Рабочая программа по истории 10 класс.
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории 10 класс. 70 часов в год.
Учебники:
1. Алексашкина, Л. Н. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / Л. Н. Алексашкина, В. А. Головина; под ред. Л. Н. Алексашкиной. – М.: Мнемозина, 2010
2. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: "Русское слово - РС", 2006.
3. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XIX века, 10 класс, Базовый уровень, ,2010
4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России, Конец XVII-XIX века, 10 класс, 2010
5. Гилязов И.А., Пискарёв В.И., Хузин Ф.Ш. История татарского народа с древнейших времён до конца XIX века: Учеб. Пособие для 10 класса. – Казань: ТаРИХ, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.docx | 59.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основана на:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 5.03.2004 № 1089;
- Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ№1312 от 09.03.2004.
- Программа и тематическое планирование для общеобразоват. учреждений: Всеобщая история: История России: 10–11 классы / авт.-сост. Л. Н. Алексашкина. – М.: Мнемозина, 2009.
- Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 13.12.2007. №349, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
- Образовательная программа МБОУ «Гимназия №5» на 2014-2019 учебные годы
- Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету в МБОУ «Гимназия №5 ЗМР РТ»
Учебники:
- Алексашкина, Л. Н. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / Л. Н. Алексашкина, В. А. Головина; под ред. Л. Н. Алексашкиной. – М.: Мнемозина, 2010
- Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: "Русское слово - РС", 2006.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XIX века, 10 класс, Базовый уровень, ,2010
- Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России, Конец XVII-XIX века, 10 класс, 2010
- Гилязов И.А., Пискарёв В.И., Хузин Ф.Ш. История татарского народа с древнейших времён до конца XIX века: Учеб. Пособие для 10 класса. – Казань: ТаРИХ, 2008.
Особенности преподавания курса:
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). На всеобщую историю запланирован-24 часа, на историю России и Татарстана-46.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения всеобщей истории на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся. Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу. В основе содержания курса всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века лежат принципы историзма и объективности. Исходя из концепции многофакторного подхода к истории возникает необходимость показа действий различных факторов, выявления альтернатив и объяснения причин осуществления одной из них в переломные моменты мировой истории. Разрешить эту задачу помогут проблемные лекции, уроки-исследования. Большое внимание уделяется личностно-психологическим аспектам исторического развития, что предполагает самостоятельную деятельность учащихся по написанию рефератов, подготовке сообщений о роли крупнейших исторических деятелей в общемировой истории и культуре. Учащимся предоставляются широкие возможности для творчества: выступления, проекты, презентации.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у десятиклассников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях всеобщей истории, понимание общих закономерностей развития человечества и особенностей исторического пути. Используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания. Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Изучение данного курса направлено на достижение следующих задач:
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
• Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
• Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
• Овладение умениями и систематизации, навыками поиска и комплексного анализа исторической информации.
• освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
• развитие у учащихся исторического мышления
• воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов, стремления сохранять и приумножать достояние страны в области материальной и духовной культуры;
• формирование историко-познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетенции старшеклассников
В процессе изучения курса планируется достичь следующих результатов:
— определять и объяснять понятия;
— уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, документе;
— рассматривать общественные явления в развитии;
— анализировать исторические явления, систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе собственного опыта;
— определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения;
— обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, уметь участвовать в групповых формах работы;
— определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;
— осуществлять самоконтроль и самооценку
Методические пособия для учителя:
1. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории [Текст]: пособие для учителя / Л. П. Борзова. – М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Борзак, Е. Олимпиады по истории. 10 класс [Текст]: пособие для учителя / Е. Борзак. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
3. Брант, М. Ю. История древнего мира: тесты [Текст]: пособие дл учителя / М. Ю. Брант. – М.: Дрофа, 2001.
