Материалы урока Культура России первой половины 19века.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

материалы к уроку истории 8 класса по теме "Культура первой половины XIX века" включают в себя презентацию к  уроку, конспект урока и дополнительные материалы для докладов учащихся о деятелях культуры  первой половины 19 века.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14



Предварительный просмотр:

8 класс - история.

Учитель: Паластрова Татьяна Геннадьевна.

Тема: Культура России первой половины 19 века.

Литература, театр и музыка в первой половине 19 века.

Цель: 

Дать представление о причинах подъёма русской культуры первой половины Х1Х века;

Задачи: познакомить с понятиями и терминами: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм;

рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.

Тип урока – комбинированный

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, рабочий лист, тесты

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, эмоциональный настрой.

Первая половина Х1Х века получила название «золотой век русской культуры». Что побудило человечество дать такую характеристику этого периода её развития? Можно ли с ней согласиться?  Об этом и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Тема нашего урока: «Литература, театр и музыка в первой половине Х1Х века». (Презентация)

План урока.

1.Литература и журналистика.

2.Музыка.

3.Театр.

3.Введение в новый материал.

Историки полагают, что на формирование культуры этого периода существенно влияли:

  • Дальнейшее разложение  феодально-крепостнической системы и вызревание капиталистического уклада;
  • Активизация общественного движения;
  • Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, которые способствовали формированию передовых взглядов русского общества;
  • Рост национального самосознания.

Характерной чертой русской культуры является её демократизация.

4.Работа по теме урока.

1) Литература и журналистика

Первая половина Х1Х в. Для русской литературы и искусства – это прежде всего, быстрая смена художественных ценностей, методов, течений. Открытость культуры и способность к изменению была удивительна. Словесность впитывала всё новое, что рождалось в России, приходило из Европы.

Давайте разделимся на  три  творческие группы. Представьте себе, что вы создали три литературных салона в соответствии с теми  художественными стилями, которые были распространены в России в первой половине Х1Х века.

Задание для первой группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления

Задание для второй группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления.

Задание для третьей группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления.

Проверка выполнения задания.

Презентация рабочих групп.

Первая половина Х1Х века явилась также временем становления русской журналистики.

- Слушая мой рассказ, выделите характерные черты журналистики первой половины Х1Х в.

Официальная Россия  ориентировалась  на правительственную  газету «Санкт-Петербургские ведомости», имевшую характер информационного бюллетеня.

Гораздо разнообразнее и живее были материалы «Северной  пчелы», издаваемой Ф.В.Булгариным и с помощь А.А.Аракчеева,  а позже существовала на пособия, выдаваемые 111Отделением.  Она являлась единственным частным изданием,  которому разрешалось давать политическую информацию.  «Северную пчелу» отличали простота изложения, занимательность и отчетливая  «желтизна» (склонность к сенсациям и скандалам) т.е.то, что не могла позволить себе литературная «аристократия».

Ф.В.Булгарин впервые ввел  в практику газетный фельетон и отдел рекламы. Чиновники России зачитывались этой газетой и верили ей безоговорочно.

Первым серьёзным журналом в России был «Вестник Европы», издаваемый с 1802г. Н.М.Карамзиным. Он привлекал читателей широким освещением  актуальных вопросов жизни не только России , но и зарубежных стран, публиковал переведённые на русский язык статьи и рассказы лучших иностранных журналов, произведения русских писателей и поэтов.

Основоположником  «развлекательной»  журналистики стал О.И.Сенковский, взявший позже псевдоним Барон Бранбеус и начавший издавать журнал «Библиотека для чтения».

Иной характер имел журнал «Сын Отечества», который с 1812 года  издавал Н.И.Греч. Поначалу к нему тяготели представители  русской интеллигенции. После восстания декабристов Н.И.Греч стал яростным противником всякого инакомыслия  и оппозиционности.

Новый этап в развитии русской журналистики  начался с деятельности «Современника» и «Отечественных записок». Тон и  направление  «Современнику» задал блестящий критик  В.Г.Белинский.  Журнал стал необычайно популярный особенно среди студентов и столичной интеллигенции. Известный литератор  В.В.Стасов вспоминал «Мы брали книжку чуть не с боя,  перекупали один у другого право читать её раньше всех…»

(Проверка выполнения задания)

Этот период вошел в истории  как «золотой век» русской литературы, которая стала одним из наиболее  ярких явлений мировой  культуры.

2) Музыка

В первой половине Х1Х века  в музыкальном творчестве также произошли изменения. Музыка  впервые широко  обратилась  к народной мелодии и национальной тематике. Основоположником русской национальной музыки называют  творчество М.И. Глинки, который говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем».

  В начале 19 века ярче всего расцветает жанр песни-романса, доступный  широким слоям слушателей и любимый ими. Именно романс ввёл в классическую музыку  специфическую интонацию и мелодику. Песни и романсы А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва, А.А.Алябьева  мелодичностью и безыскусной простотой  приобщили к музыкальной культуре  многих.

Начало новой  эры в развитии  русской музыки связано с  именем Михаила Ивановича Глинки.

Сообщение ученика о творчестве М.И.Глинки)

- Что нового он внёс в русскую культуру?  

Работу М.И.Глинки  продолжили его приемники, первым  среди которых надо назвать Александра Сергеевича Доргомыжского. (Сообщение ученика ) .

- Что нового он привнёс в русскую музыку?

Творчество  композиторов и исполнителей первой половины Х1Х в. подготовило почву для возникновения в  конце 50-х гг.. Русского музыкального общества, а затем «Могучей кучки», для нового  этапа в русской национальной музыкальной культуры.

3)Театр

Настоящий переворот произошел в эти годы и в русском театре. Он связан  с деятельностью пледы замечательных  актеров Большого Драматического и Малого театров в Москве,  и Александринского театра в Санкт-Петербурге.

( Сообщения учащихся о театрах)

Плеяду великих мастеров сцены возглавил Михаил Семёнович Щепкин (сообщение о М.С.Щепкине).

5. Подведение итогов .

1. Соотнести направления и их определения

1.Реализм

А. направление  обращенное  к  чувствам и переживаниям людей.

2.Романтизм

В. это направление объективно, правдиво  отражало реальность

3.Сентиментализм

С. Направление отличалось  повышенным интересом к самобытности , традициям отечественной истории , утверждении сильной, раскрепощенной личности.

2.Актеры XIXвека

А) П.А. Федотов          В) В.А. Каратыгин        С) М.С.Щепкин

3. Авторы гимна «Боже, царя храни!»

А) В.А. Жуковский         В) М.И. Глинка               С) А.Ф. Львов

4.  Соотнести направления и литературные произведения

1.Реализм

А. «Светлана», «Парус»

2.Романтизм

В. «Бедная Лиза»

3.Сентиментализм

С. «Евгений Онегин», «Ревизор»

5.   Соотнести города и находящиеся в них театры.

1.Санкт - Петербург

А. Большой драматический  театр

2.Москва

В. Александринский Театр

С. Малый театр

Задание для первой группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев сентиментализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления (Инсценировка отрывка из произведения «Ревизор»)

Задание для второй группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев романтизма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления (инсценировка отрывка из произведения «Бедная Лиза).

Задание для третьей группы: работая с текстом пункта 1, параграфа 17, создать литературный салон приверженцев реализма: Выстроить презентацию своей работы по плану.

1) Дать определение понятия

2)Назвать представителей данного художественного стиля.

3) Охарактеризовать  основные особенности данного художественного стиля;

4) Назвать основные литературные произведения.

5) Исполнить фрагмент  одного из произведений данного направления.

(Чтение стихов данного направления «Светлана», «Парус»)

  1. Актуализация знаний.

Разгадывание кроссворда на доске

1

н

и

к

о

л

а

й

2

п

у

ш

к

и

н

3

л

е

р

м

о

н

т

о

в

4

г

о

г

о

л

ь

5

п

о

л

т

а

в

а

6

в

а

к

у

л

а

7

б

о

р

о

д

и

н

о

8

с

а

м

о

б

ы

т

н

о

с

т

ь

Вопросы:

  1. О ком идет речь:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждою, труда.

О, нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он в тайне милости творит.

  1. Кому Николай 1 сказал: Ты будешь присылать ко мне все, что сочинишь, - отныне я буду сам твоим цензором.
  2. Автор описывающий события на Кавказе в произведении «Герой нашего времени»
  3. Комедию этого писателя запретили к постановке на театральной сцене из-за «нападков на власть и клевету на Россию». Однако, сам император разрешил театральную постановку.
  4. Название произведения. О каком событии идет речь?

Украйна глухо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны,

Роптали, требуя кичливо,

Чтоб гетман узы их расторг.

И Карла ждал нетерпеливо

Их легкомысленный восторг.

Вокруг Мазепы раздавался

Мятежный крик: пора, пора!

Но старый гетман оставался

Послушным подданным царя Петра.

  1. Имя главного героя «Вечера на хуторе близ Диканьки», отправившейся добывать невесте черевички
  2. Название произведения. О каком событии идет речь?

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса сильные верхушки –

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постай-ка, брат мусье;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!


Оригинальность, своеобразие, непохожесть.  Термин применяемый  в отношении русской культуры.

  1. Изучение нового материала

В архитектуре и скульптуре, как и в 18 веке, преобладает классицизм. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Особенность – использование желтого цвета зданий, у колонн белого (современники называли этот стиль унылым). Мы же восхищаемся до сих пор!

Москва

  • Здание Манежа (после пожара восстановлено) – Осип Иванович Бове
  • Здание Большого театра – О.И. Бове
  • Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на красной площади – Иван Петрович Мартос

Санкт – Петербург

  • Новое здание Адмиралтейства (корабль стал символом с 1823 года) – Андреян Дмитриевич Захаров
  • Здание Казанского собора – Андрей Никифорович Воронихин
  • Бронзовые скульптуры «Укротители копей» наАничковым мосту – Петр Карлович Клодт
  • Здание Исаакиевского собора – Август АвгустовичМонферран
  • Александровская колонна - Август АвгустовичМонферран

К счастью величественный образ СПб, созданный талантливыми скульпторами 19 века дошел до наших дней почти нетронутым. Москва же имела свой особый колорит.На ее кривых улочках сосуществовали здания разных эпох, много деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше зданий, чем в СПб зданий в стили классицизма. В основном это уютные особняки и усадьбы. Но и в Москве, и в СПб творили талантливые архитекторы.

Видеофрагмент  «Экскурсия по СПб» -  _26.46 – 27.50

Живопись

Самостоятельная работа в микро-группах. Задание6 выделить направление живописи, дать краткую характеристику, назвать представителей этого направления и их картины. Заполнить таблицу.

Текст.Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России — таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

Три имени открывают русскую живопись XIX столетия — Кипренский, Тропинин, Венецианов. У всех разное происхождение: незаконнорожденный помещичий чин, крепостной и потомок купца. У каждого свое творческое устремление — романтик, реалист и "деревенский лирик".

Романтизм характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой. В начале XIXвека романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму. Картины этого направления выражают события, которые были давно. Яркими представителями этого направления являются О.А. Кипренский («Дмитрий Донской на Куликовом поле», портреты Е.В. Давыдова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина) и Д.И. Иванов («Марфа Посадница», «Единоборство Мстислава Удалого»).

Художественные произведения классицизма передавало настроение, переживания героев и индивидуальность образов. Они писались на основании строгих канонов, тем самым обнаруживали стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении он стремиться распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Представители этого направления К. П. Брюллов и его картины «Последний день Помпеи», «Всадница» и «Явление Христа народу».

Термин «реализм» дословно означает действительный, вещественный. В живописи это направление объективно, правдиво отражало реальность с использованием специфических средств. Картины реализма показывают человека в окружающей обстановке. Например, «Кружевница» или «Золотошвейка» В.А. Тропинина. Но самой реалистичной его картиной стал портрет сына.

Критический реализм (от греч.kritike – суждение, вынесение приговора и лат.Realis – вещественный, действительный) творческий метод изображения в искусстве окружающей действительности с позиции демократических идеалов. В произведениях критического реализма художники пытались не только правдиво воспроизвести жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировать свое внимание на ее социальных сторонах, показывая несправедливость и безнравственность, царящие в обществе, пытаясь тем самым активно воздействовать на него. Одним из художников критического реализма был П.А. Федотов («свежий кавалер», «Сватовство майора»)

Повседневный быт крестьян отражался в картинах бытового жанра. Этот жанр живописи повседневной жизни человека, как частной, так и общественной. Термин стал использоваться в России, когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для ее обозначения заимствовала французское слово «жанр», принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами. К ним относились А.Г. Венецианов («На пашне весна», «Захарка», «На жатве») и И.К. Айвазовский («Чесменский бой» и «Девятый вал»)

Таблица

Направление живописи

Представили - художники

Название картин

Театр и музыка

Сообщение ученика.Великий писатель Н.В. Гоголь говорил, что театр – это кафедра, с которой можно многое сказать миру. На театральных подмостках того времени были поставлены такие пьесы, как «Ревизор» Гоголя и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, которые показывают целую галерею человеческих портретов, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.Такую гамму чувств могли показать только выдающиеся актеры. На сцене Александрийского театра блистали Федор Григорьевич Волков и Иван Федорович Дмитриевский, а также звезда водевиля Варвара Николаевна Асенкова. Огромной популярностью пользовался Ваилий Андреевич Каратыгин, ставший общепризнанным трагиком русского драматического театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес Ульяма Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лир и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

Сообщение ученика.В начале 19 века в русскую музыку проникли новые романтические веяния. Появляется новый жанр «волшебной оперы», первым образцом которой стала «Дунайская русалка» Ф. Кауэра и к. Генслера. На сцене русского театра завоевал водевиль связанный с творчеством А.Н. Верстовского и А.А. Алябьева. Широкое признание Верстовскому принесла опера «Аскольдова могила». Самое запоминающиеся произведение Алябьева «Соловей», написанный на стихи А. Дельвига в 30-40-е годы. Тему народной песни продолжили А. Варламов и А. Гурилев.

Основоположником русской национальной музыки называют М.И. Глинки, который говорил – «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем». Самое известное его произведение «Жизнь за царя», посвященное подвигу Ивана Сусанина, который во времена смуты спал от поляков Михаила Романова – будущего царя, основоположника новой династии.

Гимн. В правление Николая 1 появился гимн российской империи. До 1833 года использовали торжественную музыку английской королевы (гимн). В 1833 году Алексей Федорович Львов сопровождал Николая 1 во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову сочинить новый гимн. Композитор чувствовал ответственность, по просьбе Львова В.А. Жуковский написал слова «Молитвы русского народа». В декабре 1833 года в Москве в Большом театре впервые был исполнен новый гимн. Царь прослушал исполнение несколько раз, а с 31 декабря «Молитва русского народа» стала официальной гимном Российской империи под названием «Боже, царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года. После 40 лет перерыва советская Россия услышала этот гимн только в 1958 году в фильме «Тихий Дон». В 1903 году Умберто Джоржано включил музыку гимна в свою оперу «Сибирь». Петр Ильич Чайковский использовал мелодию в сочинении №31 Славянский марш и в конце Торжественной увертюры 1812 года.

Закрепление.

Работа в парах, взаимопроверка.

  1. Направление в архитектуре первой половины XIX века

А) Барокко          В) Классицизм             С) Рококо

2. Архитектор Исаакиевского собора в Санкт- Петербурге

А) А. Монферран       В) О. Бове                  С)А. Захаров

3. Автор картины «Последний день Помпеи»

А) В.А. Тропинин       В) О.А. Кипренский       С) К.П. Брюллов

4. Соотнести

1.Реализм

А. должно строиться на основании строгих канонов, стройность и логичность самого мироздания

2.Романтизм

В. это направление объективно, правдиво  отражало реальность

3.Классицизм

С. Изображение сильных страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы

5.Актеры XIXвека

А) П.А. Федотов          В) В.А. Каратыгин        С) Н.В. Гоголь

6. Авторы гимна «Боже, царя храни!»

