Учебники по отечественной истории как важный фактор формирования и воспитания патриотизма.
методическая разработка по истории на тему

Бирюкова Татьяна Карповна

Приоритетная задача в системе образования - воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота.

Как писал В.Г. Белинский: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Эти известные слова не только теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше время.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять Конституционный долг, социальная терпимость, толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма - патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности: в этом проявляются целостность и неразрывность процесса  воспитания как социального явления, его неразграниченность как самостоятельное направление. За последнее время все чаще можно слышать фразу: будущее за знанием и интеллектом. Однако уверена: для нашей молодежи не может быть достойного будущего без любви к Родине - какие бы трудные времена она не переживала.

В сфере патриотического воспитания велик воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, в частности учебного курса истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

 

 

Учебники по отечественной истории как важный фактор формирования и воспитания патриотизма.

Подготовила учитель истории

 

Бирюкова Т.К.

                           

2016 год

Приоритетная задача в системе образования - воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота.

Как писал В.Г. Белинский: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Эти известные слова не только теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше время.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнять Конституционный долг, социальная терпимость, толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма - патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности: в этом проявляются целостность и неразрывность процесса  воспитания как социального явления, его неразграниченность как самостоятельное направление. За последнее время все чаще можно слышать фразу: будущее за знанием и интеллектом. Однако уверена: для нашей молодежи не может быть достойного будущего без любви к Родине - какие бы трудные времена она не переживала.

В сфере патриотического воспитания велик воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин, в частности учебного курса истории.

При правильно поставленном преподавании можно добиться значительных результатов в этом направлении воспитания. Но  превращать уроки истории по культивированию патриотизма недопустимо. Патриотизм - естественное чувство гражданина, человека. И школа, мы, учителя должны помочь воспитанникам понять и осмыслить это чувство, не искажая его в процессе преподавания истории.

Историческое знание само по себе облагораживает и воспитывает, способствует развитию личности. Уроки истории для многих выпускников остаются единственным источником гражданских понятий. Если пробуждать в детях интерес к прошлому в доступном им форме, помогать усваивать важнейшие факты отечественной и всеобщей истории так, чтобы стали близки радости и страдания предков, то воспитательная цель уроков во многом будет достигнута.

Обучению истории учащихся, как известно, происходит на основе изучения школьных учебников.

Сегодня Министерство образования РФ предлагает огромный перечень учебников по отечественной и зарубежной истории. Выбирай, как говорится, на вкус. Дело конечно ни вкуса, какой учебник ярче, в каком меньше параграфы. В конечном счете, для любого учителя истории привлекательной являются содержательная сторона учебника  и его воспитательный потенциал. Уже достаточно давно, по крайней мере, с момента выхода учебников, по отечественной истории, Данилова Александра Анатольевича и Косулиной Людмилы Геннадьевны обучаю детей по этим учебникам. Учебник для 6-9 классов доступны детям любого уровня. Наряду с политической историей, авторы большое внимание уделяют проблемам развития русской культуры и быта народа.

В учебнике, на мой взгляд, все на месте: хороший содержательный текст, своевременно вставки-карты, новые слова величаво подчеркнуты, фотоиллюстрации, репродукции картин художников… и конечно фрагменты документов, которые усложняются и количество которых увеличивается в зависимости от возраста учащихся.

Информация излагается объективно. Авторы никому не симпатизируют, но не опускают возможности в нужное время выступить в роли автора-гражданина, патриота. Доходчиво, не навязчиво слышится в тексте гордость за то, например, что Киевская Русь по уровню грамотности «заткнула за пояс» Европу, и факты: обучение велось на родном русском языке обучения, а европейское образование базировалось на непонятном, многим, латыни. Отсюда и том факт, что и сам язык и литература, летописи развивались более успешно, что в конечном счете, возвышало и поднимало  русскую культуру на высокий уровень. Невольно вспоминаются слова великого художника Н.К. Рериха: «Помни о красоте, не изгоняй ее облика из жизни. Зови действенно и других к этой трапезе радости, на мирное поле труда и созидания». Думаю, что авторам это удалось, показать красоту нашей Родины.

Понять эту красоту, научить восхищаться и гордиться призван учитель. Среди аспектов реализации задачи воспитания гражданственности и патриотизма я хотела бы выделить воспитательный пример личности учителя, отличающийся высокоразвитым гуманитарным мышлением. Патриот и гражданин России, умеющий строить деловые целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык. Такой учитель способен воспитать подобных, сделать многое в деле патриотического воспитания, формирования личности.

Президент российской Федерации Д.А. Медведев в  своем Послании Федеральному Собранию в ноябре 2008 года отметил: «Учитель как образцовый гражданин - это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения». Но учителю всегда важны результаты его работы.

Говорят: «От добра добра не ищут». Но это не касается школьных учебников по истории. Хочется думать, что наши уважаемые авторы будут стараться совершенствовать учебники.

Хотелось бы в них в качестве дополнительных  источников к параграфам было  включение примеров нравственных подвигов соотечественников, заданий на сравнение, больше качественных иллюстраций, электронных носителей, эпиграфов к параграфам.

Направление воспитательной работы - патриотическое, является важнейшим условием для формирования гражданственности в наших воспитанниках. Это задача государства, семьи и нас с вами - учителей, авторов учебников. Будем стараться, стремиться, чтобы получалось. Ведь от наших совместных усилий решается участь человека, а значит и будущее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Исследовательская деятельность как важнейший фактор формирования ключевых компетенций студентов

Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, развитие ключевых компетенций на основе организации исследовательской деятельности.Задачи проектаv Формировать профессиональную компетентность путе...

Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...

"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"

Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...

"Патриотическое воспитание, как важнейший фактор формирование личности у молодых людей с умственной отсталостью"

Данное сообщение предназначено для педагогов с целью передачи опыта по работе в данной теме....