4. Белоусова, Л. С. Всеобщая история. Новая история [Текст]: книга для учителя / Л. С. Белоусова, О. Н. Докучаева, В. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
5. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства [Текст]: практическое пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ-24ч.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности ученика | Ожидаемый результат освоения материала | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | Тарих фәне Наука история: предмет, содержание, функция, место в системе других наук | Фронтальная работа. Охарактеризовать особенности истории как науки. Раскрывать основные этапы, пройденные исторической наукой, содержание основных функций исторической науки; Объяснять, чем определялось продвижение от одного этапа к другому, характеризовать основные системы периодизации всемирно-исторического процесса. | Знать: особенности истории как науки. Уметь: называть основные этапы, пройденные исторической наукой; объяснять, чем определялось продвижение от одного этапа к другому; характеризовать основные системы периодизации всемирно-исторического процесса; раскрывать содержание основных функций исторической науки, приводить примеры и обосновывать имеющиеся точки зрения, работать с источниками | |||
2 | Борынгы җәмгыять Первобытное общество. Антропогенез. | Решение познавательных задач, | Знать: определение понятия Уметь: выявлять причины изменений форм социальных связей и их особенности | |||
3 | Борынгы Кончыгыш Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье | Работать с текстом и вопросами учебника. Характеризовать тенденции развития государств Древнего мира. Составлять сравнение географического положения и природных условий, в которых сформировались две важнейшие цивилизации Египет и Месопотамия; показывать на карте крупнейшие державы древнего Ближнего Востока; Раскрывать сходства и различия их. Характеризовать функции письменности и ее роль | Знать: тенденции развития государств Древнего мира. Уметь: сравнивать географическое положение и природные условия, в которых сформировались две важнейшие цивилизации Египет и Месопотамия; – называть и показывать на карте крупнейшие державы древнего Ближнего Востока; раскрывать определения понятий; характеризовать функции письменности и ее роль | |||
4 | Борынгы Кончыгыш: Иран, Һиндстан, Кытай Древний Восток: Иран, Индия, Китай | Объяснить причины императорских реформ Древнего Китая, проведенные как административные и хозяйственные реформы. Дать сопоставительную характеристику крупнейших держав, существующих на территории Южной и Восточной Азии в древности. | Знать: какие задачи пытались решить правители Древнего Китая, проводя административные и хозяйственные реформы. Уметь: составлять сопоставительную характеристику крупнейших держав, существующих на территории Южной и Восточной Азии в древности; объяснять значение принадлежности человека | |||
5 | Борынгы Греция: беренче цивилизацияләрдән полисларга Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса | Работа с документами, с картой и иллюстративным материалом. Давать сравнительную характеристику полисов, рассказать о социальной структуре древнего общества, выявлять примеры влияния античной культуры на современную | Знать: чем отличалась община греческого полиса от древневосточных общин; чем определялись достижения и ограниченность демократии при Перикле. Уметь: сравнивать устройство Минойского и Микенских государств; характеризовать причины и итоги Греко-персидских войн | |||
6 | Борынгы Греция: Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям | Составить характеристику Александра Македонского. Показывать на карте территорию и давать характеристику его царству. Раскрывать отличия восточной культуры от эллинистической. | Знать: каковы принципиальные различия между Пелопоннесской и Греко-персидскими войнами; каковы главные черты полиса. Уметь: сравнивать территории Ахеменидской Персии и державы Александра Македонского (чем они различались) | |||
7 | Борынгы Рим: шәһәр салудан республика җимеруе Древний Рим: от основания города до падения республики | Составить тезисы на тему «Рабство в Древнем Риме». Давать сравнительную характеристику греческого и римского полисов. Выявлять причины кризиса республиканского устройства. Высказывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | Знать: основные направления и результаты завоевательной политики Рима в период республики. Уметь: сравнивать римскую гражданскую общину (цивитас) и греческий полис; указывать их общие черты и различия; объяснять, как соотносятся существующие в Римской республике понятия «патриций», «гражданин», «нобилитет»; | |||
