Нестандартные приемы на уроках истории
методическая разработка по истории (7 класс)

Косырева Олеся Александровна

Нестандартные приемы на уроках истории - проблемные задачи и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosyreva_o.a._nestandartnye_uroki_istoriit.docx656.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные способы проведения современных уроков истории

разработала учитель истории Косырева Олеся Александровна

Способы

Тема занятия. класс

Пример

Результат

1

Проблемные  задачи

«Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева», 7 класс

Исправьте не менее восьми ошибок в тексте.

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

Решая проблемную задачу учащиеся проверяют свои знания по данной теме, это помогает усвоению материала, учащиеся испытывают ответственность за принятие решения, в данном случае за восстановление исторического источника.

2

«Интервью»

«Жанна д'Арк - народная героиня Франции»., 6 класс

Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо(Жанна д*Арк) Цель журналиста - продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица - знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.

В процессе интервью зрители(ученики) дают оценку точности применяемых исторических фактов каждой паре, т.е способ интервью включает в работу весь класс, а следовательно «личность» запоминается легче

3

«Дай пять»

«Усиление королевской власти во Франции и Англии», 6 класс

Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогут следующее понятия:

централизованное государство,

сословно-представительная монархия,

парламент,

генеральные штаты,

кортесы.

Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.

Зрительное восприятие усиливает запоминание терминологии, дает возможность детям творчески подойти к заданию

4

«Крепкий орешек»

6 класс История России

Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его.

2 Л Образование Древнерусского государства 882г.

3 А Начало деятельности Кирилла и Мефодия 863г.

4 В Принятие христианства на Руси 988 г.

7 Е Написание монахом Нестором "Повести временных лет" 1113г.

1 С Образование первого Болгарского царства 681г.

5 Я Падение первого Болгарского царства 1018 г.

6 Н Любечский съезд князей 1097 г.

Проведение игр, конкурсов и викторин, позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.

5

http://tn.new.fishki.net/26/preview/1527273.jpg

9 класс, «Великая Отечественная война. Сталинградская битва»

1 этап. Описание карикатуры и распознавание персонажей.

Вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

  • Опишите, что вы видите на карикатуре.
  • Кого символизируют персонажи (страны, люди, партии и пр.)?
  • На основании чего вы определили персонажей? Подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения (особенности внешности, выражение лиц, одежда, жесты, предметы, символика и пр.).
  • Найдите реальных исторических личностей. По каким признакам вы их определили?

2 этап. Определение исторической тематики карикатуры.

Возможные вопросы:

  • Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре?
  • Какие черты (характеристики) исторического явления выделены в карикатуре?
  • Дайте обоснование своим выводам.
  • Укажите даты события (явления, процесса).

3 этап. Определение авторского мнения, идей.

Вопросы:

  • Как автор карикатуры относится к данному историческому факту? Приведите два (не меньше двух) обоснования.
  • С какой целью создана карикатура?
  • Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.
  • Какие мнения, идеи она выражает?
  • Совпадает ли точка зрения автора с официальным мнением?
  • Что именно высмеивает (изобличает) автор? Какими художественными средствами достигается комический эффект?
  • Сторонником какой политической позиции (идеологии, «крыла» оппозиции) является автор карикатуры?

Карикатура создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает возможность поразмышлять о том или ином историческом периоде, формирует у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, может даже способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности.

6

http://images.myshared.ru/6/592733/slide_24.jpg

6 класс, «Ледовое побоище»

В заключении темы урока учащимся на примере синквейна учителя составить свой собственный; или разбить ребят на пары , группы

В ходе творческой работы меняется мироощущения детей, они учатся оценивать историческое событие, историческую личность через призму веков, тем самым мы видим реальное отношение детей к изучению истории.

7

Таблица «Плюс - минус - интересно»

«+»

« - «

интересно

«Отечественная война 1812 г.», 8 класс

Вопрос 1:

Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли вообще смысл само понятие в наше время. С каким мнением согласны вы?

(учащиеся записывают «+» и «-« и тд)

Вопрос 2:

Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как  прежде, долг каждого гражданина?

Вопрос 3:

Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812г. С какими из них вы согласны?

Вопрос 4:

  Уже почти 200 лет обсуждается вопрос, надо    было сдавать французам Москву?

Вопрос 5:

Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812г., а также устанавливать новые памятники. Вы поддерживаете подобные предложения?

В ходе изучения темы и работы над синквейном учащиеся высказывали свое отношение к значению итогов 1812 года, говорят о том что Россия показала миру, что мы великая страна, многие вспоминают строчки «Бородино» М.Ю.Лермонтова

8

https://pp.userapi.com/c847121/v847121416/12af19/QhoIyg0RuVk.jpg https://pp.userapi.com/c851216/v851216541/49ca3/6BeXGdDghK0.jpg

«Великая отечественная война», 9 класс

В ходе Сталинградской битвы выделяют три этапа: (запишите их)

«I этап Сталинградской битвы (17 июля – 12 сентября 1942 г.)».

«II этап Сталинградской битвы (13 сен – 18 ноября 1942 г.)» - оборонительные периоды

«III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 2 февраля 1943 г.) – наступательный период.

Работа со схемой:

Ответьте на вопросы

1.Рассказать устно о советском и германском командовании(характеристика личности)

2.Дать сравнительный анализ военной техники, людских ресурсов.

3.Проследить этапы и рассказать о событии

4.Итоги(дать оценку значения Сталинградской битвы)

Работа со схемами позволяет визуально запоминать важнейшие даты, исторических личностей, эта работа повышает интерес, учащиеся легче сопоставляют даты, события, личности.

9

https://bumper-stickers.ru/47155-thickbox_default/gerb-cheljabinskoy-oblasti.jpg

НРЭО на уроках истории

Мой адрес в стране

Страна

Россия

Область

Челябинская

Район

Кизильский

Школа

МОУ «Уральская»

Класс

6

Учащиеся заполняют таблицу, затем учащийся зачитывает доклад на тему «История герба с верблюдом»

На каждой парте заготовка в виде разрезанных фрагментов герба, дети собирают и наклеивают герб в тетрадь

Изучение символики всегда затрагивает интерес учащихся, мотивирует их придумать герб своей школы, семьи, что безусловно способствует повышению значимости истории.

10

Притча о царе Соломоне

 «Жил был царь Соломон. Несмотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: «Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь!» На что Мудрец ответил: «Я знаю, как тебе помочь.       Надень это кольцо – на нем высечена фраза: «ЭТО ПРОЙДЕТ!» Когда к тебе придет сильный гнев или сильная  радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!».

   Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие. Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянул на кольцо, но это не помогло – наоборот, он еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…».»

История, 6 (10) класс

В процессе прочтения устанавливается:

1. Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2.Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории.

Мне всегда хотелось привлечь внимание ребят к предмету, но не просто дополнить шутками – прибаутками (хотя это тоже необходимо), а научить ребят думать, спорить, находить решения проблем, делиться опытом новых истин. Справиться с этой задачей мне помогают притчи и метафоры, ведь именно там есть истины, которые пережили века и сегодня остаются актуальны.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики

Урок внеурочной детятельности на тему: "Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики"....

Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики

Презентация на тему: Нестандартные приемы умножения. Урок занимательной математики""...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"

презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...

Мастер - класс на тему "Активные приемы на уроках истории"

С данными масер - классом я выступала на конкурсе "Учитель года - 2018" , где заняла 2 место. В нем представлены активные приемы на разных этапах уока. Тема "Восточные славяне" Но ...

Методические приемы на уроках истории

Для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения. Главной задачей учителя стан...

Использование математических приемов на уроках истории

Статья содержит материал о целесообразности и особенностях использования математических приемов при изучении истории в условиях перехода к ФГОС ООО для формирования метапредметных результатов обучения...