Урок проблемного обучения по истории Росcии
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Урок проблемного обучения по истории Роcсии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_problemnogo_obucheniya_po_istorii_rossii_.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по истории России в 7 классе.

Тема урока «Народные движения».

Цель урока:   создать условия для совершенствования развития навыка анализа через формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, изучая народные выступления, происходившие в период правления Алексея      Михайловича.

Задачи урока:    

1.Научить получать, осмысливать, анализировать информацию, полученную из исторических источников

2. Развивать:

  • учебно – познавательную компетенцию (навыки поиска нужной информации в исторических документах и перевода её из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу; умения сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, используя элементы анализа исторической информации)
  • коммуникативную компетенцию (умение работать в парах)
  • информационно – коммуникативную компетенцию (умение формулировать и выражать свои мысли)

3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны

Прогнозируемые результаты урока:

 личностные:

  • познавательный интерес к учебному материалу по теме и способам выполнения заданий
  • осмысление событий прошлого, их значимости
  • коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в образовательной деятельности
  • уметь высказать свое мнение.

метапредметные:

  • сформированность целеполагания в учебной деятельности
  • уметь выделять в тексте главное (причины, состав, итоги выступлений)
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • уметь формулировать свое мнение;
  • систематизировать материал в виде сравнительной таблицы;
  • уметь решать проблемные вопросы

 предметные:

  • усвоить основы знаний о личностных характеристиках Алексея Михайловича; причинах и итогах народных выступлений в период его правления; установления самодержавия в Российском государстве
  • уметь систематизировать информацию из различных исторических источников, выделять основную;
  • понимать причинно – следственные связи конкретных исторических событий эпохи «бунташного века»;
  • применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;
  • освоить базовые понятия по теме (бунт, бунташный век, самодержавие)
  • уместное употребление данных понятий в адекватной ситуации

Используемые технологии:

  • Личностно – ориентированная
  • Проблемного обучения
  • Информационно - коммуникативные

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Оформление доски к уроку:

  1. Тема урока: «Народные движения»
  2. «Царь Тишайший – век бунташный» (слова «Тишайший» и «Бунташный» - закрыты листами с вопросительными знаками)

Оборудование:

  • Мультимедийный компьютер, электронная доска,
  • мультимедийная презентация «Правление Алексея Михайловича»,
  • Видеофрагмент видеофильма «Романовы. Алексей Михайлович»,
  • раздаточный материал:

- отрывки из работы С. М. Соловьёва «История России с древнейших времён»  -  «Медный бунт», «О восстании Степана Разина»

- отрывок из работы Н. И. Иловайского «История России» - «Соляной бунт»

- таблица: «Народные движения в XVII веке»

- статьи «Соборного уложения»

  • учебник:  Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XIII вв.: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.-5 изд. – М.: Просвещение, 2013.

ХОД УРОКА

этапа

Этап урока

Цель этапа

Содержание

 этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Прогнозируемый

результат

Формы, методы инновационных технологий

1

Организационно-мотивационный этап

Актуализация знаний учащихся по теме.

Приветствие учащихся.

Озвучивание темы.

Организация учащихся на работу.

Задает вопрос:

«Что вы знаете о правлении Алексея Михайловича?»

Эмоционально настраиваются на работу.

Выслушивают вопросы учителя и мотивируются на занятия.

Готовность учащихся к уроку.

Метод не оконченных предложений позволяет снять напряжение, создаёт атмосферу комфортности

Постановка задач (центрирование на ученике)

Определение целей урока учащимися

Организация учащихся  на постановку задач.

Задает вопрос:

«Что вы хотите узнать об Алексее Михайловиче»

Деятельность учащихся направлена на формирование задач в связи с предложенной темой.

Снятие психологического напряжения.

Учащиеся ставят цели.

Мотивация учащихся

Ставится проблемный вопрос

Ставит перед учащимися проблемный вопрос:

«Царь ? – век ?»

(работает с записью на доске)

Осмысливают проблемный вопрос

Решение проблемного вопроса в ходе урока

Технология проблемного обучения

2

Основной

1. Сформировать знания

о личности Алексея Михайловича;

2. Развить навыки

поиска и анализа информации из исторического источника.

3. Развить умение выражать свои мысли

Работа с портретом Алексея Михайловича

Демонстрирует портрет

Задает вопрос для учащихся:

«Посмотрите на портрет Алексея Михайловича.

Что вы можете сказать о нём как о человеке?»

Рассматривают портрет.

Отвечают на вопрос

Решение первой части проблемного вопроса

 Информационно-коммуникативные  технологии.

Развивающее обучение:

организация деятельности детей по самостоятельному добыванию знаний

1. Царь Алексей Михайлович

Организация самостоятельной поисковой  деятельности учащихся по решению учебной проблемы (первой части)

Учитель выступает в роли модератора.