8 | Рим империясе Римская империя | Работа в группах с текстом: "Черты личности Константина I Великого как правителя". Составление развернутого плана по теме: "Причины падения Западно- Римской империи". Объяснять причины зарождения и распространения христианства, раскрывать существенные черты религиозных верований. | Знать: определение понятий «республика», «империя», «принципат», «доминат»; причины падения Западной Римской империи. Уметь: определять отличие христианства от религий Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима; анализировать документы; высказывать свою точку зрения о духовном кризисе в империи, иллюстрировать черты этого процесса конкретными примерами. | |||
Средние века | ||||||
9 | Урта гасырлар башлану Начало Средних Раннее Средневековье | Работа с картой, схемами, документами. Характеризовать культурное многообразие раннего средневековья. Локализовать во времени ключевые события и этапы развития Франкского государства, Папского государства, славянских государств. | Знать: причины и масштабы Великого переселения народов; как происходило образование первых государств у германцев и у славян в раннее Средневековье. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи принятия варварскими племенами христианства; анализировать основные итоги политического и экономического развития Западной Европы в раннее Средневековье | |||
10 | Кончыгыштагы цивилизацияләр Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки | Работа с историческими текстами для характеристики политического строя Византии. Решение проблемных задач, работа-"Вклад Византии в мировую культуру". Работа с историческими текстами для характеристики политического строя Арабского халифата. Показывать на карте территорию халифата, охарактеризовать особенности жизни населения, достижения арабской культуры. | Знать: политический строй Византии, особенности управления и социальных отношений; основные особенности земельных отношений в мусульманских государствах в сравнении со средневековыми государствами Западной Европы. Уметь: характеризовать политический строй Византии; анализировать документы; сравнивать положение христианской церкви в раннее Средневековье в Западной Европе | |||
11 | Утра гасырларда европалылар җәмгыяте Средневековое классическое европейское общество. Социальные группы и движения | Выполнение заданий на Объяснение и описание основных черт мировоззрения средневекового человека. Систематизировать материал о причинах и движениях по реформации Католической церкви. Работа с картой. | Знать: структуру западноевропейского общества; что лежало в основе отношений сеньора и вассала. Уметь: определять главные изменения, произошедшие в положении основных групп населения, причины возникновения и широкого распространения ересей в Средневековой Европе; объяснять, каким образом цеховые организации способствовали развитию ремесленного производства в Средние века и каким образом тормозили его, как изменилось положение церкви в западноевропейских странах в период перехода от раннего к развитому Средневековью; | |||
12 | Европада узәкләштерелгән монархияләр барлыкка килу Образование централизованных монархий в Европе | Раскрывать существенные черты отношений между светской и церковной властью. Работать с источниками для выявления причин раскола папства. Излагать причины Столетней войны, характеризовать этапы ее, итоги. Составить личностную характеристику Жанны д’Арк. Закономерно ли появление Жанны д’Арк на политической арене? | Знать: причины обострение отношений между светской и церковной властью в Западной Европе; почему возник и какие последствия имел раскол папства в XIV в. Уметь: выявлять причинно-следственные связи, приведшие к началу Столетней войны; характеризовать этапы Столетней войны; составлять личностную характеристику на исторического деятеля | |||
13 | Урта гасырлар Евпропасы мәдәнияте Культура средневековой Европы как наследие. | Выступление | Знать: в чем выражался сословный характер культуры; чем объясняется переход от романского стиля к готике в западноевропейской архитектуре. Уметь: характеризовать роль университетов в средневековом европейском обществе; описывать соборы, построенные в период готики; объяснять связь Возрождения и гуманизма | |||
