Урок истории 5 класс. Микены и Троя
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Салмина Людмила  Александровна

Разработка  урока по  истории 5 класс "Микены  и  Троя".

Микены. Троянская  война. Миф  о Троянской  войне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 85

имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»

Урок по истории Древнего мира в 5 классе

« Микены  и  Троя»

Выполнила:

учитель истории и  обществознания

МКОУ «СОШ № 85»

Салмина  Людмила  Александровна

Тайшет, 2016 г.

Технологическая  карта

Общие сведения

ФИО

Салмина Людмила Александровна

Предмет

История

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Микены и Троя

Цель

Ознакомление учащихся с микенской культурой Древнейшей Греции, подведение к пониманию причин Троянской войны. Формирование умений на основе документальных источников и текста документов давать характеристику событиям и их участникам.

Задача

обучающая: создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция» (знать местоположение Микен, определить причины и окончание Троянской войны);

-воспитательная: создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры; воспитание интереса к истории;

-развивающая:  содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать местоположение Микен, причины  и окончание Троянской войны.

Уметь работать с  исторической  картой, анализировать и  обобщать ее  данные; сравнивать   простые  однородные   исторические   факты   истории  Микен, выявляя  черты  их  сходства  и различая   по  предложенным   вопросам.

Личностные: обрести  мотивацию к  изучению нового  материала; осознавать  важность   изучения  истории; выражать  свое  отношение к  роли истории в  жизни   человеческого  общества.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: с достаточной  полнотой  и точностью  выражать  свои  мысли   в  соответствии  с  задачами   и  условиями  коммуникации;

Коммуникативные УУД: организовывать  учебное  взаимодействие  в  группе; слушать  и  слышать  друг  друга;

Познавательные УУД: самостоятельно   обнаруживать   и  формулировать   учебную проблему;

Основные понятия

Акрополь

Межпредметные связи

Литература, география

Образовательная технология

Исследовательская

Ресурсы

Всеобщая  история. История   Древнего мира . 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая) под ред. А.А. Искандерова. -  2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.: ил.

Дидактическая структура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов (с указанием методов и приемов; форм организации деятельности учащихся)

Методы и приемы

Время

(в мин.)

Организационный момент

Здравствуйте!

Актуализация прежних знаний учащихся;

- Как вы  думаете, почему  на  территории  Древней Греции городов  было больше, чем   на  территории других уже известных вам  стран? (обсуждения в группе)

После  падения   Крита  самым  богатым  и  могущественным   стал  город  Микены.

- Хотите  ли вы   продолжить  наше путешествие? Что  вы  ожидаете   от нашей экскурсии в  этот  удивительный  город? (предположения учеников)

Тема урока: «Микены  и  Троя»    (слайд 1)

План  урока

  1. Микены
  2. Троянская  война
  3. Миф  о Троянской  войне

На  холме в  15 км от  моря был  возведен акрополь, его стены  были сложены   из  огромных каменных глыб.

Почему  жители   древнейших греческих городов  стали   воздвигать   мощные   крепостные  стены?

   Первые  города   в  Греции появились  в  III тысячелетии до н.э. Города-государства вели  между  собой  борьбу за  влияние  в  данном регионе. Самым  богатым  и могущественным   был город  Микены, который   расположен  в  Южной  Греции.

Проблемный вопрос

Проблемный  вопрос

5 мин

Усвоение новых знаний и способов действия

1. Микены.

- Работая  с  картой, определите   местоположение   Микен.

 (Запись в  тетрадь)

Акрополь – крепость (кремль), обнесенная  прочными  стенами   для  защиты   от  морских  пиратов и нападения со  стороны  других греческих  городов-государств.

(крепость, с прочными  стенами  для защиты города)

- Почему  город не  был построен  прямо у  моря, ведь  это  было  бы  гораздо  удобнее для  жителей?

   Представим  себя в  привычной  уже  роли  исследователей. Нам  известно, что  Микены – крепость и  город  в  северной  части   Пелопоннеса, один  из  центров   культуры, получившей название  микенской.

   Первые  раскопки  в  1876 г. произвел  Г. Шлиман, который  обнаружил в  шахтовых гробницах  золотые  изделия   и тем  самым   подтвердил  славу «златообильных Микен».

    Сохранились  развалины  дворца  на  холме  и крепостные  сооружения   с  Львиными   воротами, воздвигнутые  в   XIV – XIII вв. до н.э., а  также   другие  шахтовые   гробницы, расположенные   внутри  акрополя и  за его пределами. На  подступах к холмку найдено  значительное   количество   купольных  и камерных гробниц, а  также  дома  ремесленников.

  Поблизости  от  Львиных ворот  археологи   раскопали   царские  могилы. На  лицах  погребенных  лежали   золотые  маски.

   - О чем   говорит   факт  этой  находки? (обсуждают в  группах)

 

- Представьте, что  к нам в  руки   попали  интересные исторические артефакты. Внимательно  их изучите  и  выполните  задания. Для  эффективности работы вы  уже разбились на три группы. Первая группа  исследует   археологические находки, а вторая и третья  - исторический  документ. (Приложение № 1)

Физкультминутка. 

Мы становимся  все выше,

Достаем  руками крыши

Раз, два -  поднялись

Раз, два – руки  вниз

2. Троянская  война

После  ослабления  Крита  греки-ахейцы  вступают  в  борьбу  за  власть   над  Эгейским  морем. Они  стремились укрепиться и не  его восточных берегах – на  полуострове  Малая  Азия. Противником  греков  здесь  было   Троянское  царство. Эта  борьба   приводит  их к  столкновению с  могущественной  Троей, или  Илионом, - город на  побережье Малой Азии.

-Прочитайте п.2 параграфа 25.

-Когда началась  Троянская  война?

-Чем  закончилась Троянская  война?

- Познакомьтесь с  исторической   справкой и  определите, каковы    причины  Троянской  войны. (Приложение № 2)

Троянская  война (1201-1190 гг. до н.э.)

Причина

Итоги

- желание  греков  захватить  большой  и  богатый  город Трою

- победа  греков; разграбление и падение  Трои;

- истощение сил греческих городов  в  ходе войны

3. Миф о Троянской  войне

Исследуя исторические  источники, мы выяснили, почему  началась  Троянская  война. Но сами  греки  в  своих  мифах  по-иному  объясняли  причины.

- Ребята заранее  подготовили   сценку  «Яблоко  раздора». Давайте  посмотрим. (Приложение № 3)

 

Далее ученики работают   с текстом п.3 параграфа  25 и читают  окончание  мифа

- Какая  причина  начала   Троянской  войны   указана  в  мифе.

Проблемный  вопрос

Рассказ учителя

Проблемный  вопрос

Работа с историческими источниками.

Анализ текстов.

Смысловое чтение с извлечением необходимо значимой информации (поисковое).

Этап трансформации информации из текста.

Инсценировка

Сопоставление с ранее изученными фактами

25 мин

Закрепление  нового материала

Вот и подошло к  концу наше путешествие. Пора   задать  вопросы  самым  внимательным  слушателем.

Задание 1. Закончите предложения:

1. Город Микены был расположен в

2. Крепость  с прочными  стенами  для защиты города это…

3. Троянская война началась в …

4. Троянская  война  закончилась…

5. Парис отдал «яблоко раздора»…

Задание 2. Выберите   из предложенного списка  имен героев   мифа  о  Троянской  войне.

Тесей, Персей, Парис, Ариадна, Афродита, Минотавр, Эгей, Эней, кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс, Гера.

Задание 3. В каких мифах  упоминаются   следующие  предметы?

Клубок  ниток, яблоко,  черные  паруса, Лабиринт.

Задание 4. Как по-другому  называли  Грецию?

Метод «Неоконченные предложения»

3 мин

Домашнее задание

Параграф №25. Дифференцированное задание:

1.Выполнить задание в  рубрике «Опишите по рисунку» стр. 124

2. Сопоставить  подлинную и  мифологическую  причины Троянской войны

2 мин.

Рефлексия

1."На сегодняшнем уроке я понял, я узнал …"

2."Особенно мне понравилось…";

3."После урока мне захотелось…";

4."Сегодня мне удалось…";

5."Было интересно…";

5 мин

Приложение № 1

Материал  для первой  группы

Археологические  находки

При  раскопках Микен  археологи   обнаружили  акрополь, в  котором  находились  царский  дворец, дома  знати, некоторые  гробницы с золотыми  масками  погребенных, а также  сотни   глиняных  табличек с  надписями – списками рабынь, ремесленников – плотников, кожевников, горшечников, золотых дел  мастеров. Также многие из них повествуют о сборах на  войну. Микенские  цари, жадные  до  чужих богатств, предпринимали   далекие  походы  за добычей. Кроме того, были найдены  панцири  и  шлемы  с  рогами .

Вопрос к тексту

-Какие выводы   о  жизни  жителей  древних Микен можно  сделать на  основе этих данных?

Материал  для второй группы

Надписи  из  архива Пилосского дворца

А) списки рабынь и  их детей.

Молольщиц (женщин)7, девочек 10, мальчиков  5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков  8.

Прядильщиц (женщин) 37, девочек 26, мальчиков 4.

Банщиц (женщин) 38, девочек …

Подсобных работниц (женщин) 4 …

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

Вопросы к тексту

- Почему в  списках указаны только  женщины-рабыни  их дети?

Материал  для третьей группы

Надписи  из  архива Пилосского дворца

Списки  сыновей работниц

В Левирте (название  местности):

Сыновей  чистильщиц (мужчин)2, мальчиков  1.