Анализируют

 исторический

документ

(раздаточный материал – отрывок из сочинений С. Соловьева «Царь Алексей Михайлович»)

Обсуждение первой части проблемного вопроса

Выслушивает учащихся

Учащиеся делают выводы, высказывают свои предположения

 Технология проблемного обучения

Демонстрация слайдов

Демонстрирует слайды

Просматривают  слайды

 Информационно-коммуника-тивные  

технологии

Организация рефлексии с целью выхода на следующую проблемную ситуацию

Вопрос

«Царь Тишайший, а век какой?»

Отвечают на вопрос

(предполагаемый ответ

«Тишайший, тихий»)

Выход на следующую проблемную ситуацию (вторая часть проблемного вопроса)

Метод непрерывного развития.

2. Народные движения в период правления Алексея Михайловича.

1. Организация самостоятельной частично – поисковой деятельности по изучению народных выступлений в период правления Алексея Михайловича

2. Продолжить формировать и развивать навыки анализа исторического источника, поиска необходимой информации

и перевода её из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, сравнительной таблицы

3. Развить умение выражать свои мысли

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом

Учитель выступает в роли модератора.

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом о Соляном бунте.

Заполнение таблицы «Соляной бунт»

1. Совершенствование навыка поиска информации в историческом источнике, его анализ

2. Выполнено задание по заполнению 1 части сравнительной таблицы

 Элементы личностно-ориентирован-ной технологии и развивающего обучения.

Информационно-коммуника-тивные  технологии.

Технология проблемного обучения

Проверка выполненного задания

Выслушивает ответы учащихся

Озвучивают найденную в источниках нужную информацию

Демонстрация репродукции

Э. Лисснера

 «Соляной бунт»

Демонстрирует репродукции

Просмотр репродукции

Смена деятельности  от умственной к созерцательной

(отдых учащихся)

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческими материалами

Учитель выступает в роли модератора.

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом о Медном бунте.

Заполнение таблицы «Медный бунт»

1. Совершенствование навыка поиска информации в историческом источнике, его анализ

2. Выполнено задание по заполнению 2 части сравнительной таблицы

Проверка выполненного задания

Выслушивает ответы учащихся

Озвучивают найденную в источниках нужную информацию

Демонстрация репродукции

Э. Лисснера

 «Медный бунт»

Демонстрирует репродукции

Просмотр репродукции

Смена деятельности  от умственной к созерцательной

(отдых учащихся)

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческими материалами

Учитель выступает в роли модератора.

Самостоятельная работа учащихся в мини – группах с историческим материалом о восстании С. Разина.

Заполнение таблицы «Восстание С. Разина»

1. Совершенствование навыка поиска информации в историческом источнике, его анализ

2. Выполнено задание по заполнению 3 части сравнительной таблицы

Проверка выполненного задания

Выслушивает ответы учащихся

Озвучивают найденную в источниках нужную информацию

Демонстрация репродукции

«С. Разин с отрядом восставших»

Демонстрирует репродукцию

Просмотр репродукции

Смена деятельности  от умственной к созерцательной

(отдых учащихся)

Демонстрация видеосюжета арест и казнь

С. Разина

Демонстрирует видеосюжета

Просмотр видеосюжета

3. Анализ сравнительной таблицы

Анализ таблицы

 по критериям (находят общее и различное)

Выслушивает ответы учащихся.

Сравнивают восстания по критериям

Сделан анализ таблицы по критериям

Установление   причинно – следственных связей

Задает вопросы, подводит учащихся

к выводу

Делают выводы об изменении характера власти

Сделан вывод об установлении самодержавия в России

Найти доказательства вывода, сделанного учащимися

Выслушивает учащихся

Работают со статьями Соборного уложения,

поиск аргументов для доказательства

При работе с документами найдены доказательства

Решение второй части проблемного вопроса

Подвожу к решению проблемного вопроса

Решают вторую часть проблемного вопроса

Сделан вывод

3

Заключительный

Подведение итога урока

Организация самоанализа деятельности

(рефлексия)

Задаю вопросы:

«Какие цели вы ставили?»

«Достигли ли вы этих целей?»

«Докажите …»

Определяют, достигнуты ли цели урока, приводят аргументы

Учащиеся сделали вывод о достижении своих целей в ходе урока

Метод рефлексия

Организация проверки изученного на уроке

Демонстрация слайдов

(блиц-опрос  по изученной теме)

Отвечают на вопросы

Закрепление знаний

Информационно-коммуника-тивные  технологии

4

Домашнее задание

Инструктаж домашнего задания

Озвучивает домашнее задание

Записывают задание

Закрепление изученной темы дома

Технология уровней дифференциации

выполнение творческого задания

1. Найти произведения искусства, связанные с темой

    «Бунташного века»

2. Материал учебника § 8,  страницы  67-74;

3. Используя интернет-ресурсы подготовить рассказ о «бунташном веке»  глазами современника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на основе опорных конспектов на уроках истории.

Создание технологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на е...

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе

Разработка урока с элементами проблемного обучения по истории в 9 классе...

Урок проблемного обучения по теме: "Теорема Пифагора"

Урок с презентацией к уроку по теме "Теорема Пифагора"....

Урок проблемного обучения по теме: "Площадь. Формула площади"

Урок проблемного обучения по теме: "Площадь. Формула площади"...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...