14 | Урта гасырларда Узәк, Көньяк Көнчыгыш Азия халыклары Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья | Выполнение заданий на выявление характерных признаков восточных деспотий. Объяснять сходства и различия китайского общества и японского. Сравнить системы землепользования в средневековом Китае и Индии. | Знать: какие народы были завоеваны монголами; причины распада державы Чингисхана. Уметь: объяснять противоречия между абсолютной, неограниченной властью китайских императоров и частой сменой правлений; определять влияние китайской цивилизации на японское общество | |||
Новое время | ||||||
15 | Яңа вакытка таба На пути к новому времени | Объяснять значение понятия "Новое время". Раскрывать значения и последствия Великих географических открытий. Выполнение заданий | Знать: результаты реформационного движения в Европе XVI в. Уметь составлять сравнительную характеристику действий европейских колонизаторов; устанавливать причинно-следственные связи реформационного движения в Европе XVI в. | |||
16-17 | Европа һәм Төньяк Америка илләре XVII – XVIII гасырларда Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII веках: между абсолютизмом | Работа с картой, историческими документами. Арман Жан дю Плесси де Ришелье. Систематизировать знания по теме и заполнить таблицу «Этапы английской революции 1640–1660 годов». Составлять рассказ о деятелях эпохи Просвещения. Систематизировать материал учебника по теме: "Значение образования США". | Знать: причины распространения идей Просвещения в странах Европы; результаты политики абсолютизма. Уметь: составлять характеристику деятелей французского Просвещения; объяснять причины возникновения и распада «союза государей и философов»; анализировать документы и давать оценку событиям и личностям эпохи | |||
18 | Бөек Француз революциясе Великая французская революция в XVIII веке. Эпилог революции. | Составить таблицу, отражающую расстановку политических сил в революционном лагере в 1789–1794 гг.Портреты личностей эпохи:Маркиз М. Ж. Лафайет, Жан-Поль Марат, Ж.Дантон Излагать главные идеи "Декларации прав человека и гражданина". Раскрывать значение идей революции для последующего развития цивилизации | Знать: причины революции во Франции в конце XVIII в.; какие противоречия Уметь: составлять таблицу | |||
19 | Европа һәм АКШ илләре XIX гасырның беренче яртысында Страны Европы и США в первой половине XIX века | Работа с таблицами и схемами. Объяснять причины техничского лидерства Англии. Охарактеризовать основные черты индустриального общества. Раскрывать причины быстрого распространения социалистических идей среди рабочих. | Знать: в чем выражалось лидерство Англии в осуществлении промышленной революции. Уметь: высказывать | |||
20 | Европа һәм Төньяк Америка илләре XIX гасырның беренче яртысында Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века | Составить тезисы «НТП | Знать: почему в странах Европы особую остроту приобрели «национальные вопросы». Уметь: давать сравнительную характеристику политического развития Великобритании и Франции во второй половине XIX века | |||
21 | Азия Латин Америкасы һәм Африкасы XVI–XIX гасырларда Страны Азии, | Раскрывать причины ослабления Османской империи, легкого завоевания Индии, Китая и характеризовать этапы колонизации. Обсуждать противоречивые итоги колонизации. Оценить преобразования эпохи Мэдзи в Японии (современники и историки называли как реформами, так и революциями). | Знать: в чем проявилось и чем объясняется ослабление Османской империи в XVIII–XIX вв.; почему британцам удалось за относительно Уметь: характеризовать основные этапы проникновения европейцев в страны Африки в Новое время; сравнивать борьбу испанских колоний за независимость в 1810–1815 гг. и 1816–1826 гг. | |||
22 | Яңа заман мәдәнияте Культура Нового времени | Выступление на занятии по интересующей теме с характеристикой творчества художников. | Знать: почему период Уметь: определять, в чем состояло различие ведущих идей в эстетике барокко и классицизма;давать сравнительную характеристику того, как складывались в XIX в. отношения художников реалистического направления с официальным академическим искусством во Франции и России | |||
23 | Яңа заманда милләтара мөнәсәбәтләр Международные отношения в Новое время | Сообщения, беседа. Объяснять причины усиления конкуренции и образования военно-политических блоков. Учиться формулировать ведущие принципы внешней политики того времени. | Знать: какие альтернативные суждения о характере международных отношений высказывались в начале Уметь: использовать различные источники, готовить сообщения | |||
24 | Кабатлау Повторительно- обобщающий урок | Выполнение контрольной работы | Знать: периоды во всемирной истории и характеризовать их. Уметь: использовать свои знания по пройденным темам |
ИСТОРИЯ РОССИИ И ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА-46ч.
