В городе богини Афины. урок-путешествие
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pzr.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимая работа

Тема: «Разработка интерактивного урока истории с использованием компьютерной презентации  РР  на тему
«В городе богини Афины»

Выполнила: учитель истории МБОУ СОШ № 29 г. Химки

Чукова Эллина Владимировна.

Химки  2016

Содержание

  1. Введение._____________________________________3
  2. Пояснительная записка._________________________3
  3. Организационная структура  урока._______________6
  4. Заключение.__________________________________15
  5. Использованная литература.____________________15

      1. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс. Основной целью современных методов обучения является  развитие умения обучающихся  мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей. В настоящее время в обучении истории используются разнообразные современные методы обучения, из которых можно выделить следующие: метод проектов, всегда ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени; создание  проблемных ситуаций, ставящих ученика  в позицию субъекта своего обучения, и как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия; внедрение образовательного содержания в игровую оболочку  решает одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности, включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала; применение ИКТ значительно расширяет возможности предъявления учебной информации.

       2. Пояснительная записка к уроку по истории Древнего мира в 5 классе на тему  «В городе богини Афины»

Название программы, УМК

История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер

Тема работы

В городе богини Афины.

Материально-техническое обеспечение урока

Учебник. Карта «Древняя Греция». Мультимедийное оборудование.Презентация «В городе богини Афины». Учебные картины: Чернофигурный и краснофигурный сосуды», «В гончарной мастерской», «Храм Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре», «Праздничное шествие на Акрополь», «Статуя Афины в Парфеноне», «Эрехтейон». Словарь терминов.

Место темы в курсе «История Древнего мира»

 Данная тема относится к разделу «Древняя Греция», к главе 9 «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии», в которой рассматривается развитие данного полиса после греко-персидских войн.

   В составе класса выделено несколько мини-групп, выполняющих роль экскурсоводов. Учащиеся получили опережающее задание. Данная работа способствует активизации познавательной деятельности учеников, развитию речи и формированию навыка публичного выступления. Используемая работа в парах направлена на воспитание у учащихся ответственности перед другими, сотрудничества между собой и учителем.

Формируемые УУД

Личностные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные  УУД

Регулятивные УУД

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение к личности, культурам разных народов.

Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения.

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

готовность самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира

планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом,

умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

формирование умения работать в малых группах

 ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения,

осуществлять контроль, соотносить  выполненное задание с образцом, способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в различных источниках, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.

 

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Фрма урока: урок-путешествие

Цель урока: способствовать формированию  представления о городе Афины как о центре греческой культуры; создать условия для ознакомления с основными архитектурными принципами и элементами древнегреческих построек, архитектурным ансамблем афинского Акрополя;

способствовать развитию умений отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства;

 помочь учащимся составить представления о роли античного наследия в современном мире.

Планируемые результаты:

  Предметные:  описывать памятники истории и культуры Афин; применять понятийный аппарат  исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения древнегреческой культуры; формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

  Метапредметные  УУД : Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою собственную точку зрения; с  достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определения понятий; анализировать исторические факты и явления

  Личностные УУД: Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

   Основное содержание темы, понятия и термины. Ремесло. Культура Древней Греции. Классическое искусство. Древнегреческая архитектура. Колонна древнегреческого храма. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Древнегреческая скульптура. Творения Фидия: статуя Афины-Девы, Зевс Олимпийский. Быт и досуг древних греков. Акрополь, Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон. Архитектурный ордер, виды ордеров: дорический, ионический, коринфский; капитель, архитектура, амфора, килик, кратер, пифос, вазопись, Керамик, гончар, Агора, портик, храм, фронтон, кариатида, скульптура, смотрители рынка, Совет пятисот.

    Педагогические технологии: игровая технология, проблемного обучения, технология коллективно-творческой деятельности, ИКТ.

    3.Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Органи-зацион-ный момент

Фронталь-ная. Словес-

ный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронталь

ная. Словес-ный, наглядный Беседа, работа с картой, прием театрализа-ции.

Демонстрирует карту Древней Греции. Задание: назвать известные греческие города.

Демонстрация сценки: спор богов Афины и Посейдона за покровительство над городом.

Вопрос: о каком городе идёт речь? Почему его так назвали?

–Хотите побывать в Афинах?

Постановка проблемы.

– Афиняне говорили:  “Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!” Почему так говорили?

Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на этом уроке?

Предлагает познакомиться с маршрутом  путешествия –планом урока (на слайде).

Путешествие помогут совершить экскурсоводы.

Слушают учителя. Работают с картой, находят греческие города; формулируют тему урока, самостоятельно формулируют задачи урока.

Рассказывают миф о рождении богини Афины

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушают

и понимают речь учителя

III. Усвое-ние новых знаний и спосо-бов дейст-вий.

В районе
Керамик

Фронтальная объяснительно-иллюстра-тивный. Рассказ учеников-экскурсоводов, работа со схемой, иллюстрацией, беседа, рассказ

Демонстрация презентации.

Опираясь на схему, рассказывает

о планировке города.

 - Афиняне очень гордятся своим городом, однако один из районов  вряд ли может вызвать восторг. Узкие не мощёные улочки без тротуаров, грязь и зловонные лужи. Но именно этот район был известен далеко за пределами города. Вас ничего не удивляет? Давайте зададим вопрос экскурсоводу.

Организует работу с картиной «В гончарной мастерской», проводит беседу:

– Как вы думаете, кто из работников
является свободным, кто – рабом?

