Урок по истории в 5 классе по ФГОС "Государство на берегах реки Нил"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Мантрова Ольга Викторовна

Урок "Государство на берегах реки Нил" проводится  5 классе. Конспект  урока соответствует требованиям составления технологической карты по ФГОС.  ученики в конце урока с легкостью отвечают на вопрос: "Почему река Нил  в Египте считается "рекой жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_v_5_klasse_po_fgosu.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Предмет____история____________________________________________________________________________________________________

Класс _______5___________________________________________________________________________________________________

Тема урока ___Страна  на берегах Нила___________________________________________________________________________________________________

Тип урока___комбинированый_____________________________________________________________________________________________________

Планируемые результаты обучения:

личностные _ воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки________________________________________________________________________________________

предметные _ развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: пороги, дельта, оазис, фараон. _____________________________________________________________________________________________________

метапредметные __ развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Техники и технологии: _развивающее  и коммуникативное  обучение____________________________________________________________________________________________

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) _учебник по истории, карточки с определениями, контурные карты, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с  заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point. .___________________________________________________________________________

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Организационный этап

Создание благоприятный психологический настрой на работу

Подготовка обучающихся к работе.

Организация класса. Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовки к уроку. Организация внимания.

Приветствуют учителя. Полная готовность обучающихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания учащихся.

Умение  выделять нравственный аспект поведения

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

2. Этап проверки домашнего задания.

Выявить выполнение домашнего задания, уровень знаний учащихся по пройденной теме «Наследники Шумера», определение недостатков, их причин.

Организация проверки д/з:

1. Карточки №1 (группа 5 чел.)

2. терминологический диктант у доски. Даны определения, к ним нужно подобрать формулировку.( 1 человек)

3. Индивид. опрос (2 чел.)

Вступительное слово.

Проверка домашнего задания.

Организация проверки д/з:

Выявляют свой уровень знаний по ранее изученной теме «Наследники Шумера».

Самоопределение

Осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Поиск и выделение необходимой информации

Выставление оценок за выполненную работу

3.Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Подготовка обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока, формирование познавательных мотивов.

Вместе с детьми определяет цель урока.

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

Определяют цель урока. Подготавливаются к  активно-познавательной деятельности на последующих этапах урока. Разгадывают предложенные загадки. Выполняют задания по карточкам в группах.

Формулируют  тему урока.

Самоопределение

Целеполагание

Постановка вопросов;

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности;

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

4. Этап усвоения новых знаний 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Дает конкретное представление о географическом положении Египта, об образе жизни людей данного государства. Рассказ сопровождается демонстрацией соответствующего изображения на экране проектора.

Внимательно смотрят предложенные учителем иллюстрации к её рассказу и запоминают информацию относящуюся к каждой из них в отдельности. Анализируют услышанное. Мысленно планируют выполнение практического задания на основе полученной новой информации.

Самоопределение

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог;

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

5. Проверка понимания учащимися нового материала Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Направляет работу обучающихся.

Устно отвечают на вопросы учителя  и составляют свои собственные

Ориентация в межличностных отношениях

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

6.Физкультминутка.

Смена деятельности, обеспечение разгрузки  для обучающихся

Обучающиеся  выполняют упражнения  

7.Закрепление нового материала Установление правильности и осознанности изучения темы

Направляет работу обучающихся

Дидактическая игра«Угадай страну». Работа с иллюстрациями, сравнение занятий жителей Древнего Междуречья и Древнего Египта

Профессионалное    самоопределение,

смыслообразование

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

8.Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Отвечают на поставленные вопросы.

Жизненное самоопределение, ценносто -смысловая ориентация обучающихся

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает домашнее задание

Обучающиеся записывают домашнее задание

Нравственно -этическая  ориентация

управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

10.Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Смыслообразование

Оценка своей деятельности  и деятельности  других людей

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный этап

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок истории?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2. Этап проверки домашнего задания. На предыдущем уроке мы изучали тему «Наместники Шумера». Вам было дано задание. Сообщите д/з.

Организация проверки д/з:

1. Карточки №1 (группа 5 чел.)

2. Найти  соответствие между понятиями и их описанием. (1 человек у доски)

3. Историческая разминка.(Оставшийся класс)

Тематическое тестирование.

Класс делится на группы.

  1. группа (5 человек с индивидуальными карточками)

1.Что из перечисленного не относится к Древнему Междуречью:

А) жаркий  и сухой климат

Б) бурные разливы рек

В) богатые залежи полезных ископаемых

 2.  Когда в Древнем Междуречье возникли первые государства?

             А) 2 тыс. лет назад              б) 3 тыс. лет назад

             в) 4 тыс. лет назад               г) более 5 тыс. лет назад

       

   3.Что такое зиккурат?

             А) письменность шумеров                 б) система счисления шумеров

В) храм – башня                                   г) самая знаменитая глиняная книга

4. Укажите годы правления царя Хаммурапи:

А) 1792 – 1755 до н.э.

Б)1792 – 1750 до н.э.

В)1755 – 1692до н.э.

Г) 1750 – 1692 до н. э.

Ответы: 1)в             2)     г        3)    б           4)б

Терминологический диктант

 Б)1 человек работает с определения у доски. Дано начало определении, необходимо дописать его продолжение: династия, шумеры, монархия, пиктография, язычество.

1.Династия- ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования. 

  1. Шумеры - древнейшая цивилизация.
  2. Монархия - высшая власть в монархии принадлежала одному царю.
  3. Пиктография - древнейшее письмо с помощью рисунков.
  4. Язычество- вера в нескольких богов.

В) Историческая разминка (с оставшимися учащимися)

1.Главные занятия первобытных людей?

2.На каких крупных животных охотились первобытные люди?

3.Какое изобретение позволило человеку охотиться на птиц?

4.Во что верили первобытные люди?

5.Из какого занятия возникло скотоводство, а земледелие?

6.Назовите первый металл, из которого человек стал делать орудия труда.

7.С изобретением какого орудия труда появилось неравенство среди людей?

8.Как принято считать года до нашей эры? А нашей эры?

9.Сто лет – это?

Ответы детей:

1.(земледелие и собирательство)

2.(мамонт, косуля)

3.лук и стрелы.

4.в переселение душ, были тотемы.

5. скотоводство из охоты, земледелие из собирательства.

6.медь

7.плуг.

8.до нашей эры до рождения Иисуса Христа, а наша эра- после рождения  Иисуса Христа (753 год)

9.столетие

 

3. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 

Организует обсуждение с учащимися по данной загадке.

-Ребята, а с какой страной нам сегодня предстоит познакомиться?

Итак, мы сегодня должны с вами познакомиться с новым  для вас государством  Древний Египет. (Слайд 1)

- Ребята, посмотрите на следующий слайд и попробуйте на основе увиденных картинок определить цели нашего сегодняшнего урока.

Сегодня вы попробуете себя в роли настоящих ученых-историков, которым предстоит узнать, почему и как возникло государство в Древнем Египте, и объединение государства Северного и Южного Египта.  Вам предстоит изучить исторические карты.

1.В качестве мозговой гимнастики для активизации мыслительной деятельности предлагается разгадать загадки:

А в немой дали застыли

Пирамиды фараонов,

Саркофаги древней были,

 Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть.

Ответ детей: Египет.

Пытаются сформулировать   цели урока совместно с учителем.

  1. Этап усвоения новых знаний.

Перед изучением нового материала, учитель перед детьми ставит проблемный вопрос, на который они должны ответить в конце урока.

Итак, тема нашего урока: «Страна на берегах Нила?».

Записываем ее в тетрадь.

Картинка №7

Рассказ учителя о географическом положении Египта.

Рассмотрите карту Древнего Египта.

-В долине  какой реки находился Египет?

-В  какое море впадала эта река?

-Какое море омывает берега Египта на востоке?

Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил.

Нил – одна из самых больших рек в мире.