№ | Тема | Характеристика деятельности ученика | Ожидаемый результат | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | Россия тарихы- ботендонья тарихынын бер өлеше История России — часть всемирной истории | Составление конспекта, определение критериев для выделения исторических эпох, перечисление факторов, влияющих на развитие цивилизации | Знать основные особенности истории народов и государств, выявлять главные факторы влияющие на развитие России. Выделять своеобразие истории России в сравнении ее с мировой и европейской историей. Определять причины отличий исторического пути России. Понимать, что особенности исторического развития народа (народов) зависят не от одной причины или события, а от комплекса, совокупности факторов | |||
2 | Хәзерге земан Россия территориясендә борыңгы кешеләр Народы и древнейшие государства на территории России | Работа с картой и с источниками. Беседа. Запись в тетради . | Знать: причины и факторы возникновения русской государственности Уметь: объяснять смысл понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, природно-географическая среда и хозяйственно- культурные типы | |||
3 | Бөек халыклар кученеше Великое переселение народов. Тюркские племена. | Работа с учебником. Охарактеризовать этногенез тюркских племен, восточнославянских племен. | Знать: об этногенезе тюркских племен, восточных славян, понимать место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе, Уметь: определять основные восточнославянские племена, характеризовать быт, занятия, язык восточных славян, указывать территорию их расселения. Иметь собственную позицию по поводу разных теорий образования Древнерусского государства | |||
4 | Беренче дәүләтләр барлыкка килү. Происхождение государственности у восточных славян. Первые русские князья. | Работа с учебником. Раскрывать значение влияния географического фактора, называть суть различных теорий происхождения государства у восточных славян | Знать влияние природно-климатического фактора на хозяйственную и политическую жизнь восточных славян, сущность концепций происхождения государства, охарактеризовать суть норманнской и антинорманнской , центристской теорий происхождения государства. Уметь объяснять понятия «подсечно-огневая, пашенная система земледелия, трактовки происхождения термина «Русь» | |||
5 | Халык категорияләре.Вече.Князҗ һәм дружина Категории населения. Дань и подданство. Вечевые порядки. Право на Руси. Князья и дружина. Княжеские усобицы. | Охарактеризовать положение всех групп населения, используя текст учебника и отрывки исторических документов (Русская Правда, Устав Мономаха) Понимать тенденции и динамику развития древнерусского государства. Выделять особенности правления князей: Олега, Игоря и княгини Ольги, Святослава, Владимира (крещение, реформы). Определять главные направления внешнеполитической деятельности первых русских князей до конца IX в | Знать структуру общества Древней Руси, особенности взаимоотношений власти и общества. Категории населения. Этнический состав древнерусского общества, систему управления древнерусским государством. Уметь выделять предпосылки перехода к удельной раздробленности, выделять ее последствия. | |||
6 | Христиан динен кабул иту Принятие христианства. | Работа с учебником. Называть причины, значение принятия христианства. Составление характеристики развития Древнерусского государства после крещения по сферам. | Знать причины, значение принятия христианства, этапы религиозных реформ, сущность христианства, последствия религиозной реформы Владимира Святого. Уметь: различать особенности развития русской культуры, факторы, влияющие на ее развитие. | |||
7 | Борынгы Рус дәүләтенең мәдәнияте Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности | Работа с учебником. Выступление учащихся с презентациями. Беседа. | Знать сущность и своеобразие культуры Руси домонгольского периода, на конкретных примерах показывать ее достижения. Уметь объяснять понятия «зернь, скань.» | |||
8 | Борынгы рус дәүләтенең таркалу сәбәпләре Причины распада Древнерусского государства | Составить сравнительную характеристику разных моделей развития | Знать: особенности развития удельных княжеств, характеризовать их политическое устройство. Уметь объяснить причины феодальной раздробленности на Руси, понимать основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом. | |||
9 | Бөек Болгария дәүләте Среднее Поволжье в VIII- начале XIII вв Великая Болгария. Волжская Булгария | Знать особенности культурной, духовной хозяйственной и политической жизни булгарских племен. Уметь сравнивать культурные достижения | ||||
10 | Монголлар дәүләте барлыкка килү Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание. Золотая Орда. | Разъяснять особенности эпохи, составлять характеристику основных событий, раскрывать значения понятий. | Знать особенности образования Монгольского государства. Уметь анализировать исторические факты, представлять и аргументировать свою точку зрения. Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами. | |||
