"Улицами города Симферополя"
материал по истории (6, 7 класс) на тему

Виртуальная экскурсия, мини- путешествие  по  историческим местам города Симферополя. Данную разработку можно использовать  как внеклассное мероприятие, классный час и др. Отмечены наиболее  исторически интересные объекты.  Ведущие и участники мероприятия рассказывают об архитектурных достопримечательностях столицы Крыма, о известных  личностях некогда х проживавших в городе Симферополе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulitsami_goroda_simferopolya_vneklassnoe_meropriyatie.docx301.42 КБ

Предварительный просмотр:

        «Улицами города Симферополя»

                            (открытое внеклассное мероприятие)

C:\Users\admin\Desktop\17.jpg

                                                                                     Разработала:

                                                                                     учитель истории МБОУ «СОШ  №12»  

                                                                                                Альчикова Э.Н.

                                               

                                                    Симферополь 2016

                                 «Улицами города Симферополя»    

                                                Пояснительная записка

Сегодня очень актуальна проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своему родному краю, гордости за свой родной город- все это необходимо для

воспитания зрелой гармоничной личности.

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания учеников о своем городе.

2.Привлечь внимание учащихся к культурному, природному и историческому наследию города Симферополя.

  1. Показать значение города Симферополя  в жизни каждого его жителя.

Развивающие:

1.Расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своем родном городе Симферополе.

2.Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

3.Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

1.Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города.

2.Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

3.Способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своему краю.

                      Подготовительный этап:

-Ученики получают домашнее задание собрать сведения об истории своего города и изложить в форме мини-сочинения.

-Подготовить презентацию о Симферополе (по желанию).

-Найти определения «Родина», «малая Родина», «патриотизм».

-Провести анкетирование на тему «Знаю ли я свой город?»

Ожидаемые результаты- Сформировать в учащихся гордость за свой родной город Симферополь, уважение к истории России и Крыма, проявление чувства благородства, заботы о родном городе.

Оборудование: фотографии разного периода  г.Симферополя, выставка книг о городе Симферополе, аудиозаписи; карта г. Симферополя; мультимедийная установка с экраном; презентация .

                                                  План проведения мероприятия:

1.Вступительное слово учителя

2.Выступление учащихся

3.Обсуждение за круглым столом по теме «Что мы узнали нового?»

4.Подведение итогов..

Сценарий внеклассного мероприятия

                            «Улицами города Симферополя»

ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Музыка В.Баснер
Слова М. Матусовский

С чего начинается Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...

Учитель.

Известная поговорка гласит: «Человек без Родины - соловей без песни». У каждого человека есть свой родной город, город где он родился, где все ему кажется особенным и родным.

-Что для вас значит родной город?

-С чем ассоциируется у вас это слово?

-Что в вашем понимании родной город?

-Следовательно, можно сделать вывод о чем?

О том, что понятие родной город более обширное чем то, которое можно встретить в словарях и справочниках. Каждый человек привносит в него что-то свое...

-Как с понятием родной город соотносится понятие патриотизм?

-Какие определения этому слову вы можете дать?

-Как вы сами его понимаете?

(Обсуждение заданных вопросов)

Чтец.

Мой город, я твой сын и старожил

Твоя звезда везде мне с детства светит

Но я бы против правды согрешил,

Сказав что ты, прекрасней всех на свете.

Мне не забыть сияние Москвы

И величавый облик Ленинграда

Великолепье киевской листвы

И пирсов севатопольских прохлады

Я слышал, как симфонию с листа

Безмолвный зов старинных рижских башен

Прости меня- есть на земле места

Которые древней тебя и краше

А скольких я не видел городов-

Венеции, Парижа или Рима

Но ты, кружок на пестрой карте Крыма,

Свидетель мною прожитых годов

1.Ведущий.

Как много городов на просторах нашей страны, как много их, достойных самого высокого слова. Города- труженики, города-воины, города-символы… Одних ,прославили испытания тысячелетиями, других- подвиг боевых лет, третьим всенародную известность принесло легендарное  трудолюбие многих дней. В Крыму, где гордым сиянием Золотых звезд озарено мужество Севастополя и Керчи, не просто выделиться городу, если не знает он ни древних истоков, ни природной неповторимости, ни ярчайших вспышек в биографии, способных навсегда прославить его имя.

2.Ведущий

Еще ближе и роднее для каждого из нас является та местность, где ты родился, провел детство и юность, где живут и работают твои близкие, родные и друзья. Глубоким смыслом наполнены слова, сказанные великим философом Демосфеном: «Да, я живу в небольшом городе. И чтобы не сделать его  еще меньше, собираюсь в нем жить и дальше» Важно другое- здесь все родное и близкое, здесь ты уверен в себе и счастлив. Таким местом для нас с вами является наш родной город- Симферополь- «город пользы»

Сегодня , мы совершим экскурсию по улицам нашего родного города. И возможно, что после нее вы другими глазами посмотрите на свой город. Узнав его древнюю историю, в вас проснется гордость и огромный интерес к вашему городу. Мы расскажем историю Симферополя, кто им правил в разные времена, почему так названы наши улицы, какие  старинные постройки и сегодня радуют нас своим великолепием.

Историк Земли, на которых раскинул свои кварталы город, люди отмечали издавна. Здесь, 5000 лет назад устроил свою стоянку человек- эпохи палеолита- древнего каменного века. Здесь век железный собирал скифов и сарматов. Здесь шли с огнем и мечом воинственные готы и гунны. Одни археологические памятники сохранились лучше, другие хуже.  Есть в этом обширном ряду молчаливых свидетелей прошлого памятник особый- Неаполь- Скифский. — столица позднескифского государства — первого предшественника Симферополя.

1 ученик

Неаполь Скифский — археологический памятник мирового значения. Город, основанный в III веке до н. э., в течение шести веков являлся столицей позднескифского государства и был разрушен готами в III в., а затем, уже окончательно, гуннами в IV в.  Были открыты оборонительные сооружения: две башни, одна из которых служила и мавзолеем, мощная южная городская оборонительная стена, центральные ворота, жилые дома, хозяйственные постройки и многочисленные захоронения — склепы.Сегодня  к сожалению он находится в запущенном состоянии и не является туристическим объектом. Недалеко от Неаполя Скифского расположился предшественник Симферополя Ак Мечеть.

Историк«В самом городке было около трехсот домов, торговые и ремесленные лавки, мечети. Жители (крымские татары, греки, цыгане, армяне) занимались мелкой торговлей и изготовлением всевозможной домашней утвари. Но самое главное, чем отличался Ак-Мечеть от других городов Крымского ханства — это то, что здесь была резиденция калги-султана — официально объявленного наследника хана. Резиденция калги-султана находилась в Ак-Мечети.

2 ученик

Его дворец располагался в долине Салгира, на нынешней улице Воровского.Сюда, перед каждым новым походом стягивались войска со всего Крыма, чтобы совершить поход на новые земли Крыма  и России. Вскоре город стал расти и разиваться. Стояли благоустроенные дома покрытые красной черепицей. Сегодня это улицы Красноармейская,Ленина, Чехова, Кирова. Здесь же находились и соборные мечети, православные соборы и синагоги Дворец калги-султана не сохранился, а вот мечеть Кебир-Джами дожила с тех времен до наших дней. Мечеть Кебир-Джами — старейшее здание города, ул. Курчатова, 4. Мечеть была построена в 1508 г. Абдарахман-беком . Здесь совсем не было ни садов ни виноградников.Улицы были узкими, во многих домах окна выходят во двор дома. Кроме татар здесь проживали греки, русские, цыгане.Не случайно улицы называли Татарская, Турецкая, Греческая, Караимская. Другие здания и постройки старого города более позднего времени, однако, извилистые узкие улочки и сейчас сохранили колорит и планировку старой Ак-Мечети.

3 ученик

Одним из не очень заметных, но весьма любопытных осколков прошлого, является, здание бывшей Караимской кенасы на ул. Караимской, 6. На фасаде здания под советской пятиконечной звездой довольно четко различимы контуры шестиконечной звезды Давида. Здание построено в 1896 г. Как молитвенный дом караимов. При советской власти Кенасу закрыли, звезду Давида закрасили и поверх нее установили бетонную пятиконечную звезду. Город развивался -строились лавки, открывались чайные и торговые дома, мастерские. В городе было 70 улиц вымощенных камнем. В дождливую погоду по ним  невозможно было проехать и город был очень грязным. Интересно выглядело водоснабжение города. Один фонтан находился в  в районе бывшего дворца калги- султана.. Затем проложили новую ветку водопровода к фонтану на площади Фонтанная ныне площадь Ленина. В 1865 году на месте нынешнего памятника Ленину был расположен фонтан с четырьмя бассейнами. Фонтан был украшен головами львов, изо-рта которых текла вода а сверху он был  увенчан мраморной вазой. Фонтанная площадь стала общественным центром города.

4 ученик  

На углу улиц Пролетарской и Ленина стоит колоритное здание министерства архитектуры и строительной политики. Это бывшая частная гимназия Станишевской начала XX века.  Напротив — здание института последипломного педагогического образования со скульптурой учительницы с учениками. До революции здесь был Губернаторский дом . Он сооружен в строгом стиле  позднего русского классицизма в 1835 г. архитектором  И. Колодиным. Чугунный литой балкон был пристроен в конце XIX в. Это здание многое видело в своих стенах. Во время Крымской войны размещался госпиталь. В 1912 г. здесь давал прием царь-мученик Николай II.  Потом,в   смутные времена гражданской войны находились Крымские краевые правительства  и здесь же работал Бела Кун — председатель Крымского ревкома .Это под его руководством осуществлялись массовые расстрелы сдавшихся  офицеров  и солдат врангелевской армии.  

5 ученик  

30 августа 1917 года был открыт Таврический университет. По ул. Ленина, 11 находится факультет иностранной филологии ТНУ — весьма оригинальное здание необычного внешнего вида. Оно построено во второй половине XIX в. и является образцом чисто южной архитектуры — броской, яркой, со множеством мелких архитектурных форм и деталей.  До революции этот дом принадлежал Ш. В. Дувану — известному на всем юге России адвокату, который не раз избирался членом Государственной Думы России. Он происходил из известной семьи крымских караимов. А в 1905 году  рядом, по ул.Кирова,  было построено старинное здание, где ныне находится пиццерия и ряд ресторанов. Это  .дом купца Чираховапосторен в конце XIX в. Этот колоритнейший дом из белого камня со  смешением  стилей: от русско-византийского до мавританского. Главным его украшением были десять фантастических драконов на фасаде здания. Часть огромного дома купца Чирахова занимала шашлычная, лучшая в городе. Старые путеводители по Крыму рекомендовали приехавшим в Симферополь, среди ресторанов и кондитерских, посетить «губернскую» шашлычную. На фоне белокаменных  стен дома выделяется веранда с ажурным чугунным украшением в «мавританском» стиле. Она и сейчас сохранилась. Только в те времена она была открытая, не застекленная.

6 ученик  

От проспекта Кирова и до железнодорожного вокзала была построена новая часть города. В 1853-1856 г.г. в годы Крымской войны, Симферополь стал тыловым городом, куда пребывали из Севастополя раненные воины русской армии. В это время в городе  работал знаменитый хирург Николай Пирогов. Умерших воинов хоронили в районе Петровской балки.В 30 годы большевики уничтожили диаритовую доску, памятники, мемориальные ворота. Из могильных плит строили дома, дороги, баню и даже школу по ул. Караимская.В стенах  этих учреждений вмурованы  надгробия и камни могил героев первой обороны Севастополя.

7 ученик   

 Площадь Советская — одна из центральных в городе. С одной её стороны стоит Дом кино — здание оригинальной архитектуры, спроектированное в конце 30-х годов XX века. Из-за войны его строительство было завершено лишь в 50-х годах .  Рядом с ним памятник братьям Ивану (Ованесу) и Габриэлю Айвазовским (Айвазяном). Один был знаменитым на весь мир художником-маринистом, а второй — ученым-богословом и философом.  До революции этот переулок носил имя  Фабра — известного общественного деятеля Симферополя, который в середине XIX в. построил здесь на свои средства детский приют. Это нынешнее здание Министерства образования. Рядом с этим зданием установлен памятник святителю Луке — одному из крымских архиепископов, канонизированному в 1996 г. Одновременно в миру этот человек был известен как В.  Ф. Войно-Ясенецкий  — доктор медицинских наук, известный хирург. Три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок — и Сталинская премия за монографию «Очерки гнойной хирургии». Всю премию он отдал на помощь сиротам — жертвам войны. В Симферополе, где Владыка жил с 1946 г., его боготворили. Уже ослепнув, он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, публиковал новые медицинские работы и, одновременно, служил Богу, много сил отдавал восстановлению крымских храмов. Когда он умер, то провожать его в последний путь вышел, казалось, весь город.

8 ученик .

Улица Р. Люксембург раньше носила название Александро-Невская, потому что здесь располагался собор во имя Св. князя Александра Невского — первый в Крыму кафедральный православный собор. Начали строительство ещё в 1804 г.. Собор прослужил городу 100 лет. Его лучшим украшением являлся богатый иконостас.  В сентябре 1930 г. Под лозунгом «Религия — опиум для народа» кафедральный Александро-Невский собор был взорван по приказу большевиков. Сегодня  идет возрождение христианской святыни. Напротив строящегося собора стоит знаменитый Долгоруковский обелиск. Этот монумент из крымского диорита сооружен в 1842 г. в честь князя Долгорукова, армия которого в 1771 г. во время русско-турецкой войны овладела Крымом. Там, где стояла палатка В. М. Долгорукова и установлен этот обелиск. За одержанные победы В. М. Долгоруков получил к фамилии приставку «Крымский», орден св. Георгия первой степени

9 ученик .

 Улица Горького раньше называлась Дворянская. Из названия понятно, для кого она предназначалась. Здесь расположено  Здание Крымского управления Национального банка Построено в 1913 г. по проекту архитектора Н. П. Краснова.  Оно украшено целым рядом архитектурных деталей. На однотонном фасаде великолепно смотрится филигранная резьба по камню в виде различных орнаментов. Так как здание возводилось к 300-летию дома Романовых, оно было украшено двуглавыми орлами и царскими коронами. Как водится, после революции на место орлов поставили серпы и молоты. Потом убрали и их. А короны каким-то чудом уцелели. Они и сейчас на месте. Сейчас здесь  размещается государственный банк.Дальше по ул. Горького находится  библиотека им. И. Франко. Это бывшее Дворянское собрание Симферополя. Оно построено в 1848 г. Здесь собирались городские дворяне и имелись комнаты отдыха, библиотека, бильярдная, гостиница. В период Крымской войны 1853-1856 гг. в здании Дворянского собрания размещался госпиталь. Здесь раненым оказывали помощь первые сестры милосердия, работал великий русский хирург И. И. Пирогов.

10 ученик

 Имя Пушкина улица получила в 1899 г. — к столетнему юбилею поэта. Самое заметное здание на улице — драматический театр им. М. Горького. Построено в 1911 г. по проекту архитектора А. Н. Бекетова в стиле позднего модерна.  На фасаде здания установлены бюсты  П. И. Чайковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Фронтон здания украшен скульптурными композициями в виде Атлантид.. 

Историк  «Выразительные нимфы и менады, грифоны и сатиры, наяды и кариатиды, драконы и купидоны, дриады и атланты — бесстрастно глядят вдаль,  приветливо улыбаясь и выполняя почти непосильную работу: стоя в неудобной позе, напрягши до предела мышцы, день и ночь, из года в год держат тяжеленную арку или балкон на руках, спине, а то и прямо на голове». Так писал один наблюдательный горожанин,  подняв глаза на фасад театра. 

11 ученик    

На сцене театра выступали выдающиеся актеры —Качалов, Ф. Раневская , Царев. Здесь работал  Дунаевский, писал пьесы  Тренев. Рядом с театром в 1967 г. установлен памятник А. С. Пушкину. Поэт изображен совсем молодым, каким он был при посещении Симферополя в 1820 г.  На углу улиц Пушкина и К. Маркса находится замечательно отреставрированное здание. В конце XIX в. это был один из самых красивых домов центра города — т. н. «Дом купца  Семерджиева» Первый этаж занимал роскошный магазин. Ныне здесь все также располагаются магазины и казино. Даже великолепные архитектурные детали этого шикарного дома остались неизменны.

 Учитель

Город рос и преображался Его площади становились шире, открывались вузы и техникумы, работали предприятия. Город –это не просто кружок на карте. Это своя история. Все, кто двигался по этим дорогам, оставили свой отпечаток и унесли образ Симферополя с собой в сердце. Хочется верить, что все, кто заботятся о своем городе будут в нем счастливы всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование по теме "Улицы города расскажут вам"

Материал исследования по теме "Улицы города расскажут вам "  рассказывает об истории  возникновения названий улиц старого района города БалаковоИсследование провели ученики 6 класса ....

Обобщающий урок по темам " Улицы города" и " Где и как живут люди"

методическая разработка урока для 5 класса....

Улицы города. Какие они?

Урок проведён по учебнику И. Л. Бим "Немецкий язык. Первые шаги".  Цель урока: учить учащихся употреблять лексику по теме "Улицы города". На уроке применяются различные виды работы: речевая заряд...

Классный час "Их именами названы улицы города"

Данный материал знакомит детей с историей города Омска, которому в 2016 году исполнится300 лет. В своей работе мы подобрали материал о людах, имена которых носят улицы нашего города. Жизнь и деятельно...

Дополнение к проекту "Их именами названы улицы города"

Дополнеие к проекту "Их именами названы улицы города."Есле в предыдущем роекте собран наглядно-дидактический материал, то в этой статье опубликована разработка  методики проведения классного часа...

Проектная работа учащихся 8-А класса МБОУ "СОШ №27"города Симферополя в рамках патриотического проекта "Имя героя - школе!"

«Тот, кто ни разу не покидал самолет, откуда города и села кажутся игрушечными, кто ни разу не испытывал радости и страха свободного падения, свист в ушах, струю ветра, бьющего в грудь, тот никогда не...