Новая экономическая политика
методическая разработка по истории (9, 11 класс) по теме

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nep_razr-ka.doc818 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:                                           Советское общество в 20-е г. НЭП.

Образовательная цель:

 познакомить учащихся с одним из самых сложных периодов в истории     России; подвести учащихся к пониманию причин НЭПа, охарактеризовать  основные мероприятия и итоги НЭПа; сравнить основные мероприятия политики «военного коммунизма» и НЭПа, подвести учащихся к самостоятельным выводам о том, какая политика более прогрессивна.

Развивающая цель:

 развивать внимательность, умение самостоятельно получать информацию, анализируя учебный  материал и исторические документы, делать выводы; развивать навыки грамотной устной речи, а также навыки работы с диаграммой, индивидуальной и групповой работы.

Воспитательная цель:

через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к отечественной  истории.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: экономика, русский язык.

Оборудование: учебник, исторические документы, сравнительная таблица.

Основные понятия и термины: НЭП, валовая продукция, хозрасчет, аренда, концессии.

   

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Энергизатор “Симон говорит”
  2. Сообщение темы, постановка целей.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Открытие нового знания.

ПЛАН.

  1. Курс на новую экономическую политику:

      а) социально-экономическое и политическое  положение страны после гражданской войны.

      б) причины введения НЭПа.

  1. Основные мероприятия НЭПа:

а) НЭП в области сельского хозяйства.

б) преобразования в области промышленности и финансов.

  1. Социально-экономические итоги НЭПа.
  2. Значение НЭПа.

  1. Противоречия НЭПа.

  1. Рефлексия.
  2. Подведение итогов.
  3. Домашнее задание.

НЭП является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. Актуальность этой темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа. В  связи с реформированием экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики.

III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам:

  1. Когда и чем закончилась гражданская война?
  2. Почему победили большевики?
  3. Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл?
  4. Была ли эта политика оправдана условиями войны?
  5. Изменилась ли политика большевиков после войны?

На доске - сравнительная таблица, вписываем основные мероприятия и характерные черты политики «военного коммунизма» по ходу повторения.

IV. Открытие нового знания.

Записать в тетрадях: НЭП- новая экономическая политика; система экономических мероприятий, сменившая политику «военного коммунизма».

Задача для учащихся: в процессе изучения нового материала выделить характерные черты НЭПа, провести сравнение с политикой «военного коммунизма», сделать вывод о необходимости принятия этих мер для развития страны.

Урок строится на изучении учебного материала и исторических документов по теме.

Группа делится на 3 части. Каждая группа получает опережающее задание и раздаточный материал для решения поставленных вопросов.

1 группа. Проблема – обоснование необходимости НЭПа. На основании документальных источников и учебного материала

А) подобрать факты, подтверждающие экономический кризис, сложившийся в стране после гражданской войны и сформулировать вывод об экономической ситуации в стране.

Б) охарактеризовать политическую ситуацию в стране; проанализировать восстания кронштадтцев и крестьян, выступления меньшевиков и эсеров, сформулировать основные лозунги крестьян и матросов.

2 группа. Выяснить сущность и основные мероприятия НЭПа. На основании документов сформулировать основные мероприятия НЭПа.

3 группа. Проблема: Выбор пути развития для страны и обоснование его прогрессивного характера. Сформулировать итоги НЭПа, положительные и отрицательные. Охарактеризовать значение НЭПа.

После выполнения задания учащиеся выступают с подготовленными ответами.

1. После выступления 1 группы сделать выводы о причинах введения НЭПа:

  1. Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти.
  2. Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны.
  3. Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.

Указать хронологические рамки НЭПа: 1921г. – 1929г.

2. После выступления 2 группы записать в сравнительную таблицу основные мероприятия и характерные черты НЭПа. Провести сравнительный анализ НЭПа и  политики «военного коммунизма», сделать выводы.

3. После выступления 3 группы записать в тетрадь итоги НЭПа:

Положительные итоги

Отрицательные итоги

1.увеличились объемы сельского хозяйства.

   Восстановлены дореволюционные посевные         площади.

2. рост середняцких хозяйств – до 60 %

3. достигнут довоенный уровень производства в животноводстве и промышленности.

4. улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата составила 93,7% довоенного уровня).

1.недостаток промышленных товаров.

2 увеличение цен.

3. медленный рост жизненного уровня населения.

4. безработица.

5. обострение жилищного вопроса.

6. аграрное перенаселение.

Рассмотреть диаграммы (приложение), сделать выводы.

4.Отметить, что НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Он предоставил организационную экономическую свободу человеку, дал возможность проявить инициативу и предприимчивость. НЭП можно назвать успешной и удачной политикой, имевшей большое значение.

Энергизатор.  «Кенгуру» .“

5. Обратить внимание учащихся, что наряду с успехами НЭП свойственны противоречия:

1.Единого плана НЭПа не существовало, и в самом руководстве не было единства в понимании сущности НЭПа.

2. Мероприятия вводились непоследовательно.

3. Наряду с рыночными продолжали действовать военно-коммунистические методы управления.

4. Стремление партийно-государственного руководства к ускоренной модернизации вело к сбоям в экономике.

5. Промышленные товары стоили дорого, а заготовительные цены на сельхозпродукцию были низкими.