11 | Алтын Урда Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Принятие Ордой ислама. | Составление хронологической таблицы. Беседа и обсуждение вопроса о характере отношений между русскими землями и Ордой | Знать хронологию нашествия на Русь, причины установления монгольского ига на Руси и принципы управления Русью, влияние принятия ислама на политику Орды, Уметь: обобщать и понимать итоги и последствия монгольского завоевания для русских земель. | |||
12 | Литва князлеге белән сугыш Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Великое княжество Литовское и Русское | Систематизировать материал, высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях крестовых походов с Запада | Знать альтернативные варианты развития событий апреля 1242 г – победу крестоносцев, перемирие Новгорода и Ордена, и союз России с Западом, Уметь: обосновать вероятность и последствие такого варианта и привести исторические факты, аргументирующие их мнение. | |||
13 | Рус җирләре Литва князлеге составында Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Католичество – государственная религия Великого княжества Литовского | Разъяснять особенности эпохи, составлять хронологию основных событий, раскрывать значения понятий. Участвовать в обсуждении положения русских, их повинностей, условий жизни. Характеризовать их положение в обществе католической средневековой Европы. | Знать положение западных и юго-западных земель Руси во второй четверти XIII в., проблему поиска союзников и начало объединения с Литвой. Присоединение к Литве Черной Руси при Миндовге. Усобица в Литовско-Русском княжестве после смерти Миндовга. Новый этап объединения при Гедимине и Ольгерде. | |||
14 | Среднее Поволжье в XIII- первой половине XV вв. | Работа с учебником | Знать особенности образование монгольского государства, хронологию завоеваний, политическую историю Золотой Орды Уметь показать границы государств на карте, выделять особенности развития булгар в составе Золотой Орды | |||
15 | Рус дәүләте XIV-XVгасырларда Русь в XIV-XV века. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать положение различных категорий населения. Охарактеризовать роль городов в создании единого государства | Знать причины подъема, определить главные тенденции в сфере хозяйства, экономики и социальных отношений на русских землях в период XIV - начала XV вв: суть феодального характера землевладения в Древнерусском государстве; Уметь: работать с текстом | |||
16 | Рус җирләренең Мәскәу янында берләшуе Москва как центр объединения русских земель. Иван Калита | Работать с текстом | Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, политике отношений с Ордой. Характеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Освещать причины и последствия Куликовской битвы. | |||
17 | Среднее Поволжье во второй половине XV- первой половине XVI вв. | Работать с текстом | Знать особенности новых этнических процессов, достижения культуры Казанского ханства, хронологию и последствия завоевания Русским государством определение понятий курултай, даруга, мурза, эмир, карачибек, сейид. Уметь выделять главное в тексте, устанавливать причинно-следственные связи явлений. | |||
18 | Россия дәуләте барлыкка килуе. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. «Москва – третий Рим». | Работать с текстом | Знать: какие преимущества давало Москве приобретение той или иной территории; почему сотрудничество с православной церковью стало одним из важнейших принципов политики московских князей; причины наступления московских князей на общинно-вечевые институты; | |||
19 | Рус җирләрендә мәдәниятнең Духовная жизнь в XIV-XV века. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать условия развития церкви после монгольского разгрома 1237-40, деятельность митрополитов Кирилла III, Максима, Петра, Алексия. Уметь: составить исторический портрет Сергия Радонежского. | |||
19 | Рус җирләрендә мәдәниятнең усуе Культурное развитие русских земель и княжеств. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Выступление с презентациями | Знать особенности русской культуры изучаемого периода, основные произведения культуры, быт и нравы Уметь: характеризовать главные ее достижения. | |||
20 | Кабалтау дәресе Российское государство: от основания до ликвидации раздробленности. Урок-обобщение | Работать с текстом | Знать материалы по теме и использовать полученные знания при решении тестовых и контрольных заданий | |||
21 | Иван Грозныйның идарә итуе Иван Грозный. Реформы середины XVI в. | Работа с учебником. Охарактеризовать государство, доставшееся Ивану Грозному, определять причины реформ Избранной Рады. Раскрывать сущность опричнины и ее цели, последствия. | Знать сущность опричнины и ее цели, последствия. Уметь характеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному, определять причины реформ Избранной Рады. . | |||
