Презентация к уроку ОБЖ в 6 классе "Опасности при переправах через реки и болота".
презентация к уроку по обж (6 класс) по теме

Солошенко Сергей Михайлович

В представленной презентации рассматриваются основные способы безопасного преодоления водных преград и болот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnosti_pri_pereprave_cherez_reki_i_bolota.rar2.98 МБ

Подписи к слайдам:

Способы преодоления рек можно разделить на две группы: переправы по воде (вплавь или вброд); переправы с помощью технических средств (перила или плавсредства).
Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило преодолевают по готовым мостам и кладям.
Если они не имеют перил и неустойчивы, то первым проходит опытный турист. Он опробует переправу и организует страховку другим с помощью шеста или руки. Для лучшего сохранения равновесия каждому следует иметь шест.
Для переправы вброд выбираются участки реки где река широко разливается, течет несколькими руслами или снижена скорость течения воды.
Если из воды торчат крупные камни, нужно идти ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена. Не рекомендуется снимать обувь, так как можно пораниться о дно или катящимися камнями. Продукты и намокаемые вещи перекладывают в верхнюю часть рюкзака.
Переправа вброд может проходить в одиночку с шестом, палкой или ледорубом. Шест держится двумя руками, упирается в дно против течения. Ноги от дна не отрывать, двигаться приставными шагами.
Если глубина рек выше колена, то в одиночку переправляться уже опасно. Организуют групповые переправы.
Переправа «стенкой»
Движение «стенки» идет параллельно течению реки.:Первым к потоку ставят сильного участника, он принимает основную нагрузку. За ним становятся в шеренгу все остальные положив руки на плечи друг друга или держась за лямки рюкзака соседа (не больше 6 человек). Передвигаются мелкими приставными шагами. Первый выходит тот, который шел ниже по течению.
Переправа в плавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо плавать. Удобным местом для нее служат глубокие участки с пологим падением русла. Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению. Не следует стремится пересечь преграду по кратчайшей прямой.
Болота. Труднопроходимые участки с болотами, озерами, ручьями встречаются и в густом лесу. Такая местность носит название лесисто-болотистой. Озера, реки и ручьи в такой местности обычно имеют забо­лоченные берега и топкое дно, что делает эти участки труднопроходи­мыми.
Болото можно пройти, если его покрывают густые травы, впере­межку с осокой; на болоте видна поросль сосны; болото покрыто сплошной порослью мха. Болото трудно пройти, если в нем среди мха попадаются лужицы застойной воды; на болоте растет пушица - трава, на которой после цветения остаются головки пуха; болото поросло густым кустарником, ивой, ольхой, березой, елью. Болото пройти почти невозможно, если оно покрыто камышом; по болоту плавает травяной покров.
При движении по болоту первый участник прощупывает путь практически на каждом шагу шестом. Как правило, этого первопроход­ца привязывают еще и веревкой длиной до 30 м. Кустарник, кочки, корневища - ориентиры для более или менее безопасного выбора пути. Намеченный путь в 10-15 м проходят быстрыми мелкими шагами по моховой полосе или прыжками по кустарнику, с кочки на кочку. Со­блюдается интервал между участниками 5-7 м. Если турист с шестом провалился, он кладет шест поперек и опираясь на него пытается вы­браться самостоятельно или с помощью веревки.
Для передвижения по болоту можно изготовить болотоходы.Делают их в виде рамы из двух веток толщиной 2-2,5см и длиной 150см.
Если удается найти тропу, то двигаться по ней. Если тропы нет, то передвигаться с кочки на кочку.
Следует помнить, что обходы болот занимают меньше времени и усилий, чем передвижение по ним.
Туристы преодолевает заболоченные участок пути.
Туристы настилают через заболоченный участок гать из жердей.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ водные преграды1. Перед организацией переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы.2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы.3. Выбрать место и время переправы.4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа.
5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных людей, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке.6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия переправляющихся.8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного человека, демонстрирующего правильные приемы.9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
11. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы.12. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.
Тест:Чтобы правильно преодолевать реку, следует: а) выбрать удобное место; б) использовать надувные матрацы и камеры; в) переходить реку вброд; г) преодолевать реку вплавь; д)при переходе реки вброд использовать шест или альпеншток. 2. По каким признакам можно определить возможность перепра­вы вброд? Укажите правильные ответы:а) дороги, тропинки, колеи, оканчивающиеся у одного берега и продолжающегося на другом;б) перепады воды, указывающие на переход от мелких мест к глубине;в) отсутствие на берегах растительности;г) темный цвет воды в реке;д) мелкая рябь на поверхности воды, характерная для речных отмелей;е) плавный поворот русла реки;ж) широкие прямые участки русла рек с очень пологими берегами.
3.Почему при переходе через реку не рекомендуется выбирать местом перехода участок выше камней (по течению)? Укажите правильный ответ:а) там наибольшая глубина;б) там очень высокая скорость воды;в) там вода выглядит спокойнее, но напор воды наибольший;г) там часто встречаются водовороты.4.При преодолении болот, необходимо:а) идти друг за другом, держась за руки;б) вооружиться шестом;в) настелить гать из жердей;г) идти осторожно, но широким шагом;д) идти, наступая на кочки или корневища кустов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»

Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...

Организация наведения переправы через водные преграды

Наведение переправы через водные преграды...

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Реки"

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Реки"...

Навесная переправа через реку

Формирование знаний для преодоления  рек, оврагов по навесной переправе.        ...

Презентация к уроку литературы. Поэма А.Е.Кулаковского "Дары реки"

Презентация знакомит с поэмой А.Е.Кулаковского "Дары реки"...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Движение по реке"

В презентации представлены задачи для решения в 5 классе по теме "Решение задач на движение"...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Движение по реке"

В презентации представлены задачи для решения в 5 классе по теме "Решение задач на движение"...