Конспект урока по истории в 7 классе "Политическое развитие страны"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Данный урок содержет метод устного повествования и занятия для самостоятельной работы учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2._politicheskoe_razvitie_strany.docx229.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Политическое развитие страны

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

     Иностранец А.  Олеарий  считает  всех  русских  рабами,  но  и  систему  управления  в  России  тиранией  (документ после § 6 «Иностранец А. Олеарий о российской системе управления»).

     Тирания  –  в  древнегреческих  полисах  форма  государственной  власти,  установленная  насильственным путем и основанная на единоличном правлении.

-  Почему  у  иностранца  сложилось  мнение,  что  в  период  правления  Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (первых царей династии Романовых) в России сложилась тирания?

  Тема урока «Политическое развитие страны». Наш урок сегодня это поиск ответа на этот вопрос.

http://pochta-polevaya.ru/content/i/13802/950856622.jpghttp://www.factruz.ru/history_mistery_2/images/tsar-aleksey-1.jpg

        Михаил Федорович 1613-1645           Алексей Михайлович 1645-1676

2. Изучение нового материала.

     Сегодня мы познакомимся с изменениями в политической жизни российского общества XVII в., усилением самодержавной власти, изменениями в системе управления, основными положениями Соборного уложения 1649 года.

     Первые Романовы.

      Первым русским царем новой династии стал М.Ф.Романов (1613 – 1645) К началу правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Большое влияние на решение Михаила оказывала в отсутствие отца (Филарет был в польском плену) мать молодого царя Марфа, ставшая после провозглашения сына царем «великой государыней». Вступая на престол, Михаил обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1919 году патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 году Филарет был фактическим правителем России. При волевых и властолюбивых родителях Михаил был человеком мягким и добрым. Царь был физически слабым человеком и часто болел.

2. Царствование Алексея Михайловича.

      После смерти Михаила новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676), вступивший на престол в том же возрасте, что и его отец – в 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в пять лет стали учить читать, в семь лет – писать. В зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. Его обучение ведал боярин Борис Иванович Морозов, который со временем приобрел большое влияние на Алексея (и даже первые три года фактически управлял страной при молодом царе). Алексей Михайлович был человеком набожным , привечал богомольцев, нищих и бездомных. Многие современники отмечали его необычную доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. Все это не мешало ему, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость.

От первого брака (Марией Ильиничной Милославской) у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья. После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Петр (будущий Петр Великий). Именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича.

      Задание. Учащиеся выполняют самостоятельно по тексту учебника.

1 группа – Земские соборы. 2 группа – Боярская дума. 3 группа – Приказы.

Учащиеся должны ответить на вопросы:

– какую роль они играли,
– кто в них входил,
– какие вопросы (дела) решали,
– какое взаимоотношение было между царем и этими органами управления.

3.Земские соборы.

       Клятва Михаила Федоровича о правлении в согласии с Земским собором и Боярской думой не была случайной: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти молодой царь был вынужден искать опору у всех слоев населения страны. Такой опорой в первую очередь должен был стать Земский собор. На протяжении всего царствования Михаил Федорович главной чертой соборов стал значительный рост представительства из низших сословий. Избранные на собор депутаты получили от своих избирателей «наказы», которые они должны были отстаивать перед царем. При Михаиле Земские соборы собирались довольно часто. А в период возвращения из плена Филарета Земский собор практически не прекращал работу. По мере укреплению царской власти Земские соборы собирались все реже.

      После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти планы шли вразрез с интересами самодержавной власти. Соборы стали собираться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов. А с усилением крепостничества представительство низших слоев населения в Земских соборах стало незначительным.

Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

  1. Боярская дума.

       Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем – так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение.

     Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждения законов и т.д. Руководил ее работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.

    Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоящий из наиболее доверенных лиц. В полном составе Боярская дума стала собираться все реже и реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

  1. Приказы.

      Увеличение территории страны, усложнение экономической жизни привели к значительному росту числа приказов. В разное время в стране существовало около 100 приказов.

