Микены и Троя
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Ислямова Эльвина Ибраимовна

Цели урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны, продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников. Тип урока: комбинированный. На этапе   актуализации применяется ирга "Крестики и нолик", которая очень нравится ребятам. При изучении новой темы мы работаем с истоическими документами, рисунками, записываем понятия. Закрепление изученного материала, проходит следующим образом, обучающимся предлогается перечень слов из которых им предстоит составить предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikeny_i_troya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5-м классе по теме

"Микены и Троя"

Цели урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны, продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников, давать характеристику событиям и их участникам.

На доске:

  • Тема урока: “ Микены и Троя”.
  • План урока:
  1. Возвышение Микен, акрополь.
  2. Причины Троянской войны: миф и реальность.
  3. «Яблоко раздора»

Ход урока:

I.Организационный момент: приветствие, подготовка  учащихся к работе

II.Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне»:

- На прошлом уроке мы с Вами отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые нами прежде, давайте сыграем в  игру «Крестики-нолики».

Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).

По окончании игры  определяется победа крестиков или ноликов, проверяется правильность выполнения учащимися задания.

Вопросы для игры:

  1. Греция омывается Ионическим и Эгейским морями
  2. Сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов, называются мифы
  3. Балканскими горами Греция делится на Северную, Среднюю, Южную и Горную
  4.  В греческих мифах чудовище с телом человека и головой льва звали Минотавр
  5. Героя, победившего чудовище с телом человека и головой быка, звали Персей
  6. Лабиринт для чудовища с телом человека и головой быка создал Дедал
  7. Греция расположена на юге Пиренейского полуострова
  8. Города-государства Греции платили дань критскому царю
  9. Критское царство погибло в XV в. До н.э. в результате нападения захватчиков

1

2

3

           

4

5

6

7

8

9

0                  

1

0

2

Х

3

0

4

Х

5

0

6

Х

7

0

8

Х

9


  1. Переход к изучению новой темы.

- Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке?

1. Рассказ учителя.

После падения Крита самым богатым и могущественным стал город Микены, расположенный в Южной Греции. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь  был возведен акрополь.

- Запись в тетради: акрополь – крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.

- Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 117-118

- Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От этих ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух вертикально поставленных камней и положенной сверху горизонтальной плиты.  Над ней – треугольная плита, в которой высечены два льва. Львы стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные стражи, смотрели они на всех входящих в крепость.

На рисунке на стр. 118 мы видим золотую маску. Такую маску накладывали на лицо умерших царей. Мы не знаем имени царя, чей портрет воспроизведен, но мы видим суровое скуластое лицо с бородкой и усами. Так выглядели владыки Микен.

Кроме золотых масок в ходе раскопок были найдены многочисленные глиняные таблички. Какие данные о Древней Греции дают нам эти таблички? Обратите внимание на отрывок одной из такой таблицы

2. Работа с историческим документом

Раздаточный материал на партах:

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37,  девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

3. Беседа с учащимися по источнику:

- Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе? У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему? (женщины и дети; В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства , когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе)

-  Итак многие данные об истории Древней Греции материалы археологических раскопок.  Большая заслуга в этом немецкого ученого Генриха Шлимана.

4. Выступление учащегося с биографией Г. Шлимана (заранее подготовленное)

Иога́нн Лю́двиг Ге́нрих Ю́лий Шли́ман - немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной (гомеровской) Трои, а также на Пелопоннесе — в МикенахТиринфе и Орхомене, первооткрыватель микенской культуры.

Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.

     14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

5. Рассказ учителя.

После ослабления Крита и его заселения греки расселяются и на другие острова и вступают в борьбу за власть над всем Эгейским побережьем. Эта борьба приводит к столкновению с могущественной Троей – городом на побережье Малой Азии.

- Запись в тетради: 1200 г. До н.э. – Троянская война

Микены  ( + )          1200 г. До н.э.             ( - )  Троя        

   Греки                                                  троянцы

- Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Однако позже в саму Грецию вторглись воинственные племена, которые разрушили многие греческие города. Произошел упадок хозяйства, забыта письменность.

- Современные ученые причиной Троянской войны называют стремление греков укрепить свою власть на всем Эгейском побережье. В Древней же Греции существовала другая точка зрения. Обратите внимание на доску. Перед Вами «яблоко раздора». Это крылатое выражение берет свое начало из истории древней Греции. Что же означает крылатое выражение «яблоко раздора»? Помочь нам разобраться в этом поможет миф о начале Троянской войны на стр. 118-119 учебника

              герАфинАфродита

        ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ

                              Парис  - Елена  - Менелай

6. Беседа с учащимися:

- Как Вы понимаете выражение «яблоко раздора»? Почему возникло этот выражение?

- Запись в тетради: яблоко раздора – источник ссоры, конфликта

  1. Закрепление изученного материала:

- Запись на доске:      Крита   ---          Микены --- акрополь --- Львиные ворота  --- Троя --- Троянская война --- яблоко раздора  

- Обратите внимание на доску. Перед вами логическая цепочка понятий по теме нашего урока. Составьте пожалуйста краткий пересказ с использованием этих понятий

V. Домашнее задание: пересказ & 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Микены и Троя" - урок истории в 5 классе по методике Ривина - Дьяченко.

план урока по истории Древней Греции в 5 классе "Микены и Троя" в интерактивной технлогии по методике Ривина Дьяченко для класса не очень большой наполняемости . При  необходимости можно добавить...

Микены и Троя

Микены и Троя...

конспект урока для 5 класса по теме "Микены и Троя"

Данный урок является уроком - лабораторией....

Урок истории, 5 класс. Тема: Микены и Троя

Конспект урока истории  в 5 классе , по теме: Микены и Троя....

Микены и Троя

Цели урока:познакомить учащихся с микенской культурой Древнейшей Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны.продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста докумен...

План урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, ...