статья "Исторические игры-путь мотивации учащихся 5 классов"
статья по истории (5 класс) на тему

Игра-соревнование для школьников 5 класса для закрепления и обобщения материала по наследи. древнего мира в Петербурге. На игровом поле ученики могут выбрать вопросы по 4 темам: Египетские мотивы, Китайские мотивы, Львинная тема и античные герои в скульптуре города. Игра проходит динамично и  весело. За 45 минут . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 244  Кировского района Санкт-Петербурга

«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».

Исторические игры- путь мотивация школьников 5 класса

«Наследие древнего мира на берегах Невы»

(игра - соревнование для школьников 5 классов)

                                                                                     Автор-составитель:

                                                             учитель истории ГБОУ Лицей 244

                                                                Орел Елена Анатольевна

           

                                                         

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка.

Цели игры:

Показать Петербург как уникальный город, впитавший в себя наследие различных культур и эпох.

Создать условия для духовного воспитания школьников на примере историко-культурного наследия Петербурга, их нравственности, гражданственности и патриотизма.

  Задачи игры:

1.Сформировать знания о Петербурге  как центре отечественной и мировой культуры.

2.Сформировать познавательный интерес к городу, исследовательские умения и навыки в процессе работы .

3.Стимулировать творческие способности учащихся.

4.Развивать эстетические чувства школьников, формировать чувство гордости за красоту города, его уникальность, бережное отношение к его ценностям.

5. Развивать рефлексивные умения учащихся: оценка результатов своей деятельности, оценка своих достижений.

6. Развивать толерантность, уважение к иным культурам.

Учащийся имеет представление о :

Петербурге как уникальном городе - музее под открытым небом,  его неисчерпаемом культурном потенциале; людях, внесших вклад в культурное наследие города, страны, мира ;

взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

необходимости бережного отношения к петербургскому наследию

Он умеет:

анализировать различные памятники культурного наследия,

формулировать и доказывать свою точку зрения.

В результате у учащихся формируются умения, навыки, нравственные качества, необходимые для дальнейшего самостоятельного изучения Петербурга.

Особенности реализации воспитательного мероприятия

1.Задания игры должны быть посильны и интересны пятиклассникам, усложняться в зависимости от баллов. Музыкальные фрагменты усиливают эмоциональное воздействие. Предлагаю вставить и видеофрагменты.

2. Игру можно проводить как между учениками одного класса (по командам), так и командное соревнование между классами. Ведущими и судейской коллегией приглашаются старшеклассники. Необходимо очень серьезно и внимательно их подготовить к игре, чтобы они могли добавить по ходу игры интересные факты, комментировать ответы пятиклассников.

В ходе игры жюри  ведет подсчет набранных баллов, периодически сообщая результаты командам.

3.На слайде 2 находится игровое поле, на котором помещены вопросы по четырем темам курса программы: "Наследие Древнего Египта в Петербурге", "Тема Древнего Востока", "Китайские мотивы", "Герои античных мифов на улицах города".

 Участники игры выбираю вопросы по своему желанию, указывают тему и степень сложности задания. После того как ученик ответил на вопрос, на экране показывается правильный ответ и гиперсылка вновь возвращает нас к игровому полю.

Праздник проводится  в классном помещении ГБОУ  Лицея 244 (продолжительность 30 мин.)

5. Подготовка мероприятия.

Беседы о культурном наследии Петербурга, пешеходные  образовательные  маршруты по городскому пространству, экскурсии в музеи города , выбор представителей команды, оформлении помещения, подготовка судей-старшеклассников.

6. Необходимое оборудование компьютер, проектор, экран, колонки

Ход игры

«Санкт-Петербург-наследник древних цивилизаций»

На слайде 2 находится игровое поле, на котором помещены вопросы по четырем темам : "Наследие Древнего Египта в Петербурге", "Тема Древнего Востока", "Китайские мотивы", "Герои античных мифов на улицах города". Участники игры выбирают по своему желанию  тему и степень сложности задания.

После того как участник команды ответил на вопрос, на экране показывается правильный ответ и гиперсылка вновь возвращает нас к игровому полю.

Жюри дает комментарии к ответам, дополняет их яркими фактами.

Блок  «Египетская  тема в Петербурге»

Слайд 3

  • Свидетели бессчетных поколений,
  • Немые полулюди, полульвы,
  • Они лежат у ледяных ступеней
  • Перед пустыней скованной Невы.

 О ком написал эти строки Всеволод  Рождественский?