Самостоятельно заполнить таблицу (стр.51-52)

Приказы

Функции

Посольский приказ

Ведал вопросами внешней политики. Он же ведал вопросами освобождения военнопленных за выкуп.

Приказы Большого дворца

Ведал Дворцовым хозяйством и имуществом царя.

Казенный приказ

Отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи.

Конюшенный приказ

Распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов.

Разрядный приказ

Занимался распределением дворян и бояр на царскую службу.

Поместный приказ

Ведал Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин.

Ямской приказ

Отвечал за быструю и надежную почтовую власть

Приказ каменных дел

Ведал каменным строительством в столице и крупных городах.

Челобитенный приказ

Рассматривал прошения и жалобы царских подданных.

Приказ тайных дел

Контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи.

- Какую роль мог играть рост числа приказов?(Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач).

- Нуждалась ли система приказов в реформировании?(Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения).

  1. Местное управление.

- Какой орган государственной власти был создан в 1549 г.? (Земский собор, это совещательный орган, в который входили представители от боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения преобразований в государстве)

- Какие еще были органы? (Боярская дума - законосовещательный орган, приказы).

      Задание. Соотнесите термины и его объяснение.

Термины

Объяснения

1) Уезды.

А) Административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом.

2) Стан.

Б) Административно-территориальная единица, часть уезда.

3) Волость.

В) Военно-административная единица, объединявшая группу городов-крепостей для обороны от внешних врагов.

4) Воевода.

Г) Основная административно-территориальная единица в XVII в.

5) Земские и губные избы.

Д) Глава уезда, приграничного города.

6) Разряд.

Е) Органы местного самоуправления.

     В 17 веке главным административными единицами оставались уезды. Их численность к концу века превышала 250. Уезды в свою очередь делились на более мелкие звенья – станы и волости.

     С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод, возглавлявших не только местные военные отряды, но и наделенных главной административной и судебной властью. Они отвечали перед Москвой за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

     Со второй половины 17 века царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы – разряды

     Это объединявшие группы городов-крепостей в пограничных районах страны для обороны от возможных нападений.

  1. Законы. Соборное уложение 1649 года.

     В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение - общерусский свод законов.

     - В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.

    - В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) - это означало окончательное закрепощение крестьян.

Вывод:

      Таким образом, в течение 17 века усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества.

Закрепление изученного материала

 -  Почему  у  иностранца  сложилось  мнение,  что  в  период  правления  Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (первых царей династии Романовых) в России сложилась тирания?

 Формулируем выводы:

  1. Сходство: и тирания, и самодержавие основаны на единоличном правлении

2. Отличия  тирании  от  самодержавия:  - тиран  захватывает  власть  насильственным  путем,  а Романовы получили власть по праву.

3. Доказательства  перехода  в  России  на  протяжении  XVII  в.  от  сословно-представительной монархии к абсолютной (которую А. Олеарий и называет тиранией):  

-  прекращается  созыв  Земских  соборов,  теперь  царь  правит,  опираясь  на  государственный аппарат и армию;  

-  решение  многих  вопросов  государственного  управления  сосредоточила  в  своих  руках «Ближняя» дума, состоящая из доверенных лиц;  

- существование Приказа тайных дел давало возможность царю принимать решения в обход Боярской думы, в узком кругу особо доверенных лиц;  

-  в    уездах  вся  полнота  власти  сосредоточилась  в  руках    воевод,  назначаемых    Разрядным приказом и утверждаемых царем.

  Таким образом, в течение 17 века усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Страна большого Хапи"

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Египет"...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"

Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Презентация и план-конспект урока по Истории России "Экономическое развитие России в 17 веке"

Презентация и план-конспект урок по истории на тему: "Экономическое развитие России в 17 веке" для учащихся 7 класса...

конспект урока по истории 9 класс "Влияние США на страны Латинской Америки"

В статье представлен обзор особенности влияния США в латиноамериканском регионе. Он показан с конца XIX века до наших дней. В контексте можно увидеть как вклады, так и проблемы, которые страна породил...