Рабочая программа занятий в кружке « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Рабочая программа занятий в кружке  « Изучение истории отечественного предпринимательства » для детей 15-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

занятий в кружке  « Изучение истории отечественного предпринимательства «

для детей 15-16 лет

Составитель: учитель истории

Т. В. Ромодина

 высшая  квалификационная категория

Санкт- Петербург

2016-2017

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка по истории  создана на основе:

  1. Программы для основного общего образования по истории (базовый уровень). Сборник нормативных документов « История «,М.,» Просвещение « 2015.
  2.  Учебного плана ГБОУ гимназии № 441 на 2016-2017 учебный год.
  3.  Положения о рабочей программе, принятого на педагогическом совете гимназии 08 июня 2016 г.
  4.  Закона « Об образовании в Российском Федерации « № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

Программа кружка « Изучение истории отечественного предпринимательства « призвана сохранить традиции классического учебного предмета и , наряду с этим, полнее  раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного процесса  получить глубокие и прочные знания по предмету.

Капитализм в России до 1917 г. развивался сравнительно короткий промежуток времени |- чуть больше пятидесяти лет. Однако отечественным купцам, заводчикам, банкирам, лавочникам и коробейникам этого оказалось достаточно для формирования своего кодекса чести, излюбленных приемов хозяйствования и торговли.

Необъятные пространства, затрудненность связей между различными районами страны, позднее вступление в капитализм, войны, промышленные кризисы наложили свой отпечаток на структуру экономической системы и на образ мышления подданных громадной империи.

Не случайно говорят о “русском феномене” - удивительном сочетании противоречивости характера русских предпринимателей и условий деятельности, весьма отличных от Европы и Америки.

Актуальность

История российского предпринимательства чрезвычайно интересна и даже поучительна и, тем не менее, мало изучена. В советское время этому препятствовали идеологические мотивы.

Накопленный в дореволюционные годы опыт хозяйствования и сегодня представляет немалый интерес.

Актуальность проблематики связана с переходом страны к рыночной экономике. Изучению основных особенностей этого опыта и посвящен курс “История отечественного предпринимательства”, предназначенный для детей 15-16 лет. Курс рассчитана на 68  часов.

Цель программы

  • выяснить исторические и географические условия развития предпринимательства в России; 1
  • показать  своеобразную этику русского бизнеса и такое уникальное явление, как благотворительность и меценатство русской буржуазии XIX - XX в.в.;
  • обозначить роль российских предпринимателей на общественном поприще;
  • научить  детей свободно оперировать экономическими понятиями;
  • во время экскурсий познакомить детей с историей промышленных предприятий Петербурга и одним из благотворительных учреждений.

Задачи

Обучающие:

  • сформировать у детей представление о роли предпринимательства в экономике России, его основных особенностях;
  • дальнейших перспективах предпринимательской деятельности в нашей стране. Развивающие:
  • формировать умения обобщать предпринимательский опыт прошлого;
  • использовать полученные знания в последующей деятельности.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию патриотизма;
  • развитию интереса к истории своей страны, города Санкт-Петербурга;
  • этики деловых отношений.

Условия реализации образовательной программы

Программа “Изучение истории отечественного предпринимательства” предназначена для детей 15-16 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся один раз в неделю - 1 часа, итого в год - 34 часов.

Занятия проходят в кабинете истории и выездные экскурсии в музеи города.

        

Методы занятий.

В преподавании используются методы:

Объяснительно-иллюстративный (рассказ преподавателя сопровождается демонстрацией фотографий дореволюционных предприятий, а так же портретов банкиров, купцов, меценатов);

Репродуктивный и проблемный (в ходе урока учащиеся отвечают на вопросы по изученному материалу, а по завершении темы самостоятельно делают выводы, которые при необходимости корректируются и дополняются учителем);

Исследовательский (по мере прохождения материала программы предлагаются темы для самостоятельного, более глубокого изучения; итоги такой работы могут быть оформлены в виде рефератов или докладов).

Программа включает выездные экскурсии в музеи города, непосредственно связанный с темой.

Дидактической основой курса является неразрывность основных принципов: доступности, последовательности, сознательности и творческой активности. С целью наилучшей  реализации этих принципов используется в основном групповая форма занятий. На практическом и итоговом занятиях наиболее целесообразной формой представляется работа детей по подгруппам.

Формы оценки качества знаний

Курс “История отечественного предпринимательства” завершается практическим и итоговым [занятиями.

На практическом занятии дети знакомятся с образцами ценных бумаг дореволюционной России (акции, облигации, паи предприятий, закладные листы и т.д.).

Учитель сообщает некоторые дополнительные сведения об отдельных предпринимателях и предпринимательских династиях (Путиловы, Нобелей, Поляковы, Алексеевы. Строгановы, Третьяковы), демонстрирует фотографии российских предпринимателей, а также дореволюционные снимки магазинов, банков, бирж, контор, страховых 'обществ, образцов рекламной продукции, торговых улиц Санкт-Петербурга и пр. Дает также краткую информацию о ценах на различные товары и об уровне зарплат рабочих и Служащих Российской империи в 1912 г.

Ожидаемый результат

  • дети должны познакомиться с историей российского предпринимательства;
  • проникнуться уважением к представителям российской буржуазии досоветского периода;
  • познакомиться с историей промышленных предприятий, крупных банков и магазинов Санкт-Петербурга, научиться работать в группах;
  • оформлять исследовательские работы и работать с первоисточником;
  • апеллировать экономическими терминами.

Программа курса

Тема 1. Исторические и географические условия предпринимательства в России.

 Своеобразие климатических условии хозяйствования в стране, характер распределения лесных массивов, других природных богатств. Особенности демографической ситуации.

Причины экстенсивного развития сельского хозяйства, замедленного развития его технической базы. Проблемы транспорта и связи.

Тема 2.Предпринимательство в допетровскую эпоху и в начале XVIII в.

Основные источники обогащения князей и бояр, гостиная сотня. Влияние сильной

государственной власти на предпринимательскую деятельность ..ации промышленных предприятий в годы царствования Петра I. Наиболее известные династии промышленников Петровской эпохи.

Значение петровских преобразований для развития отечественного предпринимательства. Государственные учреждения, основанные Петром I для развития предпринимательской деятельности.

 Почему предприниматели в России, в отличие от стран Запада, не стали мощной политической силой?

Тема 3. Правовые условия развития предпринимательства в XVIII — первой половине XIX

Посадское население. Купеческие гильдии. Торговый устав I 755 г.

"Грамота на права и выгоды городам Российским" 1785 г.

Сущность "Жалованной грамоты дворянам" и "Городового положения" Екатерины II. Основные причины "падения" перво-гильдийного купечества в первой половине XIXв

Тема 4 Реформы 60-х гг.

Основное содержание "Манифеста" 19 февраля 1861        г.:        условия освобождения крестьян; права, обретенные новыми "свободными сельскими обывателями". Ограниченность реформы. Попытки помещико з сохранить свои экономические привилегии.

Реформы, проведенные в первое десятилетие после отмены крепостного права. Значение реформ для развития отечественного предпринимательства.

Тема 5Развитие частного предпринимательства во второй половине XIX — начале XX

Причины бурного развития сети железных дорог в России. Особенности взаимоотношения государства с акционерными железнодорожными предприятиями, их сращивание с банковским капиталом. За счет чего частные предприниматели строили новые линии железных дорог в стране? Основные представители частного капитала на транспорте.

Особенности предпринимательства в сфере добычи и переработки нефти. Характер деятельности иностранных компаний в сфере добычи и переработки нефти. Основные направления деятельности семей Ротшильдов и Нобелей в России.

Важнейшие отрасли пищевой промышленности в России. Ведущие частные кондитерские фирмы дореволюционной России. История создания некоторых современных кондитерских фабрик Санкт- Петербурга.

Тема 6. Мелкая (кустарная ) промышленность дореволюционной России.

Кто такие кустари?

 Принципы организации артелей кустарей. Роль земств в развитии кустарной промышленности. Использование надомного труда кустарей. Как был организован сбыт изделий кустарных мастеров?

 Основные районы охотничьих, пушных, рыбных и прочих промыслов. Почему кустари и местные власти стремились повысить ввозные пошлины на импортную промышленную продукцию? Богатство кустарных производств и промыслов Центральной России.

   Тема 7   Идейно-нравственные основы предпринимательской деятельности в России.

        Роль протестантизма в формировании предпринимательской этики в Западной Европе.

       Кодекс чести русского предпринимательства. Соборность в применении  к принципам организации предпринимательства в России.

       Роль староверческой идеологии в развитии предпринимательства в России.

      Наиболее известные династии предпринимателей-староверов в России.

Тема8  Российские предприниматели на общественном поприще.

Уникальность роли предпринимательства в жизни общества.

      Влияние на становление государственности и развитии культуры и искусства ,освоение Сибири, Второе ополчение в Смутное время, Отечественная война 1812 года.

      1-1У Государственные Думы,

  Тема 9   Предприниматели, благотворители, меценаты.

      Благотворительность и меценатство- особая форма общественной деятельности, отличающая русскую буржуазию.

     Мотивация российских меценатов, масштабы благотворительности. Примеры по Санкт-Петербургу и Москве.

    »Колоритные фигуры « благотворителей.

     Подготовка в музей барона А.Л.Штиглица.

 Тема 10  Ипотека в России

Понятие "ипотека".

Основные вехи развития ипотечного кредитования в дореволюционной России, основные институты ипотечного кредитования. Как осуществлялась оценка городских и сельских имений ипотечными учреждениями, выдача ссуд ипотечными учреждениями?

Для каких целей и кем создавались государственные Дворянский и Крестьянский земельные банки? Почему акционерным земельным банкам было трудно конкурировать с государственными ипотечными кредитными установлениями ? Особенности ипотечного кредитования в сельской местности и в городах дореволюционной России.

Значение развития сети ипотечного кредитования в современных условиях.

Те м а 11 Русские коммерческие банки.

Своеобразие докапиталистического банковского кредита в России. Причины монополии казенного кредита в дореформенной России.

Начало развития коммерческих банков, основные направления их деятельности. Схемы взаимодействия коммерческих банков с дебиторами, Госбанком и друг с другом. Что такое неуставные ссуды?

История "спасения” Госбанком банка Л..С.Полякова. Источники образования капиталов промышленных предприятий.

Ведущие коммерческие банки дореволюционной России, известнейшие банкиры прошлого. Причины неэффективности работы "казенных" банков в дореформенной России.

Те м а 12.Банки и банкирские дома Санкт-Петербурга.

Отличие банкирского дома от банка. Что означал термин "петербургский банк"? Основные операции  коммерческих банков. Основные формы и методы финансирования производства банками. Для чего создавались личные унии банкиров? Основные этапы деятельности городского кредитного общества. Владельцы ведущих банкирских домов. Соперничество столичных банков. Ведущее место банков  Санкт-Петербурга  на денежном рынке страны.

Те м а 13.Взаимоотношения банков и промышленности.

Как складывался Финансовый капитал России? Кто такие олигархи? Роль промышленного подъема 1890-х гг. в индустриализации страны. Основные процессы монополизации отечественной промышленности. Что такое "система участий"? Как правительство оказывало поддержку крупным банкам? Основные сферы влияния банков на промышленность в России. Степень влияния иностранных банков России. Промышленные монополии страны. Создание русскими коммерческими  банками промышленных  предприятий.

Тема 14    Российский фондовый рынок.

Почему отсутствовала фондовая биржа в дореволюционной России ? Основные группы ценных бумаг в России. Что такое гарантированные ценные бумаги, конверсии закладных листов. « государственная рента «?Влияние Госбанка и Министерства финансов на фондовый рынок страны. Почему значительная часть российских ценных бумаг размещалась на фондовых рынках Западной Европы ? Роль фондового рынка в развитии сети частных предприятий. Почему состоятельные люди хранили свои сбережения преимущественно в государственных , а не в частных ценных бумагах ?

Тема 15. Практическое занятие

На практическом занятии ученики знакомятся с образцами ценных бумаг дореволюционной России (акции, облигации, паи предприятий, закладные листы и т.д.).

Учитель сообщает некоторые дополнительные сведения об отдельных предпринимателях и предпринимательских династиях (Рябушинские, Поляковы, А.И.Абрикосов), демонстрирует фотографии российских предпринимателей, а также дореволюционные снимки магазинов, банков, бирж, контор, страховых обществ, образцов рекламной продукции, торговых улиц Санкт-Петербурга и пр. Дает также краткую информацию о ценах на различные товары и об уровне зарплат рабочих и служащих Российской империи в 1912 г.

Учебно-тематический план.

№        №

Наименование темы

Количество часов

Примечание

всего

теория

практика

1.

Исторические и географические условия предпринимательства в России

2

2

2.        

Предпринимательство допетровской эпохи и начало 18 века

2

2

3.

Правовые условия развития предпринимательства в 18-первой половине 19 века

1

1

4.

Реформы 60-х годов

2

2

5.

Развитие частного предпринимательства во второй половине 19-начала 20 века.

6

2

4

Экскурсия в музей железнодорожного транспорта

6.

Мелкая кустарная промышленность дореволюционной России

1

1

7.

Идейно-нравственные основы предпринимательской деятельности в России

2

2

8.

Российские предприниматели на общественном поприще

1

1

9.

Предприниматели, благотворители. Меценаты

5

1

4

Экскурсия в музей барона Штиглица

10.

Ипотека в России

1

1

11.

Русские коммерческие банки

2

2

12.

Банки и банкирские дома Санкт-Петербурга

5

1

4

Музей монетного дела в России

13.

Взаимоотношения банков и промышленности

1

1

14.

Российский фондовый рынок

1

1

15.

Практическое занятие

2

2

Итого часов

34

20

14


Список рекомендованной литературы:

  1. Иванов А. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала 20-го века. - М., 1997.
  2. Керров В.В. Духовность Российской промышленности: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства.
  3. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города. - С-Пб., 1999.
  4. Мартынов С.Д. Предприниматели, благотворители, меценаты. - С-Пб., 1998.
  5. Наумова Г.Р. Социально-психологические подходы к истории русской фабрики // Иноормационный бюллетень научного семинара «Индустриализация в России». - 1997. №3.
  6. Проскурякова НА. Ипотека в России в конце 19-го в начале 20-го века. Вопросы истории. - 1995. №9.
  7. Райский Ю.Л. Акционерные земельные банки как одно из звеньев связи между финансовым капиталом и помещичьим землевладением / Науч. тр. Курского гос. пед. инта . - Курск, 1975. Т. 43.
  8. Тарновский К.Н. Мелкая промышленность дореволюционной России: сторикогеографические очерки. -М., 1995.
  9. Черепанов ТА. Сто лет Русского предпринимательства. - М., 1995.
  10. Шнс) ин И.Ф. Банки и экономическая политика в России (19 - начало 20-го в.) - М., 1997.
  11. Российская империя: Словарь-справочник. - С-Пб., 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)

Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...

Рабочая программа занятий кружка по английскому языку «Презентация и проектная деятельность на английском языке»

Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме:...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»

Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «Россошь в годы Великой Отечественной войны» для учащихся 6 х классов I четверть

Модуль «Россошь в годы Великой Отечественной войны» разработан на 9 часов и направлен на знакомство с историей родного города в годы войны, участием земляков в разгроме фашистских захватчиков. Работа ...

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...

Рабочая программа занятий кружка «Мир английской грамматики» на 2017-2018 учебный год в 6 классах

Целью программы "Мир английской грамматики" является развитие у школьников способностей использовать иностранный язык  как инструмент общения в диалоге культур, как средство развития по...

Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...