Разработка урока "Россиия в первой половине 19 в."
материал по истории на тему

Гуркина Нина Ивановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000219ab-f5221ac9.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока по теме «Россия в первой половине XIX века»

8 класс

Выполнила Гуркина Нина Ивановна учитель истории и обществознания МБОУ  «Мотызлейская ООШ»

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний.

Цели: на основании имеющихся знаний учащихся по истории России первой половины XIX века, охарактеризовать тенденции развития страны.

Задачи урока.

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся по теме, проверить степень их усвоения.

Развивающие:

- продолжить развитие  навыков  обобщения и систематизации своих знаний, умения применять их на практике;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- продолжить работу по развитию интереса и уважительного отношения к истории Отечества.

Оборудование: дидактический материал, проектор, экран, карта «Россия в первой половине XIX века».

УМК: Данилов А. А., Косулина Л. Г.  История России, XIX век. М.: Просвещение, 2010

Источники

  1. Колганова Е. В., Сумарокова Н. В. Поурочные разработки по истории России XIX в.М.: «ВАКО», 2004
  2. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001

 План урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Проверка знания дат и терминов
  4. Беседа с учащимися
  5. Задание по истории Культуры России первой половины XIX в.
  6. Контрольное тестирование
  7. Подведение итогов. Выставление оценок

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

Мы изучили историю России первой половины XIX века. Это период правления двух императоров: Александра I и Николая I. Дома вы повторили материал первой главы учебника.  Цель нашего урока: обобщить, систематизировать знания по теме, вспомнить основные события, дать им оценку. На уроке мы обсуждаем предложенные вопросы, дискутируем, делаем выводы. Также будем выполнять письменную проверочную работу.

3. Задание на знание дат и терминов (взаимная проверка, ученики обмениваются тетрадями, затем ответ выводится на доске)

1.Установите соответствие между левым и правым столбцами:

Дата

Событие

1)1803 г.

А. Тильзитский мир

2) 1812 г.

Б. Правление Александра I

3) 1807 г.

В. Указ о  «вольных хлебопашцах»

4) 14 декабря 1825 г.

Г. Правление Николая I

5) 1825-1855 гг.

Д. Крымская война

6) 1853-1856 гг.

Е.  Отечественная война

7) 30- 40-е гг. XIX в.

И. Начало промышленного переворота

К. Восстание декабристов в Петербурге

(Ответ: 1 –В; 2 –Е; 3 –А; 4 – К; 5 –Г; 6 –Д; 7 –И)

 2. Установите соответствие между левым и правым столбцами:

1. Коалиция

А. Дополнительное воинское формирование в помощь действующей армии

2. Государственный совет

Б. Неофициальный орган, включающий молодых соратников царя, проводящий реформы

3. Ополчение

В. Высший судебный и административный орган, возглавляемый генерал-прокурором

4. Консерватор

Г. Высший законосовещательный орган, включающий чиновников

5. Негласный комитет

Д. Сторонник сохранения традиционных начал: религии, сильного государства, монархии и т.д.

6. Флеши

Е. Союз, объединение для достижения общей цели

Ж. Земляное укрепление на поле боя

(Ответ:1 –Е; 2 –Г; 3 –А; 4 –Д; 5 –Б; 6 –Ж)

4. Вопросы для беседы с учащимися

Как можно охарактеризовать политический строй России в начале XIX века? 

(Россия оставалась самодержавной монархией, вся законодательная и исполнительная власть принадлежала  императору)

Каковы основные тенденции политического развития России в первой половине XIX века? 

(Разработка в секретных комитетах бесконечных проектов, которые так и не были претворены в жизнь)

Какой из указов, принятых для совершенствования политического строя России, кажется вам наиболее важным? Ответ аргументируйте.

(Дарование Конституции Царству Польскому с намерением распространить подобное устройство и на остальную Россию.)

Каковы особенности социально-экономического развития России  в первой половине XI века? В чем вы видите противоречивость социально-экономического развития?

(В 30–40-е годы начался промышленный переворот, начиная с 30-х годов – железнодорожное строительство; развитие пароходства. Труд наемных рабочих начинает постепенно вытеснять труд крепостных крестьян. Расслоение крестьянства; отходничество. В торговле вместо ярмарочной торговли развивается постоянная торговля, продолжает расти внешняя торговля. Рост городов. Финансовая реформа Канкрина, стимулирование предпринимательства.

Противоречивость экономического развития России.

С одной стороны, сельское хозяйство отстает по причине сохранения крепостного права, а с другой стороны, идет техническое перевооружение промышленности, т. е. одновременно и застой, и начало перемен.)

Каковы основные тенденции социально-экономического развития России  этого периода?

(Постепенное развитие капиталистических элементов и разложение феодализма.)

Какой из указов, принятых в социально-экономической сфере, кажется вам наиболее важным?  Почему?

(Ученики могут назвать любой из указов, главное, аргументировать свой выбор.)

Какое событие общественно-политической жизни этого периода вы считаете

наиболее важным? Свой ответ обоснуйте.

(Восстание декабристов.)

Какое событие является крупнейшей внешнеполитической победой России в первой половине XIX века?

(Крупнейшим внешнеполитическим успехом является победа в Отечественной войне, которая носила народный характер и позволила России сохранить свою независимость.)

Каковы основные тенденции внешнеполитического развития?

(Основная внешнеполитическая тенденция – борьба с европейской революционной заразой.)

 

Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века?

(Сословность системы образования. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширить свое образование. Образование помещичьих крестьян целиком зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании. В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но и в их внедрении в производство.)

5. Выполним письменно задание по истории культуры России этого периода (взаимопроверка)

Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие:

1. Б. С. Якоби

А. Открытие Антарктиды

2. Н. И Пирогов

Б. Открытие новой геометрической системы – неевклидовой геометрии

3. Н. И. Лобачевский

В. Строительство первой в России железной дороги

4. Е. А. и М. Е. Черепановы

Г. Разработка метода применения внутривенного наркоза

5. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

Д. Изобретение гальванопластики

6. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Е. Первая русская кругосветная экспедиция

Ж. Изготовление булатной стали

(Ответы: 1 – Д; 2 –Г; 3 –Б; 4 –В; 5 –А; 6 –Е.)

6. Контрольное тестирование.

  1. Какой административный орган был высшим в  России  первой половины XIX века?

а) комитет министров

б) Государственный совет

в) Сенат

г) Синод

  1. Какова была цель создания военных поселений?

а) подавить волну выступления крестьян

б) снизить государственные расходы на содержание армии

в) организовать массовую  подготовку резерва

г) повысить урожайность зерновых

  1. В. П. Кочубей, А. А. Безбородко, А. С. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена?

а) это герои Отечественной войны

б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императора

в) все они были единомышленниками Павла I

 

г) все они организаторы тайных обществ

  1. Как называлась государственная идеология, разработанная в годы правления Николая I?

 а) теория относительности

 б) теория официальной народности

 в) теория естественно права

г) теория общинного социализма

  1. Какое имя в списке лишнее?

а) П. С. Нахимов

б) В. А. Корнилов

в) С. И. Муравьев- Апостол

г) А. П. Ермолов

6. Кто такие западники:  

а) религиозная секта  

 б) представители западноевропейских  стран – инвесторов России

 в) сторонники развития России по образцу западноевропейской цивилизации  

 г) жители западных губерний Российской империи

   7. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями  Отечественной  войны:

      а) р. Березино

      б) Тильзит  

      в) Смоленск

      г) Бородино

8. Какого направления в искусстве первой половины XIX века не существовало?

      а) классицизма

      б) романтизма

      в) сентиментализма

      г) социалистического сентиментализма

9. Назовите государство, которое не воевало против России в Крымской войне?

    а) Турция

    б) Пруссия

    в) Франция

    г) Англия

10.  Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны:

   а) Л. Н. Толстой

   б) Ф. М. Достоевский

   в) В. В. Вересаев

    г) В. М. Гаршин

(Ответы: 1 –в; 2 –б; 3 –б; 4 –б; 5 –в; 6 –в; 7 –б; 8 –г; 9 –б; 10 –а.)

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

Россия в первой половине XIX века

1.Установите соответствие между левым и правым столбцами:

Дата

Событие

1)1803 г.

А. Тильзитский мир

2) 1812 г.

Б. Правление Александра I

3) 1807 г.

В. Указ о  «вольных хлебопашцах»

4) 14 декабря 1825 г.

Г. Правление Николая I

5) 1825-1855 гг.

Д. Крымская война

6) 1853-1856 гг.

Е.  Отечественная война

7) 30- 40-е гг. XIX в.

И. Начало промышленного переворота

К. Восстание декабристов в Петербурге

 2. Установите соответствие между левым и правым столбцами:

1. Коалиция

А. Дополнительное воинское формирование в помощь действующей армии

2. Государственный совет

Б. Неофициальный орган, включающий молодых соратников царя, проводящий реформы

3. Ополчение

В. Высший судебный и административный орган, возглавляемый генерал-прокурором

4. Консерватор

Г. Высший законосовещательный орган, включающий чиновников

5. Негласный комитет

Д. Сторонник сохранения традиционных начал: религии, сильного государства, монархии и т.д.

6. Флеши

Е. Союз, объединение для достижения общей цели

Ж. Земляное укрепление на поле боя

3. Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие:

1. Б. С. Якоби

А. Открытие Антарктиды

2. Н. И Пирогов

Б. Открытие новой геометрической системы – неевклидовой геометрии

3. Н. И. Лобачевский

В. Строительство первой в России железной дороги

4. Е. А. и М. Е. Черепановы

Г. Разработка метода применения внутривенного наркоза

5. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

Д. Изобретение гальванопластики

6. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

Е. Первая русская кругосветная экспедиция

Ж. Изготовление булатной стали

 

Контрольное тестирование

  1. Какой административный орган был высшим в  России  первой половины XIX века?

а) комитет министров

б) Государственный совет

в) Сенат

г) Синод

  1. Какова была цель создания военных поселений?

а) подавить волну выступления крестьян

б) снизить государственные расходы на содержание армии

в) организовать массовую  подготовку резерва

г) повысить урожайность зерновых

  1. В. П. Кочубей, А. А. Безбородко, А. С. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена?

а) это герои Отечественной войны

б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императора

в) все они были единомышленниками Павла I

 

г) все они организаторы тайных обществ

  1. Как называлась государственная идеология, разработанная в годы правления Николая I?

 а) теория относительности

 б) теория официальной народности

 в) теория естественно права

г) теория общинного социализма

  1. Какое имя в списке лишнее?

а) П. С. Нахимов

б) В. А. Корнилов

в) С. И. Муравьев- Апостол

г) А. П. Ермолов

6. Кто такие западники:  

а) религиозная секта  

 б) представители западноевропейских  стран – инвесторов России

 в) сторонники развития России по образцу западноевропейской цивилизации  

 г) жители западных губерний Российской империи

   7. Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями  Отечественной  войны:

      а) р. Березино

      б) Тильзит  

      в) Смоленск

      г) Бородино

8. Какого направления в искусстве первой половины XIX века не существовало?

      а) классицизма

      б) романтизма

      в) сентиментализма

      г) социалистического сентиментализма

9. Назовите государство, которое не воевало против России в Крымской войне?

    а) Турция

    б) Пруссия

    в) Франция

    г) Англия

10.  Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны:

   а) Л. Н. Толстой

   б) Ф. М. Достоевский

   в) В. В. Вересаев

    г) В. М. Гаршин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Разработка урока "Культура первой половины XIX века" для 8 класса по истории

Урок-виртуальная экскурсия содержит основной материал для учителя истории при проведении урока "Культура в первой половине XIXвека"...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Урок «Крестьянский вопрос в России  первой половины XIX века» является частью раздела «Россия на пути модернизации». В ходе данного урока применяются педагогические методы и приемы, направленные ...

Методическая разработка. Задания по историческим персоналиям конца XVI- первой половины XVII в. «УЗНАЙ КТО ЭТО» (X кл.)

Перед обучающимися ставится задача как можно быстрее «узнать» историческую персону. Чем раньше они это сделают, тем выше оценивается ответ. Последние факты из биографии и характерные черты...