В Пилосе:

Сыновей швей (мужчин)2

Сыновей банщиц (мужчин)22, мальчиков  11.

В  Евдевере (название  местности)

Сыновей белошвеек (мужчин)4.

Вопросы к тексту

- О чем свидетельствует отдельный  список   сыновей работниц?

Приложение № 2

Историческая   справка

Область  Троада  с  главным  городом  Троей расположен  на  северо-западе Малой  Азии. Плодородные  почвы и  выгодное  положение на  море привлекали  сюда   поселенцев. Троя  пользовалась славой богатого города и тем  самым  привлекала   взоры  «хищников  тогдашнего мира». Ежегодно под  стенами Трои собирались купцы Эгейского  и соседнего морей и вели здесь   оживленную торговлю.

 ( доске  составляем  схему)

Приложение № 3

Автор.  Однажды  богиня  раздора   Эрида   решила   отомстить богам  за  то, что ее  не позвали на   пиршество. Она взяла золотое  яблоко. одно  лишь  слово  было написано на  нем: «Прекраснейшей». Незаметно  для она  бросила  на  стол яблоко.

(кладет яблоко на  стол)

Гера (взяла  яблоко). Прекраснейшей… Я уверена, что  яблоко   принадлежит   мне, ведь на  Олимпе  все  знают, что я  самая  прекрасная. Я  главная  богиня, я  жена  Зевса.

Афина (забирает  яблоко). Да, все  знают, что ты  красива, но я   богиня   мудрости и  справедливой   войны, в  честь  меня назван  красивейший город Греции, поэтому   яблоко  должно  принадлежать  мне!

Афродита (берет  яблоко). Почему тебе? Я  тоже   дочь Зевса, я родилась  из морской  пены, я  богиня  молодости  и  любви, нет  никого прекраснее меня!

(обращаются  к  Зевсу)

Гера (держа  яблоко  в  руке). Зевс, скажи, кто  из нас   прекраснейшая?

Зевс. Не  дело  мне   решать  женские  распри. Пуст  лучше  этим  занимается  человек.

Гера. Кто  же  он?

Афина  и  Афродита (вместе). Да,кто?

Зевс. Парис, сын  царя  Трои Приама. Он  самый  справедливый из  смертных.

(Уходит. Входит Парис)

Парис . Прекрасные  богини, вы  звали меня?

Гера. возьми  яблоко, Парис (отдает  ему яблоко). Прочитай надпись  и реши, кто  из нас троих  прекраснейшая.

Парис. Да не  знаю я. Каждая  прекрасна.

Гера (отводит  Париса  в  сторону). Скажи, что я, и  будешь  властвовать над Азией. Я  всего лишь   хочу  сделать  тебя  царем  царей. Великие  страны  покорятся тебе. Сила  и власть  в  обмен на  маленькое  яблоко.

Афина (берет за  руку  Париса  и  отводит в  другую сторону). Красоты, отваги  и  силы  тебе не  занимать. Послушай, не  хотел бы  ты  стать мудрым  полководцем, не  знающим  поражений? Обещаю военную славу  и победы, если назовешь меня.

Парис. Подожди, но  я  еще не  выслушал Афродиту.

Афродита. Выбери  меня. Я  отдам  тебе  в  жены   прекраснейшую из смертных женщин, Елену Спартанскую, дочь Зевса и  Леды.

Парис. Спасибо, великодушная  Гера, но  я  и так  богат. Благодарю и  тебя, справедливая Афина, но  слава  и так  со мной: я  известен  и в  Греции, и в  Азии. А  вот  жены  у  меня нет. Красива  ли она,  Елена  из  Спарты?

Афродита. Она не  просто красива, она  самая  красивая  из  смертных. Прекраснейшая  женщина  в  мире  будет  твоей! Или ты не  веришь обещанию богини  любви?

Парис. Я  верю тебе, Афродита. Да, да прекраснейшая  из богинь – это Афродита! (отдает ей  яблоко)

Гера. Дорого   заплатишь ты,   Парис, за  такой выбор.

Афина. Погубишь  ты  Трою и весь народ! (Уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Микены и Троя" - урок истории в 5 классе по методике Ривина - Дьяченко.

план урока по истории Древней Греции в 5 классе "Микены и Троя" в интерактивной технлогии по методике Ривина Дьяченко для класса не очень большой наполняемости . При  необходимости можно добавить...

конспект урока для 5 класса по теме "Микены и Троя"

Данный урок является уроком - лабораторией....

Урок истории, 5 класс. Тема: Микены и Троя

Конспект урока истории  в 5 классе , по теме: Микены и Троя....

План урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, ...

Открытый урок в 5 классе " Микены и Троя"

Объяснение нового материала по теме " Микены и троя" с презентацией....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Микены и Троя"

Данная презентация создана для учащихся 5 класса и имеет дополнительный иллюстрированный материалпо данной теме....