По берегам реки росли финиковые пальмы, высокий тростник – папирус. Этот желтоватый мягкий свиток сделан из особого болотного растения, в зарослях которого у берегов Нила так хорошо ловить рыбу и водяных птиц. Вот от стеблей этого растения и отрезают ровные куски, потом режут их по  всей длине на тонкие полосы. Эти полосы склеивают в прямоугольный кусок, на него накладывают новые полосы, но так, чтобы волокна этих полос легли поперек волокон первого куска. Потом такой сложенный из двух слоев кусок бьют деревянным молотком, чтобы он стал тонким и оба его слоя плотно пристали друг к другу. Затем папирус кладут под пресс, и выделяющийся при этом сок прочно склеивает оба слоя. Остается только высушить папирус – и он готов. Но на  таком куске папируса большая рукопись не поместится, поэтому обычно берут несколько кусков, склеивают, ровно подрезают и на полученном длинном куске пишут то, что нужно. Когда рукопись готова, ее скатывают  в аккуратный свиток. Это египетская книга».

В одном из папирусов есть такая  задача:

1. В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь  колосков,  из каждого колоска могло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если все сложить вместе.(35)

В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. Течение Нила встречало на своем пути пороги – каменистые  преграды на дне реки, мешающие судоходству, течет 700км в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море, делясь на рукава, образуя дельту. 

В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство Древний Египет. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Древние египтяне боялись раскаленной пустыни. Жить там было невозможно. Горе человеку, если он заблудится в пустыне. Над головой пылающее солнце, воды нет, а кругом одни пески, поэтому жить можно было только в долине.   Климат в той части, где протекает Нил, очень жаркий и сухой. Дожди бывают очень редко. Большая часть представляет собой каменистую пустыню. Каждый год Нил разливается. Во время  разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов. Воды Нила приносят ил, делающий почву плодородной. Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому оно называли его богом Хапи, считая свою землю даром этого бога. Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, то они бы ответили так: «Вы знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом находится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках 2 сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды, то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет из них потоком и попадает в Нил. Река вздувается и выходит из берегов и заливает всю страну. Без разлива Нила не было бы жизни на его берегах.

Жители Египта Нил называют даром природы и поют ему за это хвалебные песни.

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря  ему  и богатства обретают по его воле.

-Вопрос: за что пели Нилу хвалебные песни?

Перед вами лежат контурные карты.

Найдите и надпишите на карте:
1. Средиземное море (цвет - синий)
2. реку Нил (цвет - синий)
3. 1-й нильский порог;


- Закрасьте цветом дельту Нила

2. Занятия древних египтян.

Учитель предлагает учащимся сыграть  в дидактическую игру «Угадай страну». Работа с иллюстрациями, сравнение занятий жителей Древнего Междуречья и Древнего Египта (смотри слайд презентации). (Слайд №15)

- После обсуждения результатов игры детям ставится вопрос: Можно ли сказать, что занятия жителей Египта и Междуречья сильно отличались друг от друга? Почему?

Египтяне были трудолюбивыми  И ИСКУСНЫМИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль – ноябрь. К этому времени вырывали каналы, поля окружали специальными насыпями, чтобы там задержалась вода.

С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом , в который впрягали быков. Египтяне сеяли пшеницу и ячмень. На огородах росли фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок.

Благодаря плодородной почве у большинства египтян достаточно богатый рацион: пшеницу и ячмень они использовали для приготовления хлеба и пива; выращивали дыни, гранаты, виноград, финики и фиги, а также овощи, в том числе лук, чеснок, фасоль, горох, салат и огурцы. Пчелиный мед используем в качестве сладости. Масло изготовляем из льняных семян, шафрана и кунжута. Разводим некоторые породы коров и свиней, гусей, уток  и голубей, овцы и козы дают нам молоко  и шкуры.

Рыбу ловили  ловушками, на крючок или с помощью сетей. Крупную рыбу бьем острогой.

Как богат животный мир Египта! На берегах Нила нежились крокодилы; в небольших заливчиках плескались бегемоты; в прибрежных тростниках водились птицы, а в прилегающих пустынях – львы, пантеры, антилопы, жирафы, дикие ослы, верблюды.

3. Египет становится единым государством.

Поселения  на берегах Нила сначала объединились в небольшие города – государства – номы. Их было более сорока. Номы воевали между собой, так как каждый хотел присвоить себе землю  другого. Образовалось два царства: в верхнем течении Южное царство – Верхний Египет, в нижнем течении Нила северное царство. Война закончилась в пользу южного Египта. Его царь Мина короновался сразу двумя коронами – белой  и красной. Это произошло в 3000 году до н.э. Царя Древнего Египта называли фараоном. Столицей государства стал город Мемфис.


