Мастер - класс на тему "Активные приемы на уроках истории"
учебно-методический материал по истории на тему

Астанина Татьяна Николаевна

С данными масер - классом я выступала на конкурсе "Учитель года - 2018" , где заняла 2 место. В нем представлены активные приемы на разных этапах уока. Тема "Восточные славяне" Но данные приемы можно испрльтзовать на любых уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.rar2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте,!  Я сегодня хочу поделиться с вами  разными приемами работы на уроках истории. Я считаю, что урок должен быть ярким, интересным, познавательным, запоминающимся. Учитель должен создать приятную атмосферу, располагающую к работе. Ученики должны самостоятельно, с помощью разнообразных приемов на уроке, усвоить новый материал. Самостоятельно подойти к осознанию, осмыслению темы урока. Поэтому на каждом уроке я использую различные приемы работы. Буду рада если мой опыт для кого, то из вас станет полезным.

Итак, я приглашаю своих помощников.

Тема, нашего урока «Восточные славяне»

Неотъемлемой частью урока является оргмомент. Прием- «ОБРЯД». Этот прием помогает настроить детей на работу, поднять настроение, и задуматься над какой темой нам предстоит работать.

Я предлагаю вам совершить один старинный обряд. Обряд, который поможет нам заколдовать пятерку. Я попрошу вас подойти к пятерке, взяться за руки, встать  вокруг пятерки и пройти один круг. Круг, издревле считается магическим символом. А теперь, вы должны быть уверены, что каждый из вас поможет друг другу, если возникнет трудность на уроке с выполнением заданий.  Прижмите ладони другу к другу, и сделайте еще один круг доверия вокруг пятерки. А теперь мы обратимся к одному из почитаемых богов славян. Это бог солнца. Возьмитесь за руки, поднимете руки к верху, стараясь не расцепить рук. И сделайте еще один круг. Вы большие молодцы! Теперь у вас обязательно всё получится.

 ПРИЕМ «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»

Данный прием я часто использую при постановке целей и задач урока.

Ответьте мне на вопрос - мы с вами на уроке будем говорить об истории прошлого времени, настоящего или будущего.?  Правильно, мы будем говорить об истории прошлого времени. Поэтому, чтобы попасть в прошлое нам нужен любой транспорт. Перед вами автобус, нам необходимо составить маршрут для нашего автобуса  по теме «Восточные славяне» Вы видите у себя на партах план изучения нового материала. Приклейте окошки на автобус в таком порядке, в каком вы бы хотели  изучать тему нашего урока. Мы вместе отправимся в прошлое, поэтому я приклею первое окошко на автобус, и первая остановка будет называться «Происхождение восточных славян».

 ПРИЕМ «ЧАСТИ РЕЧИ».

Данный прием я использую при изучении нового материала.

Я предлагаю вам разделиться на две группы.  Прежде чем мы приступим к нашему заданию, давайте вспомним, части речи, и назовем их. Правильно, нам пригодятся имя существительное и глагол. Что такое имя существительное? Правильно. А что такое имя прилагательное? Точно. Одна группа – это имя существительное, а другая группа – глагол.  Части речи должны быть связаны с одним из разделов нашей темы, и это «Хозяйство славян». Уважаемые члены жюри перед вами текст, с которым сейчас работают мои коллеги. Прием «Части речи» нацелен на глубокое осмысление материала, учащиеся должны понимать, что они должны не только найти свои части речи, но и предположить какие части речи найдет вторая группа. Для того, чтобы в последующем соединить найденные слова в предложения. Этот приемреализует межпредметную связь с предметом «русский язык». На данном этапе урока, при использовании этого приема учитель должен контролировать работу учеников, и не навязчиво рекомендовать нужные слова.

Имя существительное

Глагол

Славяне

 Обрабатывали

Земледелие

Срезали

Соха

Развивались

Борона

Разводили

Серп

Засевали

Ремесло

Шили

Скотоводство

Выходили

Бортничество

Выравнивали

Пшеница

Освоены

А теперь давайте обобщим то, что у нас получилось. Каждая группа должна сформулировать предложения с полученными словами.  (Один, два ученика отвечают. ) Одним из основных занятий восточных славян было земледелие.  Землю обрабатывали сохой.  Вспаханную землю выравнивали бороной. Засевали поле пшеницей. Созревшие колосья срезали серпом. Славяне занимались скотоводством, бортничеством.

 ФИЗМИНУТКА – ПРИРОДНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Я предлагаю немного отдохнуть, восточные славяне верили, что  у каждого природного объекта есть свой покровитель. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Итак, все смотрят на меня и повторяют движения за мной.

ДОМОВОЙ – топ – топ (ХОДЬБА НА МЕСТЕ)

РУСАЛКА  – шлеп – шлеп (ХЛОПАЮТ ПО КОЛЕНЯМ)

КИКИМОРА – хлюп– хлюп (ХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ)

ЛЕШИЙ – У-У-У - (МАШУТ РУКАМИ НАД ГОЛОВОЙ)

ПРИЕМ «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ…»

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ,  БЫЛИ…

Данный прием я использую при закреплении материала.  Ученики самостоятельно обобщают все то, что изучили в течении урока.

…… язычниками, то есть считали природу живым существом и представляли ее в виде различных  существ.

……. высокого роста, крепкого телосложения, обладали незаурядной физической силой.

……. радушными и гостеприимными, а так же храбрыми воинами.

…….. земледельцами, скотоводами, ремесленниками, рыболовами.

……..потомками индоевропейских народов.

ПРИЕМ «СТУПЕНИ УСПЕХА»

С помощью приема «ступени успеха» можно подвести итог всего урока, и сделать вывод успешным был урок или нет.

Мы сегодня плодотворно поработали.  Давайте посмотрим кто вам сегодня больше покровительствовал на уроке  из славянских богов.

1 ступень – самые почитаемые боги, которые всё знают. На уроке у меня всё получилось. Значит, прилепите человечка на первую ступень.

Вторая ступень – это славянские боги, которые покровительствует только конкретному виду занятий. Бог скотоводства, богиня плодородия. У меня на уроке были трудности. Приклейте человечка на второй ступени.

Третья ступень – это щуры (тени предков) домовой, леший, кикимора, русалка. Их никто не видел, но верили, что они существуют. У меня на уроке ничего не получилось. Приклейте своего человечка на третью ступень.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – «СООБЩЕСТВО «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ С. НОВОТРОИЦКОЕ, БЕЙСКОГО РАЙОНА»

Я создала группу в Контакте, «Восточные славяне»

Ученики  должны разместить любой материал связанный с темой «Восточные славяне. АУДИО, ВИДЕО материалы, карты, исторические документы, иллюстрации, тесты, занимательный материал. Так же в группе можно обсуждать, задавать вопросы, беседовать с теми участниками, которые присоединяться к нашему сообществу.

Я показала только небольшую  часть всех приемов, которые я использую на уроках. Хотелось бы узнать общее мнение о моем мастер – классе от моих коллег и от членов жюри. Если мой мастер класс вам понравился поставьте лайк. Если не понравился поставьте дизлайк.

И в заключении хотелось бы сказать. Возможно, многие приемами и работы на уроке вы уже пользуетесь, но для меня эти приемы работы ценны тем, что я их применяю на практике, и дети всегда и с большим удовольствие принимают участие по реализации этих приемов работы. А что может быть прекраснее, чем видеть удовольствие у детей от проделанной работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

\

ВОПРОСЫ:

  1. Необходим ли профессиональный стандарт для учителя?

ОТВЕТ: При ответе на вопрос, я вспомнила, как мы проводили беседы с учениками на одном из этапов Учитель года» и одна из тем была «Внутренний и внешний мир человека». Так вот внешний мир учителя должен соответствовать тому что прописано в проф стандарте. Уровню образования, профессиональным компетенциям, ориентирам для профессионального роста. Мир меняется, и конечно же нужно менять нормативы. Но хотелось бы, чтобы в стандарте был заложен переворот во внешнем мире учителя.

  1. Если бы вам предложили написать «Этический кодекс учителч» какие три наиболее важные заповеди вы бы включили в него?

Ответ:  С одной стороны вопрос кажется очень простым. Чего проще назвать три заповеди. А по итогу получается, что всемизаповедями, что владеет учитель можно назвать важными. Для меня тремя главными заповедями  являются 1. Справедливость, 2. Учитель пример нравственности. 3 профессионализм. Главное, какими бы не были главными заповеди, важно чтобы учитель руководствовался ими при обучении и воспитании учеников.

  1. Дайте свое завершение мысли «Искусство быть мудрым состоит в умении  в умении знать….

ОТВЕТ: Я бы продолжила фразу так: Искусство быть мудрым состоит в умении знать как находить выход из любой ситуации, никому не нанося вред при этом понимать что каждый человек может иметь собственной мнение, даже если оно ошибочное.

  1. Как вы считаете, главную роль в воспитании ребенка играет семья или школа?

ОТВЕТ: Школа учит и воспитывает детей, так же создает среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания очень сложный процесс. Поэтому для полноценного развития личности – действия школы и семьи должны быть во взаимодействии. Без тесного взаимодействия процесс воспитания будет не эффективным

  1. Каким вы видите будущее современной школы?

ОТВЕТ: Я сразу представила мою школу в будущем. И я точно знаю, будущее – это большое количество учеников. Будущее – это всегда шум на переменах, это детский смех, это веселый детские песни. Будущее, где каждый ученик важен и ценен для нас, учителей. Я не знаю какие космические корабли будут бороздить просторы вселенной. Но я точно знаю что будущее любой школы – это мы и наши ученики. Самое главное, чтобы было кого учить.

  1. Если бы вы могли дать маленькому ребенку  только один совет на всю жизнь. Чтобы вы ему сказали?

ОТВЕТ: Вопрос, который не требует долгих дискуссий и рассуждений. Самый нужный совет, с которым я сталкиваюсь в начальной школе, при реализации курса основы светской этики. А я считаю что ученик начальной школы это еще маленький ребенок. Я всегда говорю слова из параграфа под названием «Золотое правило нравственности»

Поступай по отношению к другим так же, как ты хотел чтоб поступали по отношению к тебе.

  1. Какое качество педагога вы бы поставили на первое место?

ОТВЕТ: В процессе подготовки к аттестации педагог проводит рефлексию и оценку своей собственной деятельности за последние пять лет. Где сам учитель может оценить уровень своей активности в учебной и внеучебной деятельности.  Я отвечу так: аттестация это ворох бумаг, из которого в итоге получается эффективное портфолио.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Целеполагание на уроках истории»

Целеполагание представлено по системно-деятельностному и компетентностному подходу.......

мастер-класс Кластеры и синквейны на уроках истории

материал отражает использование приёмов кластера и синквейна на различных этапах урока...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Мастер класс. Использование художественных текстов на уроках истории.

Мастер класс. Использование текстов на уроках истории....

Мастер - класс Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе

Мастер - классФормирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе...

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Материалы предназначены для учителей истории и обществознания...

мастер-класс "Использование песенного материала на уроках истории"

Личностные компетенции можно формировать на уроках истории России XX века через песеный материл. Наша страна богата песнями. Композиторы писали песни и на патриотическую тему. Можно найти маршеобразну...