А) В.А. Жуковский         В) М.И. Глинки                С) А.Ф. Львов

Ответы: 1-в  2-а  3-с  4-1в2с3а   5-в  6-ас

  1. Домашнее задание, параграф 27
  2. Итоги урока. Оценки

Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему?

Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимися развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.

  1. Знал - узнал



Предварительный просмотр:

АЛЕКСАНДР АЛЯБЬЕВАлександр Александрович Алябьев

4 августа 1787  года -  22 февраля 1851 года

Александр Александрович Алябьев родился 4 августа 1787  года в семействе родовых дворян в городе Тобольске, где его отец Александр Васильевич (1746-1822) служил вице-губернатором. Мать, Анна  Андреевна (умерла в 1813  году), была дочерью Андрея Ивановича Новикова и Авдотьи Ионовны Григоровой.

В 1796 г. семья Алябьевых переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И.Г. Миллера - "знаменитого контрапунктиста" (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, продолжая образование в Благородном пансионе Московского университета, где занимается игрой на фортепиано и теорией композиции, и здесь в 1810 г. были изданы его первые сочинения - "Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано", два фортепианных вальса, написан Первый струнный квартет.
В 1812 Алябьев вступил добровольцем в армию, участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Примечателен факт участия Алябьева в беспримерной по изобретательности и смелости операции по взятию Дрездена, организованной и проведенной, практически без потерь, знаменитым партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. Именно при взятии Дрездена Алябьев был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден орденами св. Анны 4-й степени, св. Владимира 4-й степени и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Затем военная служба продолжалась в Петербурге, где Алябьев в 1915 году сочинил одно из ранних своих произведений — гусарскую песню «Один еще денек».

В 1823 Алябьев вышел в отставку в чине подполковника "с мундиром и полным пенсионом". Живя попеременно в Москве и Петербурге он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 1822 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялись постановки его первой оперы "Лунная ночь, или Домовые" (либр. П. Муханова и П. Арапова) и написанной в сотрудничестве с А. Н. Верстовским оперы-водевиля “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева ("Деревенский философ" (1823, Москва), "Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты" (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки" (1825, совм. с комп. Ф. Е. Шольцем и А. Н. Верстовским) и др). В январе 1825 вместе с Верстовским Алябьев пишет музыку к прологу “Торжество муз” М. А. Дмитриева, прозвучавшему на торжественном открытии Большого театра.

Алябьев пишет своё самое знаменитое произведение - романс "Соловей". Тогда же им был сочинен комический балет "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле "Маковеца, 1818), балет был поставлен в 1827 в Московском Большом театре (балетмейстер Ф. Бернаделли).
 
В 1831 Алябьев с большим трудом добился "высочайшего соизволения" на "пользование" Кавказскими минеральными источниками. Поездка на Кавказ не изменила социального положения Алябьева, он по-прежнему ссыльный и по-прежнему находился под надзором местных властей. С февраля до начала курортного сезона 1832 года композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме "умершей майорши Карабутовой", который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом
музея-заповедника М.Ю. Лермонтова ("Дом Алябьева").
Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора - его занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен - русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа. Во время своего пребывания на Кавказе Алябьев работает над сборником украинских народных песен, в чем ему помогает известный украинский литератор и фольклорист Максимович. Итогом пребывания на Кавказе стали романсы Алябьева, написанные в 1830-х годах и издававшиеся под общим заголовком «Кавказский певец» и опера «Аммалат-Бек» (на сюжет повести поэта-декабриста Бестужева-Марлинского).
 