6. Промышленных товаров производилось мало и они были низкого качества.

7.С разрешением наемного труда в деревне возросла эксплуатация, усилилось расслоение крестьян.

8. «Нэпманы»-новая социальная группа, была лишена части политических прав.

9. Сдерживалось развитие «кулацких» хозяйств, поддерживались экономически немощные бедняцкие и середняцкие хозяйства.

10. Рост безработицы, обострение классовых противоречий.

Подчеркнуть связь с современностью. Реформы современной России подтверждают преимущества объективной рыночной экономики и негативные последствия для экономического развития нашей страны командно-административной экономики.

V. Рефлексия. Беседа по вопросам. Самооценка работы на уроке.

1. Что такое НЭП?

2. Основные мероприятия НЭПа.

3. Итоги и значение НЭПа.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Сравнительная таблица.

Мероприятия «военного коммунизма»

Мероприятия НЭП

продразверстка

Продналог

Запрещение свободы торговли

Свобода торговли

Национализация промышленности

Денационализация промышленности

Централизованное управление экономикой

Мелкая частная собственность, аренда; хозрасчет на государственных предприятиях

Трудовая мобилизация

Свободный наем рабочей силы

Натуральная оплата труда

Тарифная оплата труда, денежная реформа

Отмена платы за коммунальные и прочие услуги

Восстановление платы за услуги

Характерные черты

Бестоварное производство

Рыночные отношения

Государственная собственность

Многообразие собственности

Принуждение к труду

Экономическая свобода

Командно-административная экономика

Рыночная экономика

Социально-экономическое и политическое положение страны после гражданской войны. Факты.

Советская Россия после окончания гражданской войны находилась в состоянии социально-экономического и политического кризиса. Общие потери страны в результате военных действий, голода, эпидемий составили около 20 млн. чел. Пострадали важнейшие промышленные районы страны. Разрушены или разграблены многие предприятия. Нарастала инфляция. Валовое производство сельского хозяйства сократилось и составляло 25% довоенного уровня, а объем валовой продукции промышленности уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов были в основном исчерпаны. Из-за неурожая в 1921 г. страну охватил массовый голод. В Поволжье от голода умерли 5 млн. чел.. В 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине было зарегистрировано более 3 млн. случаев заболевания сыпным тифом. В начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. руб., пуд пшена-192 тыс., картошки-более 20 тыс. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб.

Разладилась вся система управления, падала дисциплина и ответственность.

Нарастающие протесты населения вылились в вооруженные восстания, охватившие в 1921 г. тамбовщину, Украину, Поволжье, Дон, Кубань, Сибирь. Политика «военного коммунизма» вызывала глухой ропот и во время войны, но люди мирились с ней как с печальной необходимостью, а в мирных условиях эта политика становилась нетерпимой. «Последним звонком» для большевистского руководства страны, свидетельствующим о том, что чаша народного терпения переполнена, стал мятеж военного гарнизона крепости Кронштадт. Власть теряла поддержку армии, по составу преимущественно крестьянской. Выступления проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Советы без коммунистов!», «Вся власть Советам, а не партиям!».  Эти события были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Партия оказалась на пороге внутреннего раскола. Ленин считал, что для сохранения власти необходимо идти на соглашение с крестьянством.

В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к НЭПу.

Социальная структура крестьянства в 1927 г.

Середняки-60%

Кулаки-4%

Бедняки-26%

Батраки-10%

Структура торговли

Государство-26%

Кооперация-10%

Частный сектор-64%

Валовая продукция промышленности в % по отношению к 1913 г.

1913-100%; 1920-14%; 1921-18%; 1924-60%; 1926-90,8%

Словарь.

НЭП- новая экономическая политика.

Валовая продукция- показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли материального производства за определенный период.

Хозрасчет- метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности.

Аренда-  пользование имуществом другого собственника на определенный срок и на определенных условиях.

Концессия- договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности.

1. Структура торговли

Государство-26%

Кооперация-10%

Частный сектор-64%

                                           

2. Валовая продукция промышленности в % по отношению к уровню 1913 г.

1913г.-100%, 1920 -14%, 1921-18%, 1924-60%, 1926-90, 8%.

3.Социальная структура крестьянства в 1927 г.

Середняки-60% , бедняки-26%, кулаки- 4%, батраки- 10  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало Новой экономической политики

Урок истории в 11 классе "Начало новой экономической политики"Материал урока представлен в форме слайдовой презентации....

урок истории Новая экономическая политика

Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления...

Урок по теме: "Новая экономическая политика" 9класс

На этом уроке используется групповая форма работы. Каждая группа представляет определенный социальный слой общества в20-ые годы (крестьяне, рабочие, партийные работники), кроме того имеется группа ана...

План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"

Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...

Новая экономическая политика (НЭП)

Урок в  9 классе по стории России ХХ века,  по теме "Новая экономическая политика"...

Новая экономическая политика презентация

презентация по теме: новая экономическая политика В презентации НЭП сравнивается с политикой "военного комунизма", может использоваться для 9 и 11 классов, а также для подготовки к ЕГЭ....

Урок по теме "Новая экономическая политика 1921-1929: За и против"

План-конспект урокаТема: Новая экономическая политика 1921-1929: За и против (11 класс)...