Статья, посвященная поиску методов и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках истории
статья по истории на тему

Почтарева Галина Александровна

В статье представлен опыт поиска методов духовно-нравственного воспитания школьников на уроках истории на примере изучения деятельности первых русских князей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Опыт поиска методов и технологий духовно-нравственного          воспитания учащихся на примере изучения деятельности древнерусских князей.

В наши дни историческое образование претерпевает существенные изменения. Наш бывший патриарх Алексей II в одном из интервью как-то сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись». В погоне за расширением объёма знаний своих воспитанников мы, учителя, зачастую забываем о самом главном назначении наших уроков - духовно-нравственном воспитании личности. Вместе с тем, именно эти задачи представляются сегодня особенно актуальными.

Все мы знаем – дореволюционная система образования в России строилась на воспитании ученика в духе православных традиций, преданности престолу и отечеству; советская школа прививала детям революционную нравственность, моральным становилось то, что служило идеям коммунизма.  Сегодня, в условиях отсутствия единых религиозных и политических ориентиров, перед учителем стоит весьма непростая задача: опираясь на общечеловеческие ценности (такие как патриотизм, гражданственность, толерантность и др.), он призван научить подростков отличать истинные ценности от ложных, формировать у учащихся позицию неприятия жестокости, пошлости, алчности; закладывать твердые ориентиры добра  и любви, научить быть отзывчивыми, развивать в них способность к сопереживанию. А вот это уже совсем непросто!

Как удержать современного ребёнка ото лжи и лени? Как ему объяснить, почему он должен говорить правду, когда выгоднее обмануть? Почему он должен думать о других, ограничивать себя в чём-то, когда жизнь всего одна и надо ухватить свой кусок счастья?

Мне представляется, что наше историческое прошлое способно дать ответы на эти непростые вопросы. Тщательно подобранный учителем материал способен помочь детям открыть для себя высокие образцы нравственности, помочь им включить полученные знания в свою личностную систему убеждений.

К сожалению, учебный процесс до сих пор в большей степени был нацелен на реализацию образовательных и развивающих задач, а задачи воспитательные оказывались лишь прописанными на бумаге. Учебники и сегодня ограничиваются сухим перечислением фактов без каких-либо попыток оценить исторический процесс. Ребёнок же, при отсутствии внутренних устойчивых ценностных ориентиров, далеко не всегда способен адекватно переосмыслить информацию, сделать для себя верные выводы. Помочь ему в этом призван учитель. Вместе с тем и учитель нуждается в помощи, в помощи в первую очередь методической, поскольку чёткой системы приёмов, технологий нравственного  воспитания пока не существует.

Моё сегодняшнее выступление я посчитала целесообразным посвятить рассказу о собственном опыте поиска методов духовно-нравственного воспитания школьников в ходе изучения деятельности древнерусских князей.

Несомненно, самый очевидный путь воспитания чувства патриотизма, формирования активной гражданской позиции школьников возможен при использовании таких приёмов как эмоциональный рассказ учителя о том или ином событии, историческом деятеле, беседа  с учениками об их значимости в ходе развития нашей страны. Через сопричастность к истории прошлых поколений происходит воспитание чувства гордости за своих предков, формирование патриотизма, осознание своего национального, культурного единства с теми людьми, которые жили на нашей земле много лет назад. Важно создавать такую атмосферу на уроке, чтобы дети чувствовали эту связь. Этой целе - целе осознания прошлого – способствует погружение ребёнка в изучаемую эпоху. Школьники как бы переносятся из современности в те события, о которых идёт речь на уроке. Для этого учитель может организовывать уроки-путешествия, использовать приём ролевой игры с элементами драматизации. Конечно, такие  уроки должны продумываться педагогом заранее, а учащиеся должны активно в них участвовать, реализуя поставленные учителем творческие задания.

Используя подобные приёмы, я, к примеру, выстраивала уроки, посвященные мести княгини Ольги, крещению Руси. Ученики при этом инсценировали диалоги Ольги и древлян после убийства Игоря, разговоры киевлян после проведения Владимиром религиозной реформы. Ученики при этом старались мыслить на языке предложенных им исторических героев, пытались передать возможные настроения людей изучаемого времени. Подобные задания, как мне  кажется, побуждают учащихся анализировать сложнейшие проблемы человеческих отношений, оценивать поведение исторических персонажей.

Духовно-нравственному воспитанию, на мой взгляд,  могут служить  и уроки-экскурсии по изучаемым памятным местам. Чтобы подобные уроки оказывались наиболее эффективными, я стараюсь перед поездкой предлагать учащимся исследовательские проекты, творческие задания, посвященные тематике экскурсии. Так  шестиклассникам перед поездкой в Старую Ладогу, я предлагала по возвращении подготовить на выбор либо комментированный фотоотчёт о поездке, либо газетную статью, посвященную жизни защитников крепости. Тематика проектов и виды заданий  при этом могут быть какими угодно, важно, чтобы учащиеся задумались о родном крае, о тех людях, которые его прославляли.

Для реализации задач духовного развития  важно, опираясь на исторический материал, практиковать дискуссии  по нравственным вопросам. Они развивают самостоятельность суждений, заставляют ребят задумываться, определять реальные и мнимые ценности, аргументировано защищать свою позицию. Форма обсуждения может строиться как диалог учащихся и учителя, а может проводиться как столкновение полярных мнений разных групп одноклассников. Очень интересно проходит обсуждение вопросов о справедливости или несправедливости действий князя Игоря, решившегося на повторное взимание дани с древлян; дискуссии о допустимости/недопустимости братоубийственной войны как пути к власти и оценка в этой связи действий Ярополка, Владимира, Святополка и других русских князей.

В нравственном ключе можно построить и беседу по поводу позиции Александра Ярославовича, обиженного на новгородцев после Невской битвы, но решившего вернуться в город перед угрозой нового вторжения с Запада. При этом важно подвести учащихся к осознанию того, что истинный патриот и мудрый правитель не станет  ставить собственные обиды и уязвленное чувство гордости выше общегосударственных интересов.

Предметом обсуждения на уроке может стать столкновение полярных точек зрения исследователей по поводу деятельности какого-либо князя. К примеру, в отношении Святослава, это может быть дискуссия на основании позиций Рыбакова, высоко оценивавшего этого исторического деятеля и позиции Соловьёва, считавшего, что подвиги князя Святослава были отдаленными и бесполезными для родной земли. Подобная форма работы на уроке, с одной стороны, реализует образовательные и развивающие задачи (умение критически осмысливать источники), с другой  - способствует выполнению воспитательной задачи – школьники учатся оценивать историческую личность и её поступки с нравственной позиции.

Наибольшие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников открываются при изучении наших побед в Невской битве и на Чудском озере. Разговор об Александре Невском можно построить, использовав известную мысль Вернадского о двух подвигах князя: отпоре католическому Западу и «смирении на Востоке». Учащимся стоит предложить определиться, разделяют ли они позицию ученого или не поддерживают её. Хорошо, если такая работа будет организована в группах, и ребята общими усилиями подберут  аргументы в защиту своей позиции. Подводя итог прошедшим дебатам, учителю важно привлечь внимание учащихся к тому, почему князь Александр считал первостепенным «сбережение православия», защиту северных рубежей государства и почему, потеряв независимость, но сохранив православие, можно было надеяться на возрождение.

В 10-м классе, повторяя материал 12-13 веков, я выстраивала урок на провокационном вопросе:  «Александр Невский – герой или предатель интересов своего народа»?      Мы с ребятами вспоминали, что князь одерживал победы там, где был необходим яркий талант (Невская битва, Ледовое побоище), кроме того, он умело угадывал желания ордынцев, чтобы не дать им повода для погромных нападений на Русь. Он успокаивал ханов, если они решались на такие погромы. Князю Александру Ярославовичу удавалось успокаивать русских людей, когда они перечили Золотой Орде и не выплачивали ей дань, что могло навлечь огромные неприятности на русскую землю.  Всё это было мотивировано  одной целью: спасти русский народ от уничтожения. И Александру Невскому это удалось. Военные победы помогли ему в управлении русскими людьми. Ведь они потянулись за Александром, доверились ему, вспомнив, какие победы во имя Руси, он совершил. Важно указать школьникам неразрывную связь событий 13  столетия и Великой Отечественной войны.  И в 13 и в 20 веке люди проливали кровь, защищая одни и те же идеалы и ценности. Неслучайно, в самое тяжёлое для страны время – 1942 год – советское руководство приняло решение об учреждении ордена «Александра Невского» для командного состава Вооруженных сил. Изучение вот таких героических страниц военной истории очень благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности.

Конечно, не каждый  класс активно откликается на обсуждение, поэтому важно практиковать и письменные работы. Это могут быть сочинения-рассуждения с нравственной  оценкой поступков или высказываний великих людей. К примеру, по поводу  мысли Святослава Игоревича: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителем или совершив знаменитые подвиги, умереть со славой»; наставления Ярослава Мудрого своим сыновьям: « И если будете жить в любви между собой, Бог будет в Вас и покорит Вам врагов. Если же будете в ненависти жить  и ссорах, то погубите землю отцов и дедов своих».

Весьма важно, что подобные письменные работы активизируют даже тех ребят, которые обычно стесняются озвучивать своё мнение в присутствии одноклассников. Выполняя задание, ученик остаётся наедине сам с собой, задумывается, поверяет свои мысли и чувства бумаге – безмолвному собеседнику.

В моей практике был опыт написания подобных работ по поводу подвига русских святых князей Бориса и Глеба, которые  предпочли умереть,  нежели нарушить заповедь отца и защититься от старшего  брата; по поводу поведения князя Владимира в отношении Полоцкого княжества, Рогволода и княжны Рогнеды, заплатившей дорогую цену за свой дерзкий отказ от свадьбы с «сыном рабыни».

В качестве закрепления материала я предлагаю учащимся поработать над сочинением на основе следующего шаблона: «Какие качества князя вызывают моё уважение и восхищение, а какие я считаю для себя неприемлемыми. Почему?»

Вместе с тем, важно прививать учащимся мысль о том, что любую историческую эпоху следует  оценивать с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Нельзя измерять нравственные нормы  «Домостроя», «Поучения Владимира Мономаха» современными представлениями о взаимоотношениях в семье; нельзя оценивать нормы «Русской Правды» с позиции современного позитивного права.  Изучая нормы и ценности прошедших лет, стоит задавать себе вопрос: подходит ли сегодня обществу данный образец поведения или нет. Задача истории как раз и состоит в формировании нравственных качеств на основе  знакомства с историческим опытом народа.

Большие возможности для духовно-нравственного развития школьников даёт древнерусская литература. Это и «Домострой», и «Поучение Владимира Мономаха», и жития святых, и сказания о мучениках и героях того времени. Изучение подобных сочинений особенно значимо в наши дни, когда происходит попытка размыть нравственные идеалы,  такие как любовь, честь, семья. Грустно, что дети сегодня отмечают католический праздник День Святого Валентина и с удивлением узнают от учителя, что у нас есть свои святые, покровители семьи и любви – Петр и Февронья; говорят о своей религиозности, но не в силах понять духовного подвига князя Михаила, который предпочёл умереть, но не поклонился в Орде огню – языческому символу.

Обращенность к нравственным категориям очень востребована сегодня в обществе.

Конечно, результат формирования ценностных ориентиров личности – дело не одного и даже не 2-3 лет. Однако я убеждена, что учитель должен стремиться к воспитанию в детях доброты, патриотизма, мужества, ответственности. Если после уроков истории учащиеся станут хоть немного добрее к окружающим их людям, если понятия долг, честь и порядочность не останутся для них фразой из книги, то учитель вправе будет считать задачу нравственного воспитания выполненной!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики».

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок пол...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

Статья на тему "Методы мотивации учащихся на уроках истории". Учитель истории и обществознания, Растворцев Никита Михайлович

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы.Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формиров...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...

Статья по теме "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания"

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается ак...

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории

Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания....