Золотой век Екатерины
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Лоскутова Елена Александровна

Новый материал изучается   через просмотр видеофильма DVD - фильм «Российская империя – Проект Л.Парфёнова, том 1, диск X. Екатерина II (прокатное удостоверение № 8674362 от 05.08.2003. Урок разработан в технологии критического мышления. После просмотра учащиеся осмысливают изученное с помощью различных приёмов и  рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История

Тема: «Золотой век  Екатерины»

10 класс. Урок

Разработал:

Лоскутова Елена Александровна,

учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №66 р.п.Бердяуш, Саткинского муниципального района Челябинской области, высшая категория.

Используемый учебник: Сахаров А.Н., Боханов А.Н.История России с древнейших времён до конца 19 века, 10 класс, в 2-х ч., 2010 г.

Оборудование для урока

Цель: раскрыть суть внутренней политики Екатерины II как просвещенного монарха

 Метод: технология развития критического мышления

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

 Ход урока:

1 .Оргмомент: учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

2. Заполнение таблицы,  её части ЗНАЮ и ХОЧУ ЗНАТЬ

3. Просмотр видеофильма и заполнение части таблицы УЗНАЛ

4. Закрепление (работа с текстом по группам по технологии «Зигзаг»

5. Рефлексия

Учитель зачитывает высказывание: «Вокруг имени … существует несколько весьма плоских штампов. Один из них — то, что она крепостница. Другой — что это была просвещенная государыня, этакая умная дама на троне, которая переписывалась с Вольтером и Дидро, писала книги и царствовала весьма интеллигентно. Третий, самый отвратительный и вульгарный штамп — ее сугубо личная жизнь. Но эта сторона ее жизни — сторона частная, поэтому уделять ей особое внимание нет никаких оснований, несмотря на то, что в наш век стало появляться много литературы соответствующего сорта.

В.О.Ключевский

О ком идёт речь?

 Правление Екатерины является темой сегодняшнего урока.

Записывается тема урока и сообщаются задачи урока, а также вид деятельности (заполнение таблицы)

ЗНАЮ

Хочу знать

Узнал

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний.

Новый материал изучается   через просмотр видеофильма DVD - фильм «Российская империя – Проект Л.Парфёнова, том 1, диск X. Екатерина II (прокатное удостоверение № 8674362 от 05.08.2003

После обсуждения фильма  учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». 

Закрепление.

Учащиеся получают текст, который разбит на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков совпадает с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Каждый член группы работает со своим отрывком, анализирует его и в доступной форме передаёт информацию другому по цепочке или зигзагу. В итоге у каждого должен сложиться смысл полного текста

 Может быть использован текст: Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С.292-293; с.288-289

Рефлексия: составить «паспорт» Екатерины - обобщенную характеристику личности Екатерины II по плану:

  1. Годы и место рождения
  2. Профессия
  3. Увлечения
  4. Статус
  5. Отношения с различными группами населения
  6. Заслуги и достижения
  7. Резюме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Золотой век" Екатерины Второй

Урок повторения и обобщения. Построен на работе с историческими источниками...

Тест по истории России "Золотой век Екатерины II"

Тест по истории России по теме: "Золотой век Екатерины II" выполнен презентацией на 8 слайдах с ответами. Этот тест можно провести с учащимися 7 класса, после прохождения темы: "Россия во второй полов...

"Золотой век" Екатерины II

Методическая разработка урока истории с использованием ЭОР....

"Золотой век" Екатерины II

Развёрнутый конспект урока истории с использованием ЭОР....

"Золотой век" Екатерины II

Самоанализ открытого урока истории с использованием ЭОР...

Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".

Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...