21 | Иван IV тышкы сәясәте Расширение территории России при Иване Грозном | Работа с текстом учебника и с картой. Охарактеризовать ключевые направления внешней политики обозначенного периода, приоритетные задачи и способы их достижения и дать оценку итогам | Знать различные пути расширения территории государства при Иване Грозном, хронологию завоевания ханств, историческое значение присоединение Западной Сибири; Причины, цель, ход и последствия Ливонской войны Уметь: сравнивать внешнюю | |||
22 | Фетнә Смута. Пресечение правящей династии. | Работа с учебником. Обсуждать проблемные вопросы, высказывать свое мнение, аргументируя его историческими сведениями; анализировать документы; характеризовать политическую деятельность личностей | Знать: политику Бориса Годунова. Определять причины Смуты. Уметь характеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским, давать оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого, действиям второго Лжедмитрия. | |||
23 | Фетнәле заманның ахыры Кризис традиционного российского общества в условиях внешней опасности. Итоги Смуты | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Дать оценку действиям участников освободительных ополчений | Знать сущность экономического, социального кризиса, кризиса власти, государственного строя России названного периода, судьбу и экономическое положение дворянства. Уметь разъяснять понятия «интервенция, самозванство, гражданская война» | |||
24 | Крепостной хокук формалашу Обострение социально-экономических противоречий. Закрепощение крестьян. Юридическое оформление крепостного права. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника и составление «социальных портретов». Давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период. | Знать: внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых. Уметь: давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период. Объяснять смысл понятий «крепостное право», | |||
25 | Илнең сәяси усеше. Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Ликвидация последствий Смуты. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать: внутреннюю политику царей Михаила и Алексея Романовых, понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий. Характеризовать суть народных выступлений, периода правления царя Алексея Михайловича. Уметь объяснить смысл понятий: «мануфактурное производство», «крепостное право». | |||
26 | Дәүләт территориясе усу Рост территории государства. Новые явления в экономике. Мануфактуры. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVIIв., оценить значение присоединения Украины к России, характеризовать успехи и неудачи, объяснять их. | |||
27 | Хәкимият һәм чиркәү Старообрядчество. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника о причинах и об историческом следе «раскола» | Знать сущность протеста против господствующей ортодоксальной религиозной идеологии, основные предпосылки перехода к Новому времени в России; определяющие черты экономического строя России в XVII в.; причины усложнения социальной структуры российского общества; Уметь определять секуляризацию культуры как необходимость ознакомления с достижениями светских знаний. | |||
28 | XVII гасырда социаль хәрәкәтләр Социальные движения XVII в. Вызревание предпосылок преобразования страны. | Работа с учебником для составления хронологии событий, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать сущность экономических и социальных конфликтов в истории XVII столетия. Уметь анализировать обстоятельства начала формирования единого общероссийского рынка. | |||
29 | Тышкы сәясәт Внешняя политика России в XVII веке | Работа с учебником для составления хронологии событий, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать направления и достижения внешней политики Уметь: показывать на исторической карте показывать места сражений и территориальные изменения | |||
30 | Милли үзаң формалашу Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV – XVII вв. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, также его бытовую культуру. | |||
31 | (Казанский край) во второй половине XVI-XVII вв | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать причины поражения казанцев в Казанской и Черемисской войнах, ход восстаний в начале 17 века, определения понятий: ясачные люди, миссионеры, служилые татары, новокрещены Уметь выделять этапы освободительных войн анализировать последствия завоевания, выделять главное в тексте, схематизировать информацию | |||
32 | Петр 1 үзгәртеп корулары Петровские преобразования. | Работа с учебником, с понятиями, работать с текстом источника. Охарактеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII веков. Объяснять предпосылки петровских преобразований. | Знать причины преобразований Петра I. Характеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления. Развивать навык интеллектуальной обработки информации и рефлексии. Уметь характеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к нач. XVIII столетия, понимать причины Северной войны и превращение России в европейскую державу. | |||
