Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Пинюгина Зоя Иннокентьевна

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.

Цели урока:  помочь осознать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, что именно русский народ стал главным заложником противоборства разных политических сил и направлений.

Задачи урока:

1) образовательная:

а) проанализировать сущность «белого» и «красного» террора

б) проанализировать события Гражданской войны как поворотного события, определившего дальнейший ход развития России и решить проблему отсутствия победителей и побеждённых в войне

2) развивающая:

а) развивать способность анализировать информацию, структурировать, сохранять и передавать ее, исследовать различные точки зрения на изучаемые события, определять собственную позицию по отношению к исследуемой проблеме

б) развивать навыки сотрудничества с учащимися и учителем при решении учебной проблемы, навыки обмена информацией

3) воспитывающая:

а) формирование интереса к истории, своему прошлому;

б) формирование активной гражданской позиции;

Оборудование урока: пакеты с документами, фломастеры, листы бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._grazhdanskaya_voyna.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.

Цели урока:  помочь осознать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, что именно русский народ стал главным заложником противоборства разных политических сил и направлений.

Задачи урока:

1) образовательная:

а) проанализировать сущность «белого» и «красного» террора

б) проанализировать события Гражданской войны как поворотного события, определившего дальнейший ход развития России и решить проблему отсутствия победителей и побеждённых в войне

2) развивающая: 

а) развивать способность анализировать информацию, структурировать, сохранять и передавать ее, исследовать различные точки зрения на изучаемые события, определять собственную позицию по отношению к исследуемой проблеме

б) развивать навыки сотрудничества с учащимися и учителем при решении учебной проблемы, навыки обмена информацией

3) воспитывающая:

а) формирование интереса к истории, своему прошлому;

б) формирование активной гражданской позиции;

Оборудование урока: пакеты с документами, фломастеры, листы бумаги

        Ход урока:

1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя на восприятие темы урока. Звучит песня Игоря Талькова «Россия»

2.Актуализация. Слово учителя. Россия, родина моя, сколько раз тебе приходилось страдать. Сколько внешних врагов покушалось на твою самостоятельность , сколько раз ты отбивалась от них  и с честью выигрывала эти поединки. И настало  время, когда твой собственный народ породил величайшую трагедию, принявшую самые крайние формы. Она принесла с собой взаимную жестокость, кровь, разруху, злобу, террор. Имя этой трагедии - Гражданская война. В Забайкалье противоборство было ожесточённым По неуточнённым данным война унесла 12 тысяч человек. Наша Малая родина истекла, захлебнулась кровью и горючими слезами женщин, детей, стариков…

3.Постановка проблемы.

Любая война имеет итог, победителей и побеждённых. Были ли победители в Гражданской войне?

4.Работа в группах.(1группа изучает программу белого движения, 2 группа изучает программу «красных», 3группа самостоятельно формулирует предположение о том, почему появились «зелёные», причины их недовольства политикой  белых и красных )

Представление группами своей работы.

Каждая группа анализирует позицию разных сторон в Гражданской войне.

-Каковы были последствия того, что  граждане одного государства пошли за разными силами, отстаивая свои интересы?

5.Работа в группах. Изучение фактов «белого» и «красного» террора в Забайкалье.

Задание: дать оценку методам достижения целей белыми и красными

1группа

В.Карабанов. Маккавеевская Голгофа. Застенок глазами очевидцев.