В 1833-34 Алябьев жил в Оренбурге, затем - в Московской губернии. Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча Алябьева с бывшей возлюбленной Екатериной Александровной Офросимовой (1803-1854, в девичестве Римской-Корсаковой, дочерью Марии Ивановны Наумовой и Александра Яковлевича Римского-Корсакова, дом которых на Страстной площади в Москве, помнивший Пушкина, Грибоедова, Дениса Давыдова, считался одним из прототипов дома Фамусова; в 1-м браке (с 1827 года) — за Андреем Павловичем Офросимовым (1788-30.7.1839), полковником). Еще до 1925 года Алябьев ухаживал за Екатериной Александровной, познакомившись с ней на одном из балов. Между ними начался роман, который прервался после ареста Алябьева. Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов "Я вас любил" на стихи Пушкина. 20 августа 1840 года в селе зятя композитора В.М.Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы А.А.Алябьев обвенчался с овдовевшей к тому времени Екатериной Офросимовой. Екатерина Александровна писала: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость». Можно определить круг лиц, присутствовавших на свадьбе. Согласно записи в метрической книге, поручителями со стороны жениха были полковник граф Федор Иванович Толстой и корнет Николай Иванович Иохимсен, а со стороны невесты - князь Андрей Иванович Вяземский, титулярный советник Иван Петрович Рышков и Владимир Михайлович Исленьев.
Своих детей Алябьевы не имели, они заботились о Леониле Пассек (ок. 1824-1904), взятой на воспитание Екатериной Александровной. Отца Леонилы Василия Васильевича в начале XIX века также сослали в Тобольск, откуда многочисленная семья Пассеков приехала в Москву в 1825 году. В Тобольске Пассекам покровительствовали родственники композитора — Василий Федорович Алябьев и его жена Екатерина Ивановна, крестившая у Пассеков одного из сыновей. По приезде в Москву Пассеки сблизились с дочерью В.Ф.Алябьева Александрой Киреевой - красавицей, воспетой Пушкиным и другими поэтами. В 1842 году 18-летняя Леонила вышла замуж за капитана Григория Петровича Сорокина. Он происходил из тульских дворян, воспитывался в Императорском военном сиротском доме. Венчание состоялось 18 января в церкви свт. Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте. Свидетелями со стороны жениха были его сослуживцы Павел Дмитриевич Рудаков и Алексей Абрамович Якимов, со стороны невесты - Екатерина Александровна Алябьева и брат Леонилы Вадим Васильевич Пассек (1808-1842) писатель, историк Симонова монастыря, друживший с А.И.Герценом и женатый на его «корчевской кузине» Татьяне Петровне Кучиной». На свадьбе мог присутствовать и сам А.А.Алябьев, по сведениям полиции, 30 января отбывший из Москвы в село Офросимовых Пущино Тульской губернии.

24 апреля 1842 года Алябьеву, находившемуся в столице полулегально, было высочайше предписано выехать на жительство в Коломну, куда композитор с женой отправился 16 мая.
Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24 февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой. Эпитафии на памятниках А.В.Алябьеву и П.А.Новикову принадлежали перу Н.Д.Иванчина-Писарева.

После смерти А.А.Алябьева его вдова часто посещала монастырь, заказывала панихиды. «Русская музыкальная газета» в 1901 году так описывала семейный склеп Алябьевых: небольшое окошко, льющее скудный свет, чугунная плита на возвышении, над плитой - распятие и несколько икон, перед ними - лампада, в стороне - обветшавшее кресло.

Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора и его жены.
Церковь Николы Гостиного в коломенском кремлеЦерковь преподобного Александра Свирского чудотворца в московском Симоновом монастыре, под которой находилась усыпальница Алябьевых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура России второй половины XIX века"

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...

Тест по истории "Культура России первой половины XIX века"

Тест предназначен для учащихся 8-х классов. Тесты можно использовать при проверке знаний учащихся по теме "Культура России первой половины XIX века". Тест состоит из двух вариантов, в каждом из которы...

Культура России первой половины 19 века

Презентация по Истории России для 8 класса....

Обобщающий урок по теме "Столица крепостнической России (первая половина XIX века)"

Маршрут для занятия составлен на основе теста к Теме 1 "Столица крепостнической России (первая половина XIX века)" как приложения к учебнику: Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., И.М.Лебедева, Н.Г.Шейко, ...

к_р_история_8класс_итоговая по главе Россия в первой половине 19века

к_р_история_8класс_итоговая по главе Россия в первой половине 19века...

Презентация к уроку "Архитектура России первой половины 19 века. Андрей Воронихин"

Презентация урок по архитектуре в 8 классе с углубленным изучением изобразительного искусства "Архитектура России первой половины 19 века. Андрей Воронихин"...