критика Сталина, начатая на ХХ съезде, резко активизировалась в начале 60-х гг. На XXII съезде КПСС было решено вынести тело Сталина из Мавзолея на Красной площади; города и другие населенные пункты, носящие имя бывшего советского лидера, переименовать. Даже Сталинград, несмотря на то что Сталинградская битва уже вошла в историю как знаковое событие Второй мировой войны, был назван Волгоградом. 
В то же время любые несанкционированные выступления против власти коммунистической партии и вообще порядков, установленных в СССР, подавлялись. Наиболее жестокий конфликт между гражданами и властью произошел в городе Новочеркасске Ростовской области.
Реальная демократизация в период правления Хрущева ограничилась рамками одной коммунистической партии. Успеху Хрущева во внутрипартийных схватках способствовало то, что он аккумулировал чаяния большинства партийного аппарата, опасавшегося репрессий и ненавидевшего сталинскую систему власти, где контроль над КПСС осуществляли и органы госбезопасности. Отстранив от власти Молотова и его сподвижников, а также ликвидировав угрозу со стороны маршала Жукова, Хрущев установил внутри КПСС своего рода ограниченную демократию. Эта система оказалась куда более гибкой, чем прямое диктаторское правление Сталина, однако куда менее управляемой с самого «верха».
Непредсказуемая политика, слишком сильно зависящая от эмоционального настроя и личных взглядов Хрущева, стала тревожить многих руководителей страны.  

Какие личные качества Хрущева проявились в преобразованиях в данной области жизни? Они ему помогали или мешали?  Укажите в вашей таблице.

Примерные выводы:

           Хрущев "светлый"

             Хрущёв "тёмный"

-устранил Берию, олицетворявшего сталинский режим;

-… … …

-… … …

Личные и деловые качества: 

-решительность, инициативность,...

-Берия был устранён "сталинским" способом;

  - … … …

-… … …

Личные и деловые качества:

-жёсткость, жестокость, недоверчивость, …

Примерный вариант работы группе:

а) борьба за власть,  формирование аппарата управления и власти;

   1. Ф.М. Бурлацкий в книге "Никита Хрущев и его Цветники — красные, черные, белые" отмечал: "Хрущёв как и Сталин, был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху план, приказ, указание — это и есть... главный стимул развития страны. Он был «государственником» не в меньшей степени, чем Сталин, и несравненно в большей, чем Маркс и Ленин... Три съезда, проведенные при руководящем участии Хрущева, мало отличались от сталинских с точки зрения методов и моделей"

 Примерные выводы учеников:

-сторонник планового ведения хозяйства, командно-административной системы;

-сталинскую модель управления Н.С.Хрущев  в целом сохранил.

2.  Из письма в Конституционную комиссию пензенского рабочего П.Р. Григорьева. 1964г.
"…Даже у нашего антипода в США, где 60 процентов избирателей или подкуплены, или отстранены от выборов, никто не знает, кто будет избран, а у нас всякий знает. В ГДР депутат избирается из пяти кандидатов. Наш существующий способ «избрания» — один кандидат дает одного депутата — самый скверный из всех способов избрания в 130 – 140 государствах земли, самый антидемократический".
 
выводы учеников:

- в СССР при Н.С.Хрущев отсутствует свобода выбора избирателя

3. Наряду с наукой и техникой Хрущев видел не менее важным направлением в своей экономической политике административные реорганизации. В целях слома ведомственных барьеров, мешавших развитию производства, в 1957 г. вместо упраздненных отраслевых министерств начали создаваться территориальные советы народного хозяйства (совнархозы).
выводы учеников:

-могут оценить как положительные преобразования, с точки зрения регионов, или  оценить как отрицательные,  с позиции общегосударственных интересов и результатов.                                   

При оценке личных и деловых качеств можно применить памятку для работы (персоналии), проследить взаимоотношения с ними:

И.В. Сталин; Г.М. Маленков; Л.П. Берия; Г.К. Жуков; В.М.Молотов, Л.М.Каганович;    

 К.Е. Ворошилов, В.И. Микоян, Л.И. Брежнев, …..

Оценивая личностные качества, учащиеся приводят примеры отношения  Н.С.Хрущева  к известным государственным деятелям, последовательность в принятии решений и их выполнении.

10-минутная работа в группах завершается выступлением представителя группы.  Члены остальных групп  являются слушателями и критиками.

Сводятся воедино  личностные оценки Хрущёва:

-решительный, сильный, инициативный, умный, хитрый, волевой, прямой, расчётливый,  жёсткий, недоверчивый, подозрительный, упрямый, и т.д.;

Итоговое обсуждение и формулирование выводов проводится в завершение урока, обращается внимание примерно на следующие объективные и субъективные факторы эпохи:

- трудности  послесталинского времени, сопротивление "сталинской гвардии";

- сложная международная обстановка, борьба за социалистический блок, необходимость доказывать миру "кто сильнее".

 - в эпоху больших перемен не всегда принимаются  однозначно правильные решения;

-формирование Хрущёва и как личности, и как политика, и как хозяйственника происходило при сталинском времени  и при Сталине;

- эйфория от временных успехов, скоропалительность и волюнтаризм при приятии важнейших государственных решений;

-преобразования коснулись абсолютного большинства населения;

-страна достигла выдающихся успехов;

-не были  решены многие поставленные перед государством задачи;

-другое.

Домашнее задание:§ 9, индивидуально-групповые задания по вопросам блока заданий №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Александр Македонский: исторический портрет"

обобщающий урок по теме позволяет дать простор детскому творчеству, развить историческое мышление 5-классников. к уроку прилагается тематическая презентация....

История России в исторических портретах ее правителей IX - XIX вв.

Данный курс по истории России для обучающихся 10 классов составлен как серия исторических портретов правителей России, начиная с Рюрика и заканчивая Николаем II. Большое внимание обращается на х...

Урок "Исторический портрет Ивана Грозного"

Тема: Исторический портрет Ивана ГрозногоЦель: проанализировать деятельность  и личность Ивана Грозного с точки зрения нравственностизадачи: систематизировать знания об эпохе, способствовать разв...

Интегрированный урок-путешествие по страницам истории и литературы на тему: «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе даёт представление о связи личности и исторической эпохи на примере таких исторических источников, как художественные произведения литературы....

Урок "ПетрI и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи"

Цели урока:Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме, провести сравнительный анализ исторических личностей; выяснить, как отразилась деятельность указанных личностей на ходе развития ...

Рабочая программа учебного курса "Портрет на фоне эпохи. Век XIX"

Рабочая программа учебного курса "Портрет на фоне эпохи. Век XIX"...

Курс "ХIХ век: портрет на фоне эпохи"

Курс по истории предназначен для учащихся 8 класса (17 часов)...