«В Маккавеево разместился карательный отряд в составе 1-й и 2-й батарей особого Маньчжурского полка, который пришел в село в августе 1918 года. Каратели разместились по квартирам, заняли маленькую школу под казарму, в доме купца Китаевича расположился «полевой суд» в составе командира отряда немца полковника Тирбоха, командира 1-й батареи полковника Кострова, полковника Попова и поручика Москалёва, который, пожалуй, был самый жестокий, и других. На станции, в зале первого класса поместилась гауптвахта «Губа», управляемая комендантом станции немцем-капитаном Грант. Из Читы и других мест Забайкалья почти ежедневно приходили броневики под страшными названиями “Мститель”, “Храбрый”, “Спрaведливый”, “Истребитель”, “Грозный”, которые доставляли и выбрасывали связанный живой «груз» для «мясорубки». В пакгаузе, в так называемом «Мертвом тупике» пороли плетьми и шомполами наиболее легко заподозренных. Избитых до бессознания, полураздетых, связанных веревками или проволокой людей наваливали десятками на телеги, а зимой – на сани и везли за три километра в село на «суд». Суд был скорый: вечно пьяный полковник Попов подписывал не читая приговор и начинала работать «мясорубка» - так прозвали маккавеевцы баню во дворе дома Китaевича, из которой каждый день неслись нечеловеческие крики, изредка кончавшиеся выстрелами. Что делали там палачи, до кaких пределов исступленного безумия доходили – почти никто не видел, но по утрам наряженные крестьянские подводы вывозили оттуда не трупы, а крошево из отдельных кусков человечины, часто с полосами копоти от свечей или покрытые громадными пузырями ожогов. Иногда такие куски жгли в топке печи и по селу плыл чад горелого мяса. Из бани был один выход для попавшихся туда – в прорубь или на костер в лесу» 

2 группа

Газета «Русский Восток» О расправах в Курунзулае. Апрель 1919г.

«По дополнительным сведениям, полученным из станицы Курунзулай, большевиками в этой станице совершены неописуемые зверства. Из четырёх захваченных красными офицеров один успел застрелиться, а трое были подвергнуты пыткам, жестокость которых превосходит всякое воображение: офицерам раздавливали половые органы, срезали с плеч кожу вместе с мясом, резали пальцы, носы и уши. У одного из погибших прапорщика Семёнова, содрана со всей спины кожа. Казаков, отказавшихся присоединиться к красным, изверги заперли, раздев догола, в горячую баню и обливали кипятком, а потом уже добили.»

6. Просмотр видеофрагмента «Нестор Махно. Золотой миф»

Задание : определить методы достижения целей «зелёными».

7. Задание классу: написать короткое обращение к участникам Гражданской войны

8.Обращение к поэзии М. Цветаевой.

Все рядком лежат —
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белый стал:
Смерть побелила.

Возвращаемся к проблеме урока.

Кто победитель в Гражданской войне?

9. Рефлексия. Гражданская война- это…(продолжить)

10. Инструктаж по д.з. Выполнить задание «История в лицах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Гражданская война в России"

На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....

Урок истории в 9 классе "Гражданская война в России"

Тема урока: итоговый урок по теме «Гражданская война в России»Основная цель: систематизировать изученный материал по изученной темеОсновные понятия; гражданская война, иностранная интервенция, «...

Повторительно-обобщающий урок на тему "Гражданская война в России"

Повторительно-обобщающий урок игра на тему "Гражданская война в России" подойдет как для 9-х, так и для 11-х классов. Изначально класс делится на две группы, в которых ребята, примеряя на себя разные ...

Повторно-обобщающий урок по истории в 11 классе «Гражданская война в России (1918 – 1920)»

Целью даннного урока является расширение знания о самой трагической странице в истории нашего народа и закрепление заний, полученных на уроках истории по теме "Гражданская война"....

Урок по истории отечества ."Гражданская война в России" ,10 класс

Урок по истории отечества ,  10 класс. План проведения урока....

Конспект урока по истории 9 класс «Гражданская война в России»

Цель урока: сформировать представление о Гражданской войне как величайшей трагедии народа; раскрыть причины Гражданской войны и ее основные этапы; раскрыть цели и политическую программу Белого движен...

урок по истории «Трагедия гражданской войны в России как общенациональная катастрофа»

В любом конфликте, войне, борьбе обязательно есть победители и побежденные. В гражданской войне в России тоже есть победители- это ? -  красные(большевики) и проигравшие  ? -белые....