Слайд 4

Ответ : В 1832 году в Петербург были доставлены подлинные египетские сфинксы. Они украсили набережную у Академии Художеств.

Сфинксам более 3,5 тысяч лет.

Слайд 5

Где можно  увидеть  самого  маленького  сфинкса Петербурга?

Слайд 6

Ответ: он украшает шлем Афины ,сидящей на аттике  Российской национальной библиотеки

Слайд 7

Эти сфинксы пугали путников в начале 19 века. Где их можно увидеть сейчас?

Слайд 8

Ответ:

Созданные в 1809 г. на дороге в Царское Село  (недалеко от Пулковских высот ) , сфинксы пугали своим непривычным видом путников, за что фонтан   назвали «фонтаном ведьм».

Слайд 9

До начала 20 века этот мост выглядел  очень нарядным, ажурным, легким. Он был цепным.

Но в 1905 году он рухнул и его перестроили.

Какие детали отделки моста сохранились до нашего времени?

Слайд 10

Ответ: это Египетский мост через Фонтанку.

Сохранили четырех сфинксов с золотыми головными уборами. Автор-скульптор  Соколов.

Слайд 11

Древние  египтяне украшали храмы

 прекрасными рельефами.

Где можно увидеть богиню Маат-богиню Правды  в нашем городе?

Слайд 12

При въезде в  Царское Село в 1830 году были построены Египетские ворота , украшенные барельефами  с египетскими мотивами.

Слайд 13

Где в Петербурге можно увидеть эти египетские мотивы?

Слайд 14

Ответ: На Захарьевской улице есть доходный  дом, украшенный египетскими  мотивами. Поэтому его часто называют «Египетский дом».

Блок «Наследие  Древнего  Востока»

Слайд 15

Где в пригороде Петербурга появились первые

львы-стражи?

Слайд 16

Ответ: бронзовые фигуры львов появились у Львиного каскада  в  Нижнем парке Петергофа

в начале 19 века.

Слайд 17

Лев, по представлению жителей Персии и Ассирии,-символ власти великого правителя и мощи государства.

Какие львы Петербурга рассказывают о величии российских императоров?

Слайд 18

В 1832 г. пара  могучих львов украсила  Дворцовую пристань. Решение

украсить пристань фигурами львов принимал сам император Николай I.

Слайд 19

Два  бронзовых грифона – стража смотрят на Неву. Какую набережную они охраняют?

Слайд 20

Сказочная и загадочная набережная у Академии Художеств  защищается этими крылатыми львами-грифонами.

Слайд 21

«Грифоны вновь займут свои места,

В зубах сжимая кованые цепи,

И станут ждать влюбленных у моста,

Чтоб их поднять туда, где звезды светят» .

О каких  грифонах  написал  эти  строки  поэт?

Слайд 22

Ответ:

Эти фантастические грифоны держат в пастях цепи Банковского моста через канал Грибоедова. Они охраняли богатства  банка, стоящего рядом.

Слайд 23

Этот сказочный лев будто слеплен из снега! Какой дворец он стережет?

Слайд  24

Ответ: на Елагином острове, у парадной лестнице    Елагина дворца живут эти сторожевые львы.

Слайд 25

Катастрофическое наводнение пришло в Петербург  в 1824 году. Его описал А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник».  Какие  каменные львы города стали героями поэмы?

Слайд 26

Ответ: это мраморные львы на Адмиралтейском проспекте. На них сидел герой поэмы Евгений , спасаясь от волн Невы.

Блок «Китайские  мотивы»

Слайд 27

Где в нашем городе живут разноцветные дракончики?

Слайд 28

Ответ: в 2003 году на Литейном проспекте был создан Сад Дружбы-подарок Китая Петербургу к 300-летию.       Стена 9 драконов украшает сад.

Слайд 29

Драконы могут быть и повелителями воды.

 Где живут эти нарядные  дракончики?

Слайд 30

Ответ: в Петергофском Нижнем парке на Шахматном каскаде деревянные драконы появились еще в 18 веке. В 1875 году их отлили из металла.

После Отечественной войны фигуры были восстановлены.

Слайд 31

Увлечение китайской культурой в 18 веке привело к созданию фантастических построек в китайском стиле в загородном императорском парке.

Назовите постройку-подражание этой пагоде.

Слайд 32

Ответ:

Большой каприз в Царском Селе похож на китайскую пагоду 16 века

Слайд 33

Чтобы полюбоваться на китайские домики с загнутыми вверх крышами не надо ехать в далекий Китай. Они стоят совсем недалеко, в одном из пригородов.

Вспомни , где можно увидеть это чудо.

Слайд34

Ответ:

Конечно это Китайская деревня в Царском Селе.

Построена она была в царствование Екатерины II , когда все «восточное» было модным.

Слайд35

«Из города Гирина в Манчжурии…»Эту надпись мы прочтем на пьедестале памятников , привезенных из Китая.

Кого изображают фигуры?

Слайд36

Ответ: Это фантастические герои китайских мифов-  Ши-цза . В 1907 году на Петровской набережной  они были установлены , а привезли их из города Гирина в Китае.

Слайд37

Драконы, роспись по шелку, лакированная мебель- китайские мотивы украсили один из императорских дворцов.

Слайд38

Китайский дворец был построен как летняя резиденция для императрицы Екатерины II. Название "Китайский" дворец получил по отделки в духе китайского искусства четырех комнат.

Блок «Герои греческих мифов на улицах города»

Слайд39

По представлению древних греков титан Атлант держит небо.

 А где в Петербурге можно увидеть атлантов?

Слайд 40

Ответ: самые известные атланты украшают вход в Новый Эрмитаж.

Слайд 41

Бог морей Посейдон ( римский Нептун) встречается и на улицах нашего города. Какие здания украшает его фигура?

Слайд 42

Ответ: здание Биржи и  Адмиралтейство

Слайд 43

Одно из самых заметных зданий на Невском проспекте- фирменный магазин купцов Елисеевых.

Фигура какого греческого бога украшает его?

Какие символы имело божество?

слайд 44

Ответ: бог торговли, покровитель путешественников и вестник богов Гермес в крылатой шапочке и сандалиях , с жезлом –кадуцием в руке.

слайд 45

Любимая греками Афина – частая гостья на улицах Петербурга.

Один из ее символов- загадочный сфинкс. Какое здание на пл. Искусств украшает ее фигура?

слайд 46

Ответ:

это здание Российского Этнографического музея. На шлеме богини можно увидеть сфинкса-символ мудрости богини.

слайд 47

В Кировском районе находится уникальный исторический объект. Он украшен колесницей.

Какая богиня правит конями?

Слайд48

Ответ:

Нарвские ворота возведены в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

Богиня Нике- богиня победы украшает их.

Слайд49

Эта маска Медузы Горгоны нам не страшна. Ее можно увидеть в убранстве нашего города.

Вопросы:

Почему ее боялись герои мифов?

Какие решетки украшены ее изображением?

Слайд 50

Взгляд  ее превращал в камень любого.

 Щиты с ее маской украшают решетки Летнего сада и Михайловского замка.

Слайд 51

В нашем городе есть современный памятник этому любимому греками герою, не побоявшемуся спорить с Зевсом.

Назовите его.

Слайд52

Ответ :

Памятник  Прометею, давшему людям огонь, расположен у кинотеатра на

пр. Просвещения.

 Затем слово предоставляется членам жюри для подведения итогов и вручения призов.

Использованные ресурсы

Все музеи.  Каталог –справочник Санкт - Петербурга. СПб., 2005.

«Малые» музеи Санкт –Петербурга. СПб., 2005.

Школа и музей: новое образовательное пространство. Программа. СПб., 2001.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Аст-пресс книга, 2004.

Искусство. Энциклопедия для детей. Т.7, ч.1-2.М.: Аванта +, 2005.

Демиденко Ю.Б.Музеи Санкт –Петербурга. СПб., 1994.

Ермолаева Л.К., Георгиева Н.Г. От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы. СПб., 1997.

Петербург в русской поэзии. Сост.М.В.Отрадин., Л., 1988.

Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

Канн П.Я. Прогулки по Санкт - Петербургу. СПб.,1994.

Курбатов В. Петербург. Художественно –исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. СПб., 1993.

Раков Ю. Античные стражи Петербурга. СПб., 1996.

http://www.spb-guide.ru/page_13107.htm

http://www.etoretro.ru/pic13048.htm

http://tarbutcellcom.zahav.ru/cellcom/literature/photo.php?view=1801

http://www.peterburg.biz/palaces.html

http://www.hellopiter.ru/Interactive_map.html

http://www.ilovepetersburg.ru/gallery

http://www.mirpeterburga.ru/online/history/

http://walkspb.ru/

Авторские фотографии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...

Педагогический проект " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"

   В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования  как формы преподавания:      -сочетающей в себе такие важные виды работы ...

Презентация педагогического проекта " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"(отрывки)

   В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования  как формы преподавания:      -сочетающей в себе такие важные виды работы ...

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение челове...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...