Метод проектов как инструмент воспитания гражданской активности
проект по истории (10 класс) на тему
В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб». Проект - идеальная площадка сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, мечту, гражданскую инициативу.
Цель проекта: формирование системы гражданских ценностей средствами проектной технологии.
Задачи:
- обеспечить условия для проектной деятельности подростков, взаимодействуя с педагогами и родительской общественностью;
- обучить технологии социального проектирования как базы для проявления гражданской инициативы;
- выйти на конкурсные площадки различных уровней по гражданской тематике.
Направления проектной работы: патриотическое, гражданская активность, экологическое, личностное развитие.
Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве и коллективном взаимодействии. Основа обучения, предполагающая включение лицеистов и их родителей в процесс разработки и реализации проектов; интеграция способов обучения и способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как инструмент воспитания гражданской активности
Айзвирт Е.Р., учитель истории и обществознания
МАОУ «Лицей №1» г. Березники, Пермский край
В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб». Проект - идеальная площадка сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, мечту, гражданскую инициативу.
Цель проекта: формирование системы гражданских ценностей средствами проектной технологии.
Задачи:
- обеспечить условия для проектной деятельности подростков, взаимодействуя с педагогами и родительской общественностью;
- обучить технологии социального проектирования как базы для проявления гражданской инициативы;
- выйти на конкурсные площадки различных уровней по гражданской тематике.
Направления проектной работы: патриотическое, гражданская активность, экологическое, личностное развитие.
Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве и коллективном взаимодействии. Основа обучения, предполагающая включение лицеистов и их родителей в процесс разработки и реализации проектов; интеграция способов обучения и способов деятельности.
Изначально проект был задуман как экспериментальная площадка сообщества по интересам. Основная идея: формирования системы ценностей, обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества через призму судеб реальных людей. По мере работы проекта, а он уже существует пять лет - значимая дата, цели и задачи его расширялись, охватывали новые направления и инициативы, высвечивали новые горизонты. Пришло понимание, что суть и назначение нашего проекта - это достижение коллективной мечты, воплощение в жизнь возникшей идеи посредством сотрудничества.
В ходе реализации проекта сложилось проектно-лицейское сообщество историков – кластер. Кластер стал инновационной формой объединения учеников и учителей, в том числе других предметных кафедр. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт.
Рис. 1. Организационная структура кластера «Калейдоскоп судеб»
В рамках проекта «Калейдоскоп судеб» реализован мини-проект «Современный путеводитель» Проектная группа из 6 человек разработала путеводитель по г. Березники, создала электронный аналог, перевела на английский язык. В ходе работы над проектом осуществлялось сотрудничество ученик-преподаватель, преподаватель-преподаватель, ученик-родитель, учитель-преподаватель. Проектная группа стала мощным генератором идей, инициатив, планов, хотя в первоначальный замысел входило лишь создание рекламы и небольшого видео рассказа о Березниках. Затем родилась идея создать путеводитель по городу. Почему бы и нет? Это интересно. Ребята фонтанировали идеями и инициативами. Предложили создать электронный аналог путеводителя, а затем и его перевод на английский язык. Наших «планов громадье» потребовало сотрудничества с преподавателями разных кафедр. К реализации планов подключили родителей. Родители помогали собирать, систематизировать и кодифицировать материал о Березниках для путеводителя, были нашими цензорами и спонсорами, делились советами. Сформировалась площадка сотрудничества и общих инициатив. У всей проектной группы было чувство, что создание путеводителя - это дело важное, нужное, востребованное, а значит – гражданское.
Направление совместной работы преподаватель-преподаватель сводилась к следующему:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- организация профессиональных взаимодействий учителей предметников;
- ознакомление с мониторинговыми технологиями;
Направление сотрудничество ученик-учитель предусматривало:
- обучить технологии социального проектирования;
- материализация идеальных построений;
- воплощение замысла;
- представление проектов на различных значимых площадках гражданских инициатив.
Направление ученик- ученик призвано сформировать такие навыки как:
- коллективное взаимодействие и сотрудничество;
- планирование путей достижения цели;
- умение работать в информационном поле;
Таблица 1
Метапредметные умения и навыки, позволяющие работать на значимых площадках гражданских инициатив
Сложившийся кластер в течение прошлого года наладил прочные связи и взаимодействие с лицейским самоуправлением. В сотрудничестве были проанализированы особенности формирования и функционирования лицейского самоуправления. Аналитики из мониторинговой группы кластера сделали важное открытие: лицейское самоуправление не только территория сотрудничества, но платформа для самореализации и карьерного роста. Ребята написали работу «Роль самоуправления в развитии гражданского общества: самоуправление в МАОУ «Лицея №1»г.Березники Пермского края». Работа успешно была представлена на краевой конференции учебно-исследовательских работ. Мы планируем не только продолжить сотрудничество с лицейским самоуправлением, но и расширить его. Юные участники проекта увлеченно познают историю через призму судеб реальных людей. Совместной акцией лицейского самоуправления и сообщества историков стала акция «Равнение на героев». Лицеисты собрали в ходе поисковой работы материал о военной судьбе кавалера трех орденов Славы Кургузове Иване Ефимовиче. Материалы о герое-березниковце собирали в музее и архивах города, социальных сетях; установили связь с сыном Ивана Ефимовича – Кургузовым Владимиром Ивановичем, проживающем в Нижнем Новгороде. Собранную информацию систематизировали, свели в таблицы по самостоятельно разработанным критериям. Приводим небольшой фрагмент таблицы:
Таблица 2
Информационная таблица о Кургузове Иване Ефимовиче
Газета, издание | Статья, автор | Краткое содержание |
«Горьковская Правда» 28.04.1989. | «Награды ветеранам» Ю.Гусев. | В областном комитете КПСС в торжественной обстановке вручили награды ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе и Кургузову Ивану Ефимовичу. |
На основе собранного материала создан альбом по заказу Совета ветеранов. Собранная информация кодифицирована, расположена в определённом порядке (Фамилия, имя, отчество Полного кавалера ордена Славы, портрет героя Полного кавалера ордена Славы, наградной лист и т.д.)
Работая над этим проектом, обучающиеся получили возможность развить свои личные качества, приобщиться к «живой истории»,приобрести реальный опыт решения проблемных задач, выстраивать взаимодействие с другими обучающимися и учителями. Педагоги получили возможность более тесного и плодотворного контакта со своими юными исследователями.
Проектная группа награждена Дипломом третьей степень на краевом конкурсе социальных проектов «Моя гражданская позиция».
В настоящее время проектная группа в составе пяти человек под руководством Целищевой Елены Дмитриевны и Айзвирт Елены Рихардовны участвуют в поисковом движении России – Я познаю Россию. Под руководством педагогов участники проекта разработали локальный исторический маршрут, в который включили такие объекты, как музей имени выдающегося краеведа-историка Коновалова, мемориал Победы, кинотеатр «Авангард», примечательный с точки зрения архитектуры, места, связанные с выдающимися земляками. http://maurshrut.16mb.com Ребята совместно с родителями и педагогами посетили четыре объекта «Регионального списка». https://vk.com/public146172602 В ходе прохождения маршрутов на созданном сайте и личном блоге в социальных сетях ребята публиковали фотоотчеты, сделанные на объектах маршрута. В работе и действиях ребят прослеживаются инициатива и четкая гражданская позиция.
Таким образом, реализация проекта «Калейдоскоп судеб» позволила достичь слаженного взаимодействия учащихся с преподавателями, родителями и социумом, сформировать метапредметные умения и навыки, позволяющие лицеистам работать на значимых площадках гражданских инициатив.
Список источников:
Володина Г.Е. и др. Университетско-школьный кластер – инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I всероссийской научно-практической конференции университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн. Пермь, 2013. Кн. 1 С. 28-39.
Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов в социуме в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: матер. Х Междунар. Образов. Форума: в 2 ч. / отв. Ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч.1 С. 24-29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/01/picture-44557.jpg)
Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-900383-1488384875.jpg)
Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции
Из школы человек должен выносить более или менее ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-475847-1409686061.jpg)
Метод проектов как инструмент психологической помощи
Проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего результата....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1085081-1542876104.jpg)
Метод проектов как инструмент формирования УУД во внеурочной деятельности часть 1.ppt
Выступление на круглом столе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1085081-1542876104.jpg)
Метод проектов как инструмент формирования УУД во внеурочной деятельности часть 2.
Выступление на круглом столе. 2016 год. Любимова О. Н....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/22/picture-1085081-1542876104.jpg)
Метод проектов как инструмент формирования УУД во внеурочной деятельности часть 3.
Выступление на круглом столе. 2016 год...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/09/picture-1048930-1533809216.jpg)
Программа воспитания гражданской активности
Воспитание гражданской активности должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстра...