Урок "Золотой век" Екатерины Второй
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Урок повторения и обобщения. Построен на работе с историческими источниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_i_obobshcheniya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторения и обобщения. «Золотой век» Екатерины II.

Учебная задача: противоречивость правления Екатерины.

Учебные цели:

  1. расширить знания учащихся об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины через изучение документов данной эпохи;
  2. актуализация знаний по темам : «просвещение» и «просвещённый абсолютизм»;
  3. показать специфику российского Просвещения;
  4. привлечь внимание учащихся к проблеме крепостного права;
  5. показать особенности и основные направления внешней политики;
  6. дать общую оценку правления Екатерины через различные точки зрения современников и историков.
  7. сформировать у учащихся умения и навыки работы с историческими источниками

План

 

  1. Личность Екатерины II.
  2. Просветительская деятельность, «просвещённый абсолютизм».
  3. Изменения в системе управления
  4. Жалованные грамоты городам и дворянству.
  5. Указы Екатерины о закрепощении крестьян.
  6. Внешняя политика.
  7. Заключение.

1. Личность Екатерины

Данный вопрос рассматривается в ходе фронтальной беседы. Учащиеся отвечают на вопросы: каково происхождение Екатерин Великой? как она попала в Россию? как пришла к власти?

2.Просветительская деятельность, «просвещённый абсолютизм».

Учащиеся объясняют понятия «просвещение», «просвещённый абсолютизм»

и работают с документом:

Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии

- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы подвержены были тем же законам

- Вольность есть право всё то делать, что законами дозволяют

- Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями

- Есть различия между содержанием под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому бесчестью

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живёт под защитой законов

- Человек не можно почитать виноватым прежде приговора судейского

- Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан

- Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинами, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространялось между людьми.

Вопросы

Какие идеи просветителей нашли своё отражение в Наказе? Что такое «просвещённый абсолютизм?

3. Изменения в системе управления

Учащиеся должны сравнить систему управления при Петре I , в эпоху дворцовых переворотов и при Екатерине II. Ответить на вопрос: в чём причины подобных изменений?

4. Жалованные грамоты

Работа учащихся с документами.

Жалованная грамота дворянству

«А. о личных преимуществах дворянству

1.Дворянское название есть следствие, истекающее от количества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того исстари, ныне, да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно…

6. Преступления, основания дворянского достоинства, разрушающие и противные суть следующие: 1. Нарушение клятвы, 2. Измена  4. Разбой, 5. Лживые поступки, 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание, 7. Буде доказано будет, что других уговаривал, или научал подобные преступления учинить…

8. Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.

9. Без суда да не лишится благородный жизни.

10. Без суда да не лишится благородный имения.

11. Без суда да не лишится благородный чести

12. Да не судится благородный, окромя своими равными.

13. Телесное наказание да не коснётся до благородного…

17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…

Б. О собрании дворян.

39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Из Жалованной грамоты городам (1785 год)

18. Городу дозволяется, где удобно, на городских землях завести, построить и содержать мучные, или пильные, или иные водяные и ветряные мельницы.

19. На городской земле по дорогам дозволяется городу построить и содержать и в наём отдавать харчевни, корчмы, или герберги, или трактиры.

20. Мещанам отдаётся на волю в городе иметь или строить, или чинить для хранения или продажи товаров гостиный двор. или иметь по домам лавки и амбары для продажи и поклажи товаров.

24. Уездным жителям да будет свободно и безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить, и потребное для них из города вывозить беспрепятственно.

26. В городе учредить ежегодно одну ярманку или более.

30. городские обыватели собираются по приказанию и дозволению генерал-губернатора, или губернатора, как дозволенных городским обывателем выборов, так и для выслушивания предложений генерал-губернатора, или губернатора всякие три года в зимние время.

49. Обществу градскому запрещается избирать для тех должностей, кои, по силе Учреждений, выбором наполняются, мещанина, который в том городе не имеет капитал, с которого проценты ниже 50 рублей, и который моложе 25 лет.

Вопросы и задания к документам:

Чем объясняется в документе необходимость и заслуженность особого положения дворянства? Справедливо ли было такое положение? Что о справедливости такого положения дел говорится в документе? Кто и за какие нарушения мог лишить дворянина привилегированного статуса?

Какие положения Жалованной грамоты городам были направлены на развитие капиталистических отношений в экономике? Кто имел право избирать и быть избранным в органы городского управления? Почему не все горожане имели такое право? В чём эти документы соответствуют идеологии Просвещения?

После анализа этого документа учащиеся делают выводы, выполняя задание:

  1. Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине II. Выделите общее и особенное.
  2. Сравните положение горожан при Петре I  и Екатерине II. Выделите общее и особенное.

5. Указы о закрепощении крестьянства

Работа с учащихся с документами.

Из записок императрицы Екатерины II

Предрасположение к деспотизму прививается с раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменья; чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне, стали догадываться, что эти  вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев.

Вот удобный способ: постановить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки её новым владельцем, а в течение сотни лет все или по крайней мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.

Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков.

«…Дабы никто Е. И. В. в собственные руки мимо учреждённых на то правительств и определённых особо для того персон, челобитен подавать отнюдь не отважился, под опасением предписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелиться высочайшую Е. И. В. особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежнее жилище; а за третье преступление с наказанием публично

плетьми ссылать вечно в Нерчинск».

Из указа 1763 г.

… Ежели впредь последует какая от крестьян помещикам непокорность, и посланы будут воинские команды, то сверх подлежащего по указам за вины их наказания, дабы чувствительнее то им было, высказать с них и причинённые по причине их непослушания казённые убытки, дабы другие, боясь сего, к тем ослушникам не приставали…ение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, оного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелиться высочайшую Е. од опасением предп

Из указа 1765 г.

…Буде кто из помещиков людей своих по предерзостному состоянию заслуживающих справедливое наказание, отдавать пожелает в каторжную работу, таковых принимать и употреблять на толикое время, на сколько помещики их похотят.

Вопросы и задания к документам

Определите, как Екатерина II относилась к крепостному праву. Как она собиралась освобождать крестьян? Сравните её взгляды с реальной политикой в крестьянском вопросе. Какие можно сделать выводы?

После анализа документов учащиеся делают выводы, выполняя задание.

Сравните положение крепостных крестьян при Петре I  и  при Екатерине II: что общего и в чём особенности?

6. Внешняя политика Екатерины II

Работа учащихся со схемой:

 

Каковы результаты внешней политики Екатерины II? Можно ли назвать Екатерину II продолжательницей политики Петра I?

  1. Значение Эпохи правления Екатерины Великой (заключение)

Учащимся предлагаются для обсуждения два мнения по данному вопросу.

  1. Эпоху правления Екатерины историки оценивают как период «просвещённого абсолютизма», когда началась либерализация страны, разрабатывались конституционные проекты, группа сословий была освобождена от обязательной службы государству. Внешняя политика отвечала национальным интересам России.
  2. Эпоха Екатерины не имеет ничего общего с либеральной политикой. Весь её либерализм имел лишь выставочный, фасадный характер и был лишь предназначен для европейских политиков. Бесконечные войны поставили страну на грань финансового банкротства и подготовили Россию к роли «жандарма Европы».

В ходе урока учащиеся должны прийти к выводу: эпоха Екатерины противоречива. Её либерализм касался лишь дворянства и верхушки городского населения, а положение крепостного населения ухудшилось. Это был компромисс между просвещённой императрицей и русским дворянством, вызванный незаконным приходом её к власти. Но показной либерализм екатерининской эпохи содействовал воспитанию общества и, прежде всего дворянства в духе гуманизма и европейских ценностей. Внешняя политика Екатерины отвечала национальным интересам и была успешной, фактически Россия окончательно подтвердила  свой статус великой державы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Формирование универсальных познавательных учебных действий по музыке во втором классе государственных стандартах второго поколения.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели .Учитель привить ученикам новые умения. Во – первых , это универсальные учебные действия, которые составляют основу умения уч...

Урок "Решение неравенств второй степени и степени выше второй" 9 класс

Обобщающий урок в 9 классе, посвященный систематизации знаний и совершенствованию навыков решения неравенств с использованием свойств  квадратичной функции и методом интервалов. После выполнения ...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Урок по французскому языку по теме: Les saisons. Le temps. Времена года. Погода. (6 класс, второй иностранный язык, второй год обучения)

Тема: Времена года. Погода. Les saisons. Le temps.Цель: образовательная: активизировать и автоматизировать изученные лексические единицы, тренировать их употребление в речи, тренировать навыки аудиров...