33 | Чикләнмәгән патшалык Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие.. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Составить таблицу: «Внешняя политика России». Исторические портреты А.В. Суворова, Ф.Ф.Ушакова | Знать причины и следствия дворцовых переворотов. Знать социальную политику власти (расширение привилегий дворянства, усиление крепостничества, поддержка власти) | |||
34 | Народы Среднего Поволжья в XVIII столетии | работать с картой, с учебником | Знать последствия петровских преобразований на территории края, новые явлении в развитии промышленности, вклад народов Поволжья в российскую и мировую культуру Уметь выделять особенности модернизационных процессов, сравнивать положения различных категорий населения, сравнивать меры и методы христианизации населения в разные исторические периоды | |||
35 | Александр I реформалары Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Александр I. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника | Знать: особенности правления Александра I. Давать оценку его деятельности. Характеризовать социально-экономическое положение. России в начале XIXв. Уметь характеризовать личность императора; осуществлять анализ его внутренней политики: историко-социологический, историко-политический | |||
36 | 1812 Ватан сугышы Отечественная война 1812 г | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Составить хронологическую таблицу: «Внешняя политика России». Исторические портреты Отечественной войны | Уметь рассказать о ключевых задачах внешней политики России в начале XIX в и способы их достижениях, знать причины Отечественной войны 1812г., ее ход и значение | |||
37 | Сәнәгать борылышы башлану Начало промышленного переворота | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам. Охарактеризовать социально-экономическое развитие России с точки зрения модернизации | Знать: почему крепостное | |||
38 | XIX гасырның беренче яртысында Россия Россия в первой половине XIX в.
| Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Исторические портреты декабристов | Знать суть российской консервативной идеологии (официальная народность) и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь делать выводы. Уметь показать о влияние Отечественной войны на общественное сознание в России. Знать альтернативные точки зрения на события 14 декабря 1825 г. Уметь высказать свое мнение | |||
39 | Россиянең бөек державага әверелуе Превращение России в мировую державу в XVIII-XIX вв. | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника подготовить исторические портреты личностей эпохи, описание событий эпохи от имени очевидцев Уметь | Знать: о направлениях и ключевых задачах внешней политики России в начале XIX, в и способы их достижениях, знать причины Отечественной войны 1812г., ее ход и значение. Уметь: определить цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814г.г. | |||
40 | Хакимият, җәмгыять, шәхес Власть, общество, личность. Взгляды на путь развития страны: славянофилы, западники, охранители, социалисты | Работа с учебником, работать с текстом источника. Беседа по вопросам к тексту учебника. Охарактеризовать суть теорий и взглядов на путь развития страны | Знать суть взглядов на путь развития страны: славянофилы, западники, охранители, социалисты; суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи. Уметь делать выводы. | |||
41 | Александр II реформалары. Пореформенная Россия (1960-90гг.) | Работа с учебником, источниками. Раскрывать суть либеральных реформ. Оценить влияние их на путь развития страны. | Знать предпосылки и суть либеральных реформ | |||
42 | Александр III. Икътисади усеш Экономическое развитие страны в пореформенный период. | Работа с учебником и источниками, составить исторический портрет | Знать особенности российской модернизации: методы, темпы, отношение общества к ним. | |||
43 | Александра III нең тышкы сәясәте Внешняя политика Александра III Миротворец. | Работа с учебником, картами и источниками. Составить исторические портреты | Знать направления, особенности внешней политики страны | |||
44 | XIX гасырныә икенче яртысында мәдәният Развитие культуры во второй половине XIX века | Подготовить сообщения. Беседа по теме | Знать о вкладе русской науки в мировую науку, о достижениях литературы и искусства. Уметь объяснять причины ужесточения государственной политики в сфере образования в конце века | |||
45 | Казанский край в 1801-1860 гг | Работа с учебником и источниками. | Знать особенности развития социальной структуры, факторы, влияющие на развитие экономики формы участия населения в войне 1812 года Уметь рассказать об основных достижениях культуры края и определить ее значение для развития культуры страны в целом | |||
46 | Кабатлау дәресе Повторение | Урок-обобщения и контроля знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...