Обращает внимание на сосуды, предлагает их сравнить.

Формирует представление о вазописи.

Организует работу в парах с новыми терминами.

Анализируют схему.

Экскурсоводы рассказывают о районе Керамик,

остальные слушают, анализируют информацию.

Сравнивают красно-фигурный и чернофигурный стили, устанавливают очередность их появления. Объясняют значения терминов

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием схемы, картины; находят ответы на вопросы в  иллюстрацииях.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Агора – главная площадь Афин

Фронтальная. Словес-ный, наглядный, проблем-ный. Рассказ экскурсо-водов, работа
с текстом, картиной,
беседа

Как вы думаете, где мы?

Предлагает прочитать рассмотреть картину «Храм Гефеста
и правительственные здания на афинской Агоре». Организует беседу по вопросам.

  Вспомните, какие здания были в Керамике?

–  как вы думаете, почему общественные здания строились большими и красивыми?

– Что собой представляла Агора в Афинах? Как она была связана с общественной жизнью граждан?

–С какой целью строились портики?

– Кто следил за порядком на Агоре?

– Покажите здание, где собирался Совет пятисот, игравший большую роль в управлении Афинами.

–Какими вопросами ведал этот орган?

Организует работу в парах с новыми терминами.

Экскурсоводы рассказывают о главной площади Афин-Агоре, остальные слушают, анализируют информацию. Определяют значения терминов. Объясняют внешние различия между небольшими и скромными зданиями в Керамике
и общественными зданиям. Распознают на картине архитектурные постройки

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием  картины; Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Прогулка
по Акрополю.

Фронтальная, объяснительно-иллюстра-тивный. Рассказ экскурсо-водов, работа
с картиной, работа с текстом, беседа

– Мы  приближаемся к высокому холму в центре города. Что же это?

Демонстрация презентации.

Организует работу с текстом учебника, иллюстрацией «Праздничное шествие на Акрополь» , работу в парах с новыми терминами,

 проводит беседу.

Экскурсоводы рассказывают об Акрополе, остальные слушают, анализируют информацию Объясняют значения терминов. Описывают картину.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрацииях; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

В доме афинского гражданина.

Фронтальная объяснитель-но-иллюстра-тивный, беседа.

предлагает войти в один из домов простого афинянина, расположенных на улице.

Организует работу с документом «из жизни древних гречанок», проводит беседу.

Экскурсоводы рассказывают о повседневной жизни афинян, остальные слушают, анализируют информацию.

Анализируют документ.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрацииях; анализируют изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков.

Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронталь-ная Словес-ный, наглядный Беседа, работа с картиной

– Наше путешествие подошло к концу.
С какими районами Афин вы познакомились? Какие достопримечательности этого замечательного города увидели?

Организует мини-дискуссию по решению проблемного задания.

Почему афиняне говорили:

“Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!”

Называют районы Афин, перечисляют достопримечательности. Используют знание терминов для ответов на вопросы.

Познаватель-ные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; описывают объект: передают его внешние характеристики

V Рефлексия.

Фронталь-ная

Организует работу с тестовым заданием с самопроверкой.

Организует проведение самооценки своей деятельности учениками,

методический приём «три предложения»

выполняют тестовое задание, проводят самопроверку.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Познавательные:

воспроизводят по памяти информацию; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

VI. Эмоциональный итог урока

предлагает выразить своё  эмоциональное состояние при помощи белых и черных карточек.

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние, общее впечатление

Регулятивные: самооценка.

VII. Инфор-мация о домаш-нем задании

Фронталь-ная Сообще-ние учителя

Комментирует задание.

§ 37. Задания 37, 42, 43 в рабочей тетради;

описать, как выглядел Керамик, Агора, Акрополь по выбору.

творческое задание по желанию:

 ответить письменно на вопрос “За что афиняне любили свой город?”

 написать письменный рассказ от имени путешественника, посетившего древние  Афины.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

       4. Современное школьное исторического образования предполагает концептуальное изменение содержания школьных курсов истории, изменения стиля общения учителя и учащихся, использования новых, нетрадиционных приемов и организационных форм обучения. Все больше внимание уделяется самостоятельной работе учеников, активным формам обучения, которые призваны помочь ученику реализовать самого себя.

    В данной  работе я рассмотрела некоторые современные  образовательные технологии,  возможность их применения  в методике обучения истории на примере  урока истории древнего мира по теме: «В городе богини Афины». Используемые на уроке игровая технология, проблемного обучения, технология коллективно-творческой деятельности, ИКТ способствовали повышению мотивации учебной деятельности учеников, активизировали познавательную деятельность, способствовали лучшему усвоению учебного материала, самостоятельному планированию  своих  действий  в соответствии с поставленной задачей, развитию творческих способностей.

Использованная литература:

  1.  учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. – М.: Просвещения, 2013
  2. Поурочные разработки по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, М., Вако, 2009 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"

Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Презентация "В городе богини Афины"

Данная презентация используется на уроке в 5 классе. Презентация имеет анимационную часть, которая может быть использована как для закрепления изученного материала, так и для проверки на следующем уро...

Урок-путешествие "Город богини Афины"

Урок-путешествие для обучающихся 5-го класса (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира») с использованием интерактивных методов преподавания. Класс делится на несколько групп ...

Урок-путешествие по истории "В городе Богини Афины" 5 класс

Данный урок проводился в рамках  методической недели в 5 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная....