Методические приемы на уроках истории
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Вилижинская Мария Александровна

можно применять в 5-8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  приемы на уроках истории

«Горячий стул» - Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

«Портрет» -  для обобщения знаний. Учитель зачитывает утверждение, в котором представлены сведения об историческом лице. Ученики пытаются узнать объект. Если не удается узнать, то зачитывается второе утверждение, содержащую более точную информацию. Третье утверждение содержит такую информацию, что не узнать загадываемое нельзя.

«Картинная галерея» – Учитель вывешивает на доске 4-5 картин, содержащих признаки основного понятия. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак, связанный с темой урока. Учитель записывает его на доске.

«Инсерт» - учащиеся работают с текстом и делают пометки ( «!» –  знал; «+» новое; «-» вызывает сомнение; «?» вопрос).

«Дерево предсказаний» - На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

«Исторические пятнашки» - На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается здание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

«Шерлок Холмс» - Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется самый длинный список вопросов. Учащиеся дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.

 «Прием 6 шляп»  - Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

«Что? Где? Когда?» - На карточках ученики должны заполнить пропуски. Можно использовать слайды презентации. Например, ученики должны назвать событие, когда и где оно произошло.

«Ромашка Блума» - "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:  1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …   2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни… 3. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будут развиваться события в истории после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай…. 4. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Как вы относитесь к поступку исторического деятеля?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

«Волшебная шкатулка» или «Черный ящик» - учащиеся должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть карточки с заданием или предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке. Можно также провести обратную связь. Детям необходимо наполнить шкатулку. Они могут туда положить записки с пожеланиями или предсказаниями или фишки, отражающие впечатление от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методические приемы интегрирования уроков естественнонаучных дисциплин.

В работе показан  опыт реализации межпредметных связей на уроках физики. Наиболее благоприятными для интеграции физики с другими науками являются разделы: «Теплота», «Электричество», «Оптика» (он...

мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»

система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"

презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...

Мастер - класс на тему "Активные приемы на уроках истории"

С данными масер - классом я выступала на конкурсе "Учитель года - 2018" , где заняла 2 место. В нем представлены активные приемы на разных этапах уока. Тема "Восточные славяне" Но ...

Методические приемы на уроках истории

Для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения. Главной задачей учителя стан...

Использование математических приемов на уроках истории

Статья содержит материал о целесообразности и особенностях использования математических приемов при изучении истории в условиях перехода к ФГОС ООО для формирования метапредметных результатов обучения...

Нестандартные приемы на уроках истории

Нестандартные приемы на уроках истории - проблемные задачи и др....