"Отмена крепостного права"
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему

В данной работе даны причины. сущность и результаты реформы 1861 г.  Представлены схемы, диаграма и задания, для закрепления материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крестянская реформа 1861 г. “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам…» из речи Александра II 1 06.03.2017

Слайд 2

План урока. Личность императора Александра II . Причины отмены крепостного права. Подготовка реформы. Основные положения реформы. Значение отмены крепостного права.

Слайд 3

власть монарха, ограниченная конституцией - - коренной переворот в жизни общества - отступник от официальной веры - - переход от ручного труда машинным - - платежи крестьян помещику деньгами или продуктами- - группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями - политика устрашения насильственными мерами - - общественное движение, служение народу - - ничем не ограниченная власть монарха - - натуральный налог народов Сибири и Севера-

Слайд 4

К онституционная монархия Р еволюция Е ретик П ромышленный переворот О брок С ословия Т ерроризм Н ародничество А бсолютизм Я сак

Слайд 5

Цель урока: знакомство с личностью Александра II ; формирование представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснение основных положений реформы и значение отмены крепостного права;

Слайд 6

Указ о «вольных хлебопашцах» 20 февраля 1803 г. Манифест о «трёхдневной барщине» 5 апреля 1797 г. Реформа управления гос. деревней и «указ об обязанных крестьянах»

Слайд 7

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г. Это было одно из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К.К. Мердер , боевой офицер, награждённый за храбрость, проявленную под Аустерлицем, Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В.А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I . В результате наследник получил разностороннее образование. Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём любознательность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень , отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. С 1839 г. Он начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, где проявил себя приверженцем крепостнических порядков.

Слайд 8

Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

Слайд 9

1. Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства; 2. Рост крестьянских восстаний; 3. Желание помещиков ликвидировать крепостное право; 4. Отсутствие свободных рабочих рук мешало дальнейшему развитию промышленности; 5. Европа смотрела на Россию, как на страну, где существует рабство, поэтому необходимо было поднимать авторитет страны; 6. Поражение в Крымской войне. Причины отмены крепостного права

Слайд 10

Подготовка крестьянской реформы 30 марта 1856 г. речь Александра I перед представителями московского дворянства 3 января 1857 г. – образован Секретный комитет Октябрь 1857 г. адрес В.И.Назимова (освобождение крестьян без земли) 20 ноября 1857 г. – рескрипт В.И.Назимову (освобождение с землей за выкуп) Февраль 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный (председатель – Константин Николаевич) Март 1859 г. – создание Редакционных комиссий (председатель – Я.И.Ростовцев )

Слайд 11

ЦЕЛИ РЕФОРМЫ 1861 ГОДА Личное освобождение крестьян Наделение крестьян землей Введение крестьянского самоуправления

Слайд 12

Основные положения реформы Личное освобождение крестьян Помещику нельзя: Крестьянину можно: покупать, вступать в брак без согласия продавать, помещика; дарить, заниматься промыслами и торговлей; завещать; переходить в другие сословия; ссылать на каторгу крестьян. поступать на военную службу; поступать в учебные заведения. Вывод : крестьянин переставал быть собственностью помещика. Вывод : бывшие крепостные крестьяне получали гражданские права, уравнивались в правах с государственными крестьянами.

Слайд 13

Размер крестьянского надела. Россия Нечерноземная полоса Черноземная полоса Степная полоса максимальный минимальный отрезки помещику 10- 40% надела Надел, которым пользовались крестьяне до реформы Размер надела колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,1 гектар

Слайд 14

Выкупная сумма В 1,5 раза > реальной стоимости земли 20% крестьяне платили сами 80 % государственная ссуда выплатил не выплатил свободен Временнобязанный ( несет повинности) Крестьяне должны возвратить 49 лет Начисление 6% годовых Порядок совершения выкупной сделки

Слайд 15

Основные положения реформы Мировой посредник- человек из местных дворян, назначаемый Сенатом, осуществляющий контроль за исполнением условий уставной грамоты и решение споров между помещиком и крестьянами . ГУБЕРНАТОР КОНТРОЛЬ ВОЛОСТНОЙ СТАРШИНА ВОЛОСТНОЙ СХОД СЕЛЬСКИЙ СТАРОСТА СЕЛЬСКИЙ СХОД ДОМОХОЗЯЕВА МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК

Слайд 16

Значение отмены крепостного права Прогрессивные черты Отрицательные черты 1.Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок быстрому экономическому развитию страны. Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне 2.Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ. 2.Крестьянин остался экономически зависимым от общины, выйти из которой согласно закону он не мог.

Слайд 17

Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск крестьянского недовольства?

Слайд 18

Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом по барину, Другим - по мужику. Как вы понимаете эти строки Некрасова? Н.А.НЕКРАСОВ

Слайд 19

Отпустили крестьян на свободу Девятнадцатого февраля , Только землю не дали народу: Вот вам милость дворян и царя .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права

Отмена крепостного права  в 1861 г....

Отмена крепостного права в России

Презентация к уроку по истории России в 8 классе...

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Лекция "Отмена крепостного права в России"

Разработка конспекта лекции на урок в 10 классе по теме "Отмена крепосного права в России"...