План- конспект урока "Древний Китай" (История 5 класс)
презентация к уроку по истории (5 класс)

Шкарова  Ольга Викторовна

Урок по теме "Древний Китай"- " Приключения Индианы Джонса "В поисках шестого элемента". 

Мы отправляемся в путешествие. Наша задача найти очень важный артефакт - ШЕСТОЙ ЭЛЕМЕНТ.

Правила нашего путешествия.

1. Мы разделились на команды (5 команд)

2. Каждая команда имеет свое название, которое она должна разгадать.

3. Отвечает в команде только Индиана Джонс, для этого представитель команды надевает  шляпу. 

4. За каждое успешно выполненное задание команда получает бонус.

5. Итогом урока разгадать загадку, которая  будет составлена из бонусов, полученных на уроке.

Географическое положение и природные условия Китая.

Слайд 3

Задание №1. Учащиеся получают карту, по которой должны самостоятельно определить и показать.

Место нахождения Китая - Восточная Азия;

Главные реи: Хуанхэ и Янцзы.

Показать где находится Великая Китайская стена.

Какой город сегодня является столицей Китай – (ПЕКИН)

Работа с контурной картой.

Рассказ учителя:

Великие реки Китая были очень бурные. Они несли много ила и песка, часто внезапно разливались и разрушали дамбы и смывали почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до .э. в среднем течении Хуанхэ.

Вопрос.

1. Природные условия Китай похожи на природные условия какого древнего государства?

 

Около 1700 г. до н. э. здесь возникли первые государства, правители которых часто враждовали между собой, Но жители всех этих государств  считали себя одним народом, потому что имели сходные языки, письменность, верования и обычаи.

 

 

Представления древних китайцев об устройстве мира. 

Слайд 4-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  6

По древним китайским воззрениям мир вначале представлял собой хаос, состоявший из мельчайших частиц- ци. Эти живые частицы существовали в беспорядочном разреженном состоянии в виде бесформенного тумана. Потом частицы ци разделились на легкие и светлые, которые поднялись вверх и получили название «ян», и на тяжелые и темные, которые упали вниз и получили название «инь». Из легких и светлых частиц образовалось небо, а из тяжелых и темных – земля. Природа создавалась из хаоса постепенно: вначале сформировалось небо, затем земля и только после этого появился человек.

Взаимодействием светлого начала ян и темного начала инь порождены пять первоэлеменов или стихий

, от которых и происходит все во Вселенной.

 

Вопрос.      

Разгадайте что это за стихии?

(Вода ,Огонь, Дерево, Металл и Земля)

 

 Китайцы верили, что взаимодействие инь-ян порождает и доброе и злое в природе и в жизни. Не стоит рассуждать, что лучше, что хуже - свет или тьма, все необходимо, одно переходит в другое и может быть и плохим и хорошим в зависимости от ситуации и времени. Графически эти космические силы изображались знаком тайцзи – две неотделимые половины, изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Чередование инь-ян так же неизбежно, как чередование тьмы и света, зимы и лета. Они проникают друг в друга, меняются местами – так создается круговорот вещей.

Религия китайцев.

Слайд 7

Задание №2.

Документ .

Высшая добродетель - уважение к старшим. Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с давних времен. 
В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети - родителям. А старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой. 
В Китае, когда глава семьи становился дряхлым стариком, домашние вели себя с ним почтительно. Каждое утро к нему приходили все сыновья со своими женами и спрашивали, хорошо ли он спал, как он себя чувствует, тепло ли ему. Старика вели умываться, причем старший сын нес кувшин с водой, а младший - тазик и полотенце. Дети вежливо спрашивали родителей, не нужно ли им чего-нибудь еще. Долголетие китайцы считали большим счастьем, полагая, что с годами приходит мудрость. 
Покойных родителей и более отдаленных предков китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения.
Лучшей похвалой было сравнение человека с каким-нибудь древним героем. Китайцы очень любили рассказы о старине и бережно хранили их в памяти. Как и другие народы, верили они в сверхъестественные силы - в богов, духов, драконов, обитающих в реках или в горах. Но самым высшим существом для них было Небо. Небо они считали предком правителя, поэтому царя в Китае называли "Сын Неба", а подчиненные ему земли-"Поднебесной". Конфуций был знатоком календаря, по движению небесных светил и приметам он старался угадать волю Неба.

 

Вопросы:

Какие религиозные верования были у китайцев? Каким было их отношение к предкам. Как называется религия древних китайцев? (язычники)

Мудрость в знании старинных книг.

Слайд 8

Задание №3. 

Мудрость - в знании старинных книг. Своим ученикам Конфуций излагал содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения и песни. Ученики Конфуция помнили множество книг наизусть и сочиняли стихи, подражая творениям древних поэтов.

А сами книги выглядели совсем не так, как наши. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках 'из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой.
Ученый- китаец должен был запомнить тысячи иероглифов. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение. Образованными людьми в Китае считали тех, кто писал не только грамотно, но и красиво. 

 

  Вопросы:

Чем китайская письменность похоже на египетскую? Как выглядели китайские книги?

Работа с документом.

 

Задание №4.

Из высказываний Конфуция.

 

«Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости. Благородный человек лишен тревоги и боязни — ведь коли не найдешь внутри

себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться? Благородный человек винит себя, а ничтожный — других.

Богатство — это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне не заслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность — то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.

Есть простую пищу и пить воду, спать, подложив локоть под голову, — в этом тоже заключается радость.»

 

·  Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.

 

·  Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен».

·  Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

• Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

• Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

• Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

 

 

Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным, человеком? Согласны ли вы с Конфуцием?

 

 

Задание №5.

Как вели себя учтивые китайцы. Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его манерам. Учтивый китаец перед входом в дом снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух палочек. Этот обычай они сохраняют и поныне. Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайцы сооружали на голове сложные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они считали дикарями. Обычно китайцы носили халат. У простых людей халаты были из дешевой материи. Знатные богачи одевались в халаты шелковые, с красивой вышивкой цветами и фигурами драконов.

 Вопрос:

Как вы думаете, почему были установлены такие правила поведения в Китае?

Доклад

Конфуций .

Рефлексия.

 

 

Как китайцы называли свою страну в древности и почему?

(Поднебесной, так как небо было самым великим божеством).

Где располагается Китай?

Основные реки Китая?

Кто такой Конфуций? (философ)

 

В поисках шестого элемента.

 

 

Обучающиеся должны прийти к выводу: что из получивших бонусов (слов) , выражение не складывается.  И объединить  все слова.

Из полученных бонусов , необходимо сложить крылатое выражение Конфуция и определить , что является 6 элементом.

«не поступай с другими так, как не хочешь что бы поступали с тобой»

 

 

Выражение которые вы собрали, как его можно назвать?

 (мудрость)

 

Вывод.:

Мудрость не может быть достоянием одного. Она приносит пользу, если она является достоянием всех.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_kitay_indiana_dzhons.pptm2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....

План-конспект урока в 5 классе "Планы на выходные"

Материал представляет собой план конспект урока в 5 классе "Планы на выходные " УМК  М.З Бибилетова " Английский с удовольствием"...