Проблемный вопрос:

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»?

 Записывают тему  урока в тетрадь, внимательно слушают объяснение новой темы и смотрят на предлагаемые иллюстрации.

Иллюстрации к новой теме

По ходу рассказа учащиеся работают  с исторической картой в своих учебниках и отвечают на вопросы учителя.

-В долине р. Нил

- в Средиземное море

-Красным морем.

Дети записывают в тетрадь новое определение слова Нил, папирус, дельта, пороги. Смотрят слайд № 8 с изображением дельты и  порогов.

Решают задачу из древнегреческого папируса.

Читают хвалебные песни в честь Нила.

Отвечают на поставленный вопрос.

Выполнение  практического  задания. Работа с контурной картой.

Дети принимают участие в игре на внимательность, определяя на слайде. Где показано занятие жителей Египта, а где Междуречья и отвечают на поставленные вопросы.

В тетрадях дети записывают определение слова фараон, дату образования египетского государства, название столицы, Египта.

Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 56.

5.  Проверка понимания учащимися нового материала. 

Сейчас мы  посмотрим насколько хорошо вы поняли новый материал. Перед  вами дано начало рассказа, ваша задача его продолжить.

Путешествия на машине времени вместе с одноклассниками, мы очутились на территории самого древнего Государства - Египет.

  1. Закрепление нового материала.

1.Учитель предлагает детям выполнить коллективно тестовое задание на закрепление нового материала.(слайд №23)

2.Разгадывают загадки.

3. На экране записаны понятия: Папирус Дельта

Фараон  пороги. 

- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.

- Ребята, А ТЕПЕРЬ ВЕРНЕМСЯ К НАШЕМУ ГЛАВНОМУ ВОПРОСУ: Почему египтяне называют Нил даром природы?

 

Закрепление изученного материала:

1. Древний Египет расположен

 а) в Западной Африке;

 б) в Юго-Восточной Африке;

 в) в Северо-Восточной Африке.

2. Пороги Нила - это

а) сооружения на берегах реки;

б) опасные каменистые преграды по течению Нила;

в) горы.

3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мертвых и царство живых.

1.На нильских берегах она была

Богатой и цветущею слыла

И ею фараоны управляли

Восстания рабов здесь подавляли

Назови, что за страна

В мире есть сейчас она. (Египет)

2Нил разольется и оставит

Его на радость людям всем

За это люди реку славят

На нем сады благоухают

Так поспеши же назвать то, что

Воды Нила оставляют.(ил) 

3.Он был царем

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми

Кто это (Фараон)

4. В долинах Нила вырос он

И солнцем и водой взращен

Его с трудом в Египте рубят

Кладут затем все вместе в ряд

Выходит замечательный расклад

Что это? Поспеши назвать (папирус)

Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения.

Ответы детей.

  1. Подведение итогов урока.

Какую задачу мы ставили на уроке?

Удалось решить нам поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем еще нужно поработать?

Наш урок подходит к концу.

Выставление оценок.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

К следующему уроку вы должны будете выучить параграф 6, подготовить его пересказ, выучить новые определения, сообщение на тему «Как жили древние египтяне».

Записывают в дневники домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

9.Рефлексия.

Кто работал на уроке лучше всех?

Кому еще надо стараться?

С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБЖ в 6 классе "Опасности при переправах через реки и болота".

В представленной презентации рассматриваются основные способы безопасного преодоления водных преград и болот....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Урок географии в 5 классе Тема: Воды суши: ручьи, реки.

Цель урока: Закрепить знания уч-ся о свойствах воды и ее трех состояниях: жидкое, твердое и газообразное, круговороте воды в природе. Дать представление о пресных водоемах суши – реках и ручьях; дать ...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

Урок географии в 8 классе "Разнообразие внутренних вод России. Реки".

РЕКИ РОССИИРека – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.nУстье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.Например: река Волга впадает в Каспийское море (смотрите карту...

Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра»

Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле ...