Урок истории в 8 классе " Осмелившиеся противостоять "николаевской системе"".
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Филимонова Татьяна Леонидовна

Урок -открытия нового знания.Учебник Данилов Д.Д " История России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

История России8 класс

Тема: Общественное движение в России в 30-50 годы.

Осмелившиеся  противостоять " николаевской системе".

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Цель:

-На основе фактов истории сформировать представление об оппозиционных " николаевской системе" течениях: западников,  славянофилов, социалистах.

  Задачи

 1.Образователные

                -Установить цели и задачи каждого оппозиционного движения, выявив причины соперничества между ними.

               -Охарактеризовать содержание формулы С.С. Уварова.

 2. Развивающие

                -Развивать навыки работы  с документами, выделение главного, обобщения и систематизации материала.

                -Продолжить учится составлять и заполнять таблицы.

                - Продолжить формировать представление о преимуществах пути реформ над революционным.

3. Воспитательные

                -Воспитание чувства патриотизма.

Образовательные ресурсы:

Учебник 8 класса. Данилов Д.Д.  БАЛАСС. 2012 г.

Методические рекомендации для учителя . Давыдов С.Д 2009 г.

Поурочные разработки по истории России 19 века.  Е.В Колганова. М 2009 г.

Презентация.

План.

   Организационный момент

1. Мотивация

2. Актуализация

3. Изучение нового материала.

    а. Тайные кружки.

    б. Триада Уварова

    в. Славянофилы и западники.

     г. Русский социализм.

4. Применение новых знаний.  (закрепление)

5.Рефлексия. Итоги.

6. Домашнее задание.

Основные понятия: " Теория официальной  народности" Уварова, западники, славянофилы, социализм, оппозиция

Методы: Наглядный, частично-поисковый, практичный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Действия учителя

Действия ученика

 Здравствуйте ребята, я рада вас видеть.

 Тема урока: Осмелившиеся  противостоять

" николаевской системе".

Мотивация.

- Скажите , что означает слово "оппозиция". Составьте  одно-два  предложения .

- На ленте  времени  отметьте дату первого открытого выступления  оппозиции против царской власти. Посчитайте , сколько лет прошло с восстания декабристов до возникновения нового оппозиционного движения.

Проблемная ситуация

-Обратимся к историческим документам и выясним, кто  и почему находился в оппозиции (противостоянии)

" николаевскому режиму".

-Как должны были относиться друг к другу разные оппозиционные  течения России- быть врагами или союзниками?

- Прочитайте высказывания западника о социалисте и славянофила о западнике. Можно ли представителей этих течений считать союзниками?

- Сравните ответы на первый и второй вопросы. Какое возникает противоречие?

Формулирование  проблемы

-На какой вопрос нам предстоит найти ответ на уроке?

Гипотезы

-Какие у вас есть предположения по поводу решения проблемы?

 Почему вроде бы союзники могут считать друг друга соперниками?

Актуализация знаний

- В теме урока есть слова « николаевская система».  Скажите , что  они означают в истории?  Чем эта      система могла вызвать столь негативную реакцию в обществе?

-Мы знаем, что западники, славянофилы и  социалисты критиковали « николаевскую систему» и противостояли ей.

Но чего мы не знаем о них?

Открытие нового знания

Продолжаем рассматривать Россию в правление Николая 1.

После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции. В 30-50 годы 19 века в среде студентов, разночинцев,  интеллигенции, в дворянских салонах идут споры о путях развитии России, о необходимых преобразованиях.

 А.Тайные кружки.

 Нашлись люди (студенты, чиновники, офицеры) которые стали объединятся в тайные кружки.  Кружки братьев Критских,  Сунгурова. Продолжали бороться за отмену крепостного права, самодержавия, за либеральные права и свободы. Они   были радикальные, т.к  предлагали поднять восстание в армии.

Сформировались основные направления общественной мысли, исходившие из того , что России необходимы преобразования.

3 течения общественной мысли.

Монархисты

                     Либералы

Революционеры

С.С. Уваров

Православие,

Самодержавие,

Народность.

М.П. Погодин

Славянофилы

Самобытный путь у России

Западники

 Россия развивается по тому же пути что Запад, но медленнее.

Переход России к справедливому обществу. Основа общества-крестьянская община.

Б. Монархисты: Триада Уварова.

       В условиях бурного распространения либеральных идей русскому  самодержавию необходима идеологическая формула, основанная на  национальных традициях. Теория официальной народности.

Православие в понимании Уварова- основное нравственное и идейное начало русского народа " Без любви к вере предков, народ как и частный человек, должен погибнуть".

Уваров возвращает православию первое место в идеологической системе самодержавия. Самодержавие рассматривается им как самая совершенная форма правления, важнейшее условие политического существования России.

 ( Вера в батюшку царя).

Народность, согласно Уварову, означала воспитание и поддержание в широких массах приверженность  к православию и самодержавию.

Триаду поддерживали широкие круги общества- идейное обоснование правления Николая 1. Уваров ушёл с политической арены в 1849 году .Триада просуществовала до конца 19 века.

-Откройте учебник на с.123. Рассмотрите таблицу

« Оппозиционные течения 1830-1840 –х годов». Как она нам может помочь в поиске  ответа на проблему урока?

 В. Цели и задачи  течений

Класс делится на три группы и заполняет по одной колонки .

Применение нового знания

-  Какому направлению можно отнести теорию официальной народности?

-К какому направлению можно отнести студенческие кружки?

- Выделите синим цветом факты, свидетельствующие о том , что западники и славянофилы были либералами.

-В чём было сходство позиций западников и славянофилов?

-В чём заключались основные противоречия?

- Как вы понимаете слова А.И Герцена об  отношениях западников  и славянофилов: « Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно».

- Зелёным цветом выделите идеи русских социалистов, которые могли способствовать мирному успешному развитию России.

Итог урока.  Рефлексия.

-Какой ответ на проблему урока мы можем дать ?

  Почему  оппозиционные   общественные течения не считали друг друга союзниками?

 Что во  взглядах представителей трёх течений не совпадало?

- Чьи гипотезы оказались верными?

-Где вы можете применить полученные знания

Домашнее задание.

-параграф 7,  Данилов Д.Д

12,13Ляшенко Л.М  .Письма Чаадаева.

Творческое задание: Нарисовать рисунок- ассоциацию по данной теме, описать его своими словами. ( Приложенние смотреть ниже)

 

Работа со словарём.

-Оппозиция- это противодействие, противостояние взглядов своей политики какой-либо другой.

    - восстание декабристов было в 1825 году.прошло примерно 30 лет.

- Читают справочные сведения.

В оппозиции находились западники, славянофилы, революционные демократы.

- Исходя  из справочных сведений, все оппозиционные

 движения 1830-1840-х годов- западники ,славянофилы, революционные демократы- должны были быть союзниками, т.к их возмущали порядки в стране.

 -Судя по источникам, западники, славянофилы и демократы( социалисты) испытывали  друг другу неприязнь, не считали друг друга союзниками.

- У оппозиционеров был  противник ( « николаевская система») , но друг друга они союзниками не считали.

- Почему оппозиционные общественные течения

« николаевской системе» не считали друг друга союзниками?

Предлагают свои версии.

-Противоречивые порядки общественного устройства России, сложившиеся при Николае 1, получили название « николаевская система», которая стремилась сохранить внутреннее спокойствие в государстве и традиционные основы общества -крепостное право, сословный строй, самодержавие, тогда как страна нуждалась в модернизации.

- Что предлагали и как предлагали изменить  общество.

-Вопросы первой колонки  должны  стать планом нашего   исследования.

Рисуют схему в тетради.

Результаты работы ниже.

Работа с таблицей.

Ученики после разбора сравнивают правильность написания по презентации.

 Ответы детей.

-Западники и славянофилы осуждали крепостное право, предлагали представительное учреждение.

 

-Различия в  путях дальнейшего развития  страны и отношении к Европе.

У западников, славянофилов,  социалистов  не совпадало отношение к исторической судьбе России и способы достижений целей.

 Это , скорее всего, и сделало союзников соперниками.

 Таблица « Оппозиционные течения 1830-1840-х годов»

 Вопросы

 Западники

 Славянофилы

 Революционные

Представители

   С. Соловьёв, Т.Грановский,

К.  Кавелин, И. Тургенев,

Б.  Чичерин.

 А. Хомяков, И.  Киреевский, братья И и К Аксаковы, Ю. Самарин

 А.И Герцен, Н.П Огарёв

Петрашевцы

 Отношение к исторической судьбе России.

России-часть единой человеческой цивилизации, она идёт по тому же пути развития, что и другие страны, но с некоторым опозданием.

Вера в самобытность русских людей

« Сила власти- царю, сила мнения-народу»

Во всех проблемах России виноваты крепостное право и самодержавие.

 Отношение к николаевскому режиму

 Возмущали порядки

« николаевской системы».

 Против порядков  режима

 Против «николаевской системы».

 Самодержавие

 Ограниченная монархия по западному образцу.

 Сохранение самодержавия с  созывом Земских соборов.

Против самодержавия

 Крепостное право

 Отмена крепостного права

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права

 Сословный строй

 Представление гражданских прав и свобод.

 Возвращение внутренней общности народа.

Представление гражданских прав и свобод

 Способы  достижения целей

 Реформы

  Возврат на самобытный путь  с помощью реформ.

 Революция

 Документы.

                                                               Справочные сведения

Все оппозиционные  направления в общественной  мысли  1830-1840-х годов-западников, славянофилов, революционных демократов-объединяла неприязнь к  « теории официальной народности» и порядкам « николаевской системы» в России.  Спустя  70 лет   историк С.Ф Платонов писал об этом времени: « Отрицательное отношение к правительственной бюрократии распространилось всюду.  Между правительством и обществом образовалась как бы пропасть , разъединявшая их».

     ?  Исходя  из этих сведений, как должны были относиться друг другу представители разных направлений общественной мысли 1830-1840-х годов- как соперники или союзники?

Высказывания западника С.М Соловьёва о социалисте А.И. Герцене:

   «…. Меня постоянно отталкивала от него эта резкость в высказывании собственных убеждений, неделикатность к чужим убеждениям….    нетерпимость была страшная  в этом человеке.»

Высказывания  славянофила А.С Хомяков о западниках:

  « Некоторые издания называют нас насмешливо славянофилами, именем, составленным  на иностранный лад… Насмешку над нашей  любовью к славянам, принимаю  так же охотно, как и насмешку над  тем, что мы русские.

  Такие насмешки свидетельствуют только об одном: о скудности мысли и тесноте взгляда людей , утративших свою умственную и духовную жизнь…»

?Судя по этим источникам, можно ли отношения друг к другу представителей разных направлений общественной мысли 1830-1840-х годов назвать отношениями союзников?

?Почему оппозиционные  « николаевской системе» общественные течения 1830-1840 гг не считали друг друга союзниками?

2. Кто такие либералы?

Либеральное течение  30-50 х годов.

В 30-50 годах 19 века философско-литературные кружки, пришедшие на смену знаменитым литературным салонам начла 19 века. Она опиралась на философские идеи немецких философов И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля.самый известный был кружок Н. В. Станкевича, который создал в 1831 году ( Белинский, Аксаков). В 1840 году кружок распался, но дальше образовались новые.

Значение кружков 30- х огромно:

 - читали немецких философов. Гёте, Гегеля, Шиллера.

-Главное это духовное воспитание и просвещение, нравственное совершенствование человека.

Аксаков вспоминал: " В этом кружке выработалось уже общее воззрение на Россию, на жизнь, на литературу, на мир..."

Либералы распались на два течения:  западников и славянофилов. Западники и славянофилы не создали серьёзных политических организаций. Либеральное движение в России  было слишком слабым, оно  зародилось и развивалось в узких кругах образованной части общества. Революцию они отвергали. Все свои надежды связывали с деятельностью " верков", полагая, что просвещённому императору при поддержке общества вполне по силам провести перемены.

Словарь

 Консерваторы ( от лат.-сохраняю)- сторонники общественно-политического учения, для которого главной ценностью является сохранение традиций общества: государственных, семейных, религиозных и.т.д.   Консерватизм отрицает революционные    эксперименты и  с сомнением относится к реформаторству.        

 Социалисты ( от лат.-общественный)- сторонники общественно-политических учений, главной ценностью является общественная справедливость, а главным способом её установления-замена частной собственности- общественной, а эксплуатации-совместным трудом и братством всех людей.

Либералы ( от лат.-свободный)-сторонники общественно-политического  учения, для которого главной ценностью является свобода личности и соблюдение прав человека, свободное предпринимательство, парламентский строй

Оппозиция -противостояние взглядов своей политики  какой– либо  другой.

                      (противопоставление) -течение, партия, выступающая против господствующей    партии или мнения, поддерживаемого большинством.

Радикал - сторонник крайних,   решительных   мер.

Революция -  коренной, насильственный переворот в государственной, экономической, общественной, культурной жизни страны.

Таблица « Оппозиционные течения 1830-1840-х годов»

 Вопросы

 Западники

 Славянофилы

 Революционные

Представители

   

 

 Отношение к исторической судьбе России.

.

 Отношение к николаевскому режиму

 

 Самодержавие

 

 Крепостное право

 

 Сословный строй

 

 Способы  достижения целей

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."

познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Разработка урока истории. Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системы

Урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Западноевропейское средневековье. Развитие феодальной системыИспользуемая педагогическая ...

Урок истории 10 класс "Версальско-Вашингтонская система"

Итоги первой мировой войны "Версальско-Вашингтонская система"...

Презентация к уроку в 7 классе по алгебре "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"

Данная презентация применялась на уроке во время устной работы. Учащиеся составляли уравнения линейной функции по готовому чертежу....