Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальностей технического профиля по дисциплине «История»
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Ерзиков Юрий Геннадьевич

Методические рекомендации содержат материал: актуальность и значение самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и уровни самостоятельной работы. Рассматриваются виды самостоятельной работы с книгой и компьютером, а также учебно-исследовательская работа студентов в форме реферата, эссе или доклада.   

Рекомендации призваны помочь студентам специальностей технического профиля самостоятельно рассмотреть данные темы, предусмотренные к изучению по курсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rek._dlya_sam._rab._istoriya_17.docx69.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Ю.Г. Ерзиков

Методические рекомендации

для самостоятельной работы студентов

специальностей технического профиля

по дисциплине «История»

        

Арзамас

2017

Одобрено методическим объединением социально-экономических

и гуманитарных дисциплин

Протокол № ____ от «___»____________ 2017 г.

Рецензент:

Е.В. Лебедева, преподаватель общественных дисциплин

первой квалификационной категории

Ерзиков Ю.Г.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальностей технического профиля по дисциплине «История». – Арзамас: ГБПОУ АКТТ, 2017. – 32 с.

Методические рекомендации содержат материал: актуальность и значение самостоятельной работы, принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и уровни самостоятельной работы. Рассматриваются виды самостоятельной работы с книгой и компьютером, а также учебно-исследовательская работа студентов в форме реферата, эссе или доклада.  

Рекомендации призваны помочь студентам специальностей технического профиля самостоятельно рассмотреть данные темы, предусмотренные к изучению по курсу.

© Арзамасский коммерческо-технический

техникум, 2017

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………………...4

1.Формы и методы организации самостоятельной   работы  студентов..................6

2. Самостоятельные работы с книгой ................................. .………………………10

3. Самостоятельные работы с компьютером............................................................13

4. Учебно-исследовательская работа студентов ......................................................18

4.1. Реферат, эссе, доклад   .........................................................................................18

4.2 Примерные темы рефератов и  докладов…………………........…………........25

4.3 Список рекомендуемой литературы…………... ................................................28

5. Контроль самостоятельной работы студентов.....................................................29

5.1. Формы контроля……. .........................................................................................29

5.2. Вопросы для самоконтроля ................................................................................30

Введение

   

В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её.  Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.

Передовые педагоги всегда считали, что на учебном занятии обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель или мастер производственного обучения – руководить этим самостоятельным трудом, давая для них весь необходимый материал. Между тем в образовательных учреждениях  ещё редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приёмов познавательной деятельности, студентов мало обучают способам и приёмам самостоятельной работы.

Немаловажное значение в повышении роли самостоятельной работы студентов имеет и тот факт, что Концепция модернизации российского образования наравне с указанием необходимости достижения высокого качества профессионального образования, предусматривает ряд задач, ориентированных на постепенную его реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами ведущих европейских стран. Где большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работе студентов.

Вследствие этого, процесс обучения в учреждениях НПО и СПО, в настоящее время, всё больше должен основываться на творческой активности студентов.

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются  очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач учреждений НПО и СПО – научить учиться. Реализации этой задачи должны быть подчинены организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.

Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

1. Формы и методы организации самостоятельной работы студентов

 Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного занятия, активизации студентов является соответствующая организация и управление самостоятельной учебной работой. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что студенты приобретают знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.  

Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную преподавателем (мастером производственного обучения) активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;

- вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач;

-  является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе профессионального обучения.

Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного    процесса и является его существенной частью.

Современные педагоги-исследователи считают, что в настоящее время «во главу угла» ставится самостоятельная работа студента, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «преподаватель впереди студента» должна поменяться на позицию «студент впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» и время от времени консультировать, подправлять его в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, но без непосредственного его участия. Кроме этого студент самостоятельно должен и может заниматься на занятиях. Согласно последним рекомендациям по методике действенного вовлеченного обучения, студент должен 70% времени на занятиях работать самостоятельно. Самостоятельная работа имеет целью проработку пройденного материала во время занятий, пополнение и углубление знаний, выполнение конкретных заданий (работа с книгой, подготовка докладов, выполнение курсовых работ и дипломных проектов, поиск необходимой информации, конструирование, учебная и научно-исследовательская работа).

Самостоятельная работа - это не только закрепление и углубление знаний, но и самостоятельное изучение, и усвоение материала. Вот почему существуют в системе профессионального образования такие формы обучения, как экстернат и заочное обучение, развиваются дистанционные технологии  обучения.

Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:

 - позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале; позволяет студенту вырабатывать свои убеждения  и взгляды;

- позволяет      формировать      у студента      трудолюбие, творческий        подход        к делу,  целеустремленность,   силу   воли,   самостоятельность мышления и системность в распределении времени;

-  у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний;

- у    студента вырабатываются навыки  работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе. На первом курсе необходимо их научить правильно ставить учебные цели при самостоятельном изучении материала, учить анализировать прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого.

Ввиду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, преподавателю следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.

Руководство преподавателем самостоятельной работы студента постепенно должно переходить в самоорганизованную работу. Для лучшей организации самостоятельной работы ее необходимо мотивировать (для чего и чему способствует выполняемая работа).

Давая самостоятельные задания студентам, преподаватель должен учитывать их психологические особенности. Самостоятельная работа студентов обязательно должна быть заслушана (прочитана) и оценена.

При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед студентами цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультаций (оказание помощи в организации работы), установить критерии оценки.

Желательно разработать для студентов памятку по самостоятельной работе. В ней надо указать следующее:

-внимательно прочитайте тему;

-перечислите ваши действия по выполнению задания;

-составьте план работы, выделяя главные разделы;

-в   каждом   разделе   наметьте   основные   положения;

-пронумеруйте их;

-в конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.

При выполнении самостоятельной работы студенты проходят следующие этапы:

-определяют цель работы;

- конкретизируют проблемную ситуацию;

-делают оценку собственных знаний для выполнения задачи;

- планируют и выполняют работу.

Дидактические цели самостоятельной работы.

При планировании и организации самостоятельной работы студентов необходимо помнить, что выбор и формулировка дидактических целей должны соответствовать видам самостоятельной деятельности студентов как в рамках учебного занятия, так и внеаудиторной работы.

  1. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
  2. Углубление и расширение теоретических знаний;
  3. Формирование умений использовать справочную, правовую, нормативную документацию и специальную литературу;
  4. Развитие познавательных способностей и активности студентов;
  5. Формирование у студентов самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации;
  6. Развитие исследовательских умений.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны::

— подготовка и написание рефератов,  докладов,  очерков,  эссе и других  письменных работ на заданные темы.  

— выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – подбор и изучение исторических источников; разработка и составление различных исторических схем и др.;

— выполнение индивидуальных заданий,  направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

— подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, олимпиадах и др.

2. Самостоятельные работы с книгой

Вошедшая в привычку,  правильно организованная и систематически осуществляемая самостоятельная работа над книгой является необходимым условием успешной учебы. Студенту-первокурснику, не обладающему еще опытом учебы в техникуме, чаще всего не сразу удается найти такие формы организации умственного труда,  которые бы обеспечили наибольшую эффективность и хорошее качество самостоятельной работы. Разумеется, что

у каждого учащегося за период пребывания в школе складываются определенные привычки,  навыки,  приемы работы над учебником.  Однако,  во-первых, они не всегда совершенны, а, во-вторых, недостаточны для применения в техникуме,  где требуется работа над весьма обширным и сложным учебным материалом. Самостоятельная работа с научной,  публицистической,  художественной литературой - главная форма изучения истории. Это обусловлено, во-первых, тем, что работа с книгой имеет огромное познавательное значение.

Во-вторых,  самостоятельная работа с литературой имеет мировоззренческое,  воспитательное значение.  Творческое осмысление,  критический анализ фактов, явлений, процессов, добывание знаний из различных источников способствуют формированию исторического мышления, собственного мироощущения. Богатый материал для исторического образования даёт непосредственное знакомство с источниками - трудами видных историков,  архивными документами, мемуарной и эпистолярной литературой.

Наиболее эффективный способ творческого усвоения прочитанного - ведение записей.  Преимущество этого метода состоит в том,  что студент использует не только зрительную, но и двигательную память. Но главное - запись представляет собой творческий процесс,  критический анализ изучаемого произведения, документа. Основные формы записей: план, выписка, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План - наиболее краткая форма записей, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Приступая к составлению плана, необходимо написать название произведения, документа, дату и место издания, краткую характеристику обстановки, в которой оно было написано. План раскрывает логику автора, помогает лучше ориентироваться в произведении, сосредоточить внимание на главных вопросах. Планом удобно воспользоваться при подготовке к семинарам, экзаменам, зачётам и написании реферата.

Выписки - это либо цитаты, т. е. дословное воспроизведение в рабочей тетради  (или на отдельных листках,  карточках)  того или иного отрывка изучаемого произведения,  характерных фактов,  статистических данных, либо краткое, близкое к дословному изложение таких мест. Выписки помогают глубже понять прочитанное, создают задел на будущее, позволяют избежать ошибок и неточностей при воспроизведении оригинала. Вот почему выписка - составная часть тезисов и конспектов.

Тезисы - это более совершенная форма записей. Они представляют собой сжатое изложение основных мыслей прочитанного. Особенность тезисов -  их утвердительный характер  (по-гречески  «тезис»  означает  «утверждаю»).  Тезисы не повторяют дословно текста прочитанного произведения,  но близки к нему.  В них излагаются важные выводы и обобщения, воспроизводятся характерные высказывания автора.

Аннотация -  ещё одна форма записей,  являющаяся кратким обобщением содержания произведения.  Аннотацией можно пользоваться,  когда надо сохранить лишь общее представление о содержании книги, брошюры, статьи. Написание аннотации существенно отличается от других записей.

План выписки, тезисы пишутся обычно в процессе чтения. Для того чтобы составить аннотацию,  надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.  При всей краткости аннотация может содержать не только оценку книги, статьи, но и фрагменты авторского текста.  

Резюме - краткая оценка прочитанного. Если аннотация характеризует содержание произведения,  то резюме излагает его выводы. Эту форму записей полезно использовать в процессе подготовки доклада, реферата, когда требуется по данному вопросу прочитать и дать оценку различным точкам зрения.  

Конспект - наиболее совершенная форма записей  (от лат. conspectus - обзор). В конспекте выделяется самое основное, главное. Следует иметь в виду, что изучение рекомендуемой литературы без тщательного и вдумчивого конспектирования весьма затруднительно.  Конспектирование -  это сложная и трудоёмкая работа, требующая определённых навыков.  

Вот некоторые советы, облегчающие конспектирование:

1. Изучение произведения следует начинать с предварительного ознакомления с его структурой.  Внимательно посмотрите,  какие главы, разделы оно содержит,  уясните характер и конкретно-исторические условия его появления. Важно научиться пользоваться научно-справочным аппаратом книги:  примечаниями,  приложениями,  ссылками на источники, указателями предметными и именными. Немалую помощь окажут словари, справочники, энциклопедии. При первом чтении необходимо ознакомиться с произведением в целом,  отметить самые существенные места,  сделать заметки, составить план конспекта.

2. Приступать к конспектированию можно лишь тогда, когда достигнуто ясное представление о прочитанном,  осознана смысловая связь идей, фактов, понятна логика рассуждений автора. Конспектировать лучше при повторном чтении источника. Такое чтение и изучение позволит избежать повторений,  более сжато и содержательно выразить мысли автора, лучше усвоить прочитанное. Надо стремиться к тому, чтобы основные положения были записаны словами автора с указанием страницы. Остальной текст можно передать своими словами.  

Главное в работе с книгой - понимание прочитанного. При составлении конспекта шаблон недопустим.  Возможны различные типы записей, так как произведения различны по содержанию и объёму, сложности, стилю и структуре. Однако необходимо придерживаться следующих правил:

— в конспекте излагайте только главное,  записывая своими словами, подкрепляйте цитатами с указанием источника;

— записывая, связывайте воедино главы, разделы, параграфы, основные вопросы;

— в конспекте должны быть зафиксированы исторические условия, предпосылки,  время написания работы, задачи,  проблемы,  поставленные автором. Конспект должен быть ясным и кратким. Рекомендуется записывать на полях собственные мысли, замечания, дополнения. Для того чтобы в процессе познания участвовала зрительная память,  старайтесь разнообразить шрифты, подчёркивать цветными карандашами главные положения и мысли.

3. Самостоятельные работы с компьютером

Сегодня,  в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия,  которые используются для самостоятельной работы. Электронные учебные пособия выступают в качестве ассистентов преподавателей,  принимая на себя огромную рутинную работу при изложении нового материала, при проверке и оценке знаний студентов.

Важно отметить, что электронное пособие — это не электронный вариант книги, функции которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия соответствующим образом адаптирован для достижения эффекта от использования такого пособия.

Как правило,  электронные учебные пособия строятся по модульному принципу и включают в себя текстовую  (аудио) часть, графику  (таблицы и рисунки), анимацию. Все это делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.

В большой степени возможности электронных учебных пособий раскрываются при самостоятельной работе студентов.  Здесь могут оказаться востребованными все мультимедийные функции: анимация и видео, интерактивные компоненты, вовлекающие обучаемого в учебный процесс и не дающие ему отвлечься, дикторский голос и подобранное музыкальное сопровождение, и все возможности компьютерной поисковой системы.  Даже самый полный учебник не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться студенту по данному предмету, всегда требуется дополнительная литература. В данном случае преимуществом электронного пособия является то,  что весь  (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и студентам не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам. Кроме того,  студент может провести самопроверку усвоенного материала, если учебное пособие содержит тестовые задания для проверки знаний.

Перечислим возможные области применения электронного пособия для самостоятельной работы студентов.

1. При изучении теоретического материала.

Здесь электронное пособие призвано помочь студенту усвоить материал в соответствии с программой. Полезны следующие возможности электронных учебных пособий:  интерактивная презентация с возможностью перехода в любой фрагмент и возврата к кадру, из которого был произведен переход;  просмотр анимационных и видеофрагментов;  возможность прерывания и запуска с любого фрагмента пособия; возможность демонстрации графических изображений; возможность предварительного выбора материала в соответствии с программой и др.  

2. При выполнении практических заданий.

Неотъемлемой частью многих учебных курсов являются семинарские занятия,  которые могут быть проведены с использованием электронных пособий.  К достоинствам использования электронных пособий во время выполнения практических заданий можно отнести и то, что если при выполнении задания студенту понадобится обратиться к лекционному материалу, то он может с легкостью найти ту лекцию, которая ему потребовалась; все переходы предусмотрены, в том числе и на логически связанные темы.  Если предполагается исключительно самостоятельная работа  (без теоретического материала), то у преподавателя может быть предусмотрена возможность отключения доступа студентов к лекционным материалам.  

3. При самопроверке усвоенного материала.

Многие возможности компьютерных технологий могут оказаться полезными при их приложении к семинарским занятиям. Используя тестовые задания электронных пособий, студенты могут провести самопроверку усвоенного материала, самостоятельно выявить «брешь» в знаниях и изучить плохо усвоенный материал. Несмотря на все преимущества,  которые вносит в учебный процесс использование электронных учебных пособий,  следует учитывать,  что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя. В последнее время произошли значительные изменения в процессе информатизации,  который затронул все сферы жизни общества.  Следует признать,  что Интернет сегодня –  это информационная среда, которую ежедневно посещают миллионы пользователей, количество которых с каждым днем все больше и больше. Свободный доступ к информации в сети Интернет формирует единое информационное пространство, где всем предоставляются равные возможности доступа к информационным ресурсам. Благодаря этому, многие удаленные от культурных и научно-образовательных центров регионы могут оперативно получать необходимую информацию.

Студентам в образовательном процессе не всегда удается использовать необходимую литературу,  что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах.  Помимо этого,  информация может быть разбросана по разным источникам,  что затрудняет доступ к ней.  В этом случае может помочь сеть Интернет. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность,  формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а также формируют умения самостоятельно принимать решения.

Стоит учесть существенный недостаток работы с Интернет-ресурсами –  недостоверность некоторой информации,  наличие которой может зависеть от владельца ресурса (государственная или коммерческая организация, частное лицо). Как правило, отбор материала для сети Интернет производится заинтересованными людьми,  которые могут выстроить материал, придерживаясь своей позиции относительно какого-либо вопроса.  При этом они забывают, что среди посетителей ресурса могут быть студенты, а не специалисты, способные сразу же определить достоверность информации. Но этот недостаток активизирует самостоятельную работу студентов, которая заключается в анализе и переосмыслении полученного материала, для определения уровня его достоверности. Изложенное здесь также относится и к любым другим источникам информации.

Информационные технологии используются студентами в самостоятельной работе для более глубокого изучения программ дисциплин,  для написания рефератов,  курсовых и дипломных работ.  Информационные технологии в образовании – это не просто средства обучения, а качественно новые технологии в профессиональной подготовке будущих конкурентоспособных специалистов. Они позволяют существенно расширить творческий потенциал студентов, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины.

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем,  четко определять свои информационные потребности,  необходимую ретроспективу информации,  круг поисковых серверов,  более качественно индексирующих нужную информацию,  правильно формулировать критерии поиска.

Другой важной проблемой студентов является отбор необходимой информации в сети. Часто студенты  «скачивают» информацию, даже не пытаясь ее преобразовать. Преподавателям не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество материалов, найденных им в Интернет, не только не зная, как ее использовать, но подчас и не понимая,  нужна она ему для подготовки реферата или нет.  Отметим,  что большинство студентов не умеют грамотно формировать критерии поиска.

Следует отметить еще одну проблему, возникающую у студентов при поиске нужной информации в Интернет, - это «синдром информационной усталости», характеризующийся избытком информации и недостатком знаний.

Часто студенты тратят много времени,  пытаясь найти нужную информацию,  просматривают большие массивы информации,  имеющей формальное отношение к запросам,  а фактически не нужной, что снижает эффективность работы студентов.

Разберем самостоятельную работу студентов в сети Интернет на примере исторических Интернет-ресурсов. Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы:  справочная  (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты).

Пожалуй,  наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам. В некоторых электронных библиотеках можно найти редкие книги и документы, наличие которых в электронном варианте значительно помогает студентам при подготовке к семинарским занятиям и при написании реферата,  ведь электронную версию можно сохранить на компьютере и воспользоваться ею в любое время.

Незаменимы в самостоятельной работе студентов современные портальные системы, которые сочетают в себе все необходимое. Примером такой портальной системы может служить Исторический Портал (http://www.history.perm.ru), посвященный не только истории, но и другим наукам –  археологии,  этнографии,  религиоведению,  политологии и праву. Этот Интернет-ресурс состоит из нескольких разделов –  новости,  статьи, файлы, опросы, форум, ссылки. На Историческом портале студенты могут найти не только текстовый материал  (новости, статьи), но и мультимедийные файлы по истории  (компьютерные презентации;  аудио-,  видео- и фотоматериалы, карты), которые делают процесс изучения более интересным.

В файловом архиве есть и электронная библиотека,  содержащая книги и источники в электронном виде.

Пожалуй, самый известный Исторический портал – History.ru – История России: XX век (http://www.history.ru). На портале можно найти статьи, новости,  файлы,  ссылки,  форум,  анекдоты.  Есть возможность добавлять свои материалы и создавать комментарии к уже размещенным материалам. Портал принадлежит мультимедиа издательству  «Клио Софт»,  специализирующемуся на разработке и издании мультимедийных учебников истории.

Сайты периодических изданий не менее популярны среди пользователей сети Интернет, и могут быть полезны для самостоятельной работы студентов. Одни из них издаются только в электронном варианте, другие – и в электронном,  и в бумажном.  Известный многим журнал  «Вокруг света» имеет свою электронную версию, разработанную Группой компаний  «Вокруг света» (www.vokrugsveta.ru). На этом сайте не только архив номеров журнала  «Вокруг света», но и рубрика  «Хронограф»,  рассказывающая об основных событиях в истории.

Все вышеперечисленные Интернет-ресурсы и другие,  подобные им, позволяют студенту самостоятельно работать с информацией и предоставляют широкие возможности при изучении какого-либо предмета, в данном случае – истории.

Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систем, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо.  Наиболее признанные поисковые системы:  Яndex (http://www.yandex.ru), Rambler (http://www.rambler.ru), Google (http://www.google.ru), Апорт (http://www.aport.ru).

4. Учебно-исследовательская работа студентов

Составным элементом подготовки квалифицированных специалистов в техникуме является учебно-исследовательская работа студентов. Она помогает овладеть приёмами теоретического мышления, которое опирается на сравнение, анализ, классификацию, синтез, систематизацию изучаемых фактов и явлений.

4.1. Реферат, эссе, доклад

Учебно-исследовательская работа студентов по истории начинается во втором семестре I курса, когда студенты выбирают интересующую их тему для углублённого изучения и разработки.  В процессе учебно-исследовательской работы студенты изучают соответствующую литературу,  пишут доклады,  эссе и выступают с ними на семинаре. Эссе  (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Данный стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Доклад - это сообщение на научную тему на семинарском занятии,  публичное выступление. Доклады, как правило, невелики по объёму и рассчитаны на 15-20 минут. Лучшие доклады по рекомендации преподавателя совершенствуются и развёртываются в реферат. Реферат - это и есть доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующей литературы и источников.

Слово  «реферат» происходит от латинского refero, что означает  “пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать”. Под рефератом понимается краткое изложение,  обзор материала по какой-то проблеме,  сокращенное содержание книги.  Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом все равно,  как правило,  автор готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции. Референтом называют человека,  который готовит обобщение большого объема информации, с целью сэкономить время на ее осмысление и подготовку решения.  

Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Как правило,  контрольные работы студентами выполняются в форме реферата. Часто рефераты используются на семинарских занятиях по истории России.

Реферат обычно пишется в процессе изучение одной из важных учебных проблем курса истории Отечества. Цель реферата при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа,  обобщения,  осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу.  Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:  

— изучение литературы по намеченному вопросу;  

— изучение информации,  имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

— сбор и обобщение материала;

— составление плана реферата;

— написание реферата;

— оформление реферата.  

Реферирование предполагает,  главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение,  которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.  

При оценке реферата опираются на следующие критерии:  

— сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;  

— составил ли он логически обоснованный план,  соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;  

— удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

— умеет ли автор анализировать материал;  

— отвечает ли реферат требованиям объективности,  корректности,  грамотности,  логичности,  аргументированности,  доказательности,  ясности стиля и четкости изложения;  

— достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;  

— какие методы в работе над рефератом студент использовал;  

— насколько самостоятельно он выполнил работу;  

— правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.  

Приступая к написанию реферата, студенту необходимо:

1. Выбрать тему и согласовать её с научным руководителем - преподавателем,  ведущим курс. (Примерные темы рефератов даны в конце данного раздела учебно-методического пособия.  Студент может избрать для своего реферата и тему, не обозначенную в общем списке тем рефератов).

2. Составить библиографию, используя для этого библиотеки техникума и города, а также при необходимости произведя поиск в сети Internet..

3. Разработать план реферата и тщательно изучить относящиеся к данной теме источники и литературу.

4. Конспектировать надо только то, что имеет непосредственное отношение к избранной теме: выписки рекомендуется делать не в общей тетради,  а по системе научной картотеки.  На каждом тематическом листке карточки проставляется дата её заполнения и дается полная и точная ссылка на источник информации. Листки-карточки группируются систематически и хронологически.

При заполнении карточки придерживайтесь общих правил:

— нельзя заносить в карточку два самостоятельных вопроса, так как это затрудняет классификацию;

— содержание материала в карточках излагать сжато и ясно, чётко и выразительно, достаточно полно, чтобы не обращаться снова к источнику, тем более что вы можете фиксировать, а затем использовать материалы, полученные через средства массовой информации  (СМИ) и телекоммуникационной сети Internet.

После систематизации материала составляется подробный план реферата,  и только после этого можно приступить к литературному оформлению работы.  

На титульном листе  (см. в конце раздела) помещается название техникума, номер группы, фамилия, имя и отчество автора,  тема реферата,  фамилия и инициалы научного руководителя,  его должность, место и год написания реферата.  

Оглавление - это вторая страница реферата. В оглавлении отражается структура работы: введение (обоснование выбора темы, постановка задачи, анализ источников и литературы);  главы,  которые могут включать в себя разделы; заключение  (содержит авторские выводы);  список источников и литературы (библиография).

Составление библиографии  

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы,  где освещен вопрос,  по которому должен быть подготовлен реферат. В программе курса история России по каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти.

Сбор материала  

Материал для реферата собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному.

Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя.

Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. Полезно научиться скорочтению, чтобы ускорить темпы переработки литературы.

В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект -  это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.  

Конспекты бывают нескольких видов:  плановые,  текстуальные,  свободные и тематические:

— плановые конспекты -  это конспектирование книги по ее плану,  по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов.  

— текстуальный тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.  

— свободный тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов.  

— тематический тип конспекта -  предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей,  разнесенных по рубрикам,  по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме реферата имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают,  делая выписки в тех случаях,  когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993.

Выписки делают на отдельных листках,  сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово,  к которому относится выписка.  

Выписки,  относящиеся к выбранной теме,  можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл.

Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения,  которые приходят в голову в связи с чтением литературы.  

Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи реферата приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации,  обобщению и составлению плана реферата.  

Осмысление и систематизация материала

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат,  размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал?

Сначала уясним себе, что значит - осмысление, что такое - смысл?  М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысление - это поиски ответов на вопросы,  нас интересующие.  Следовательно,  у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?». Ответы должны быть обоснованными,  то есть,  представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми,  за исключением случаев иррационально-сложных феноменов,  где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, как это было  “на самом деле”. Но этого недостаточно, для истории нужно обнаружить перспективы,  отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.

Составление плана реферата

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека,  план должен быть лаконичным,  чтобы можно было,  взглянув на него,  легко понять,  что стоит за ним,  что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями:

— первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее,  сформулировать цель и задачи,  они дадут названия разделов и параграфов реферата;

— второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

— третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:  

1) Введение, в котором содержатся обоснование темы и ее значимости,  объяснение причин,  почему выбрана именно данная тема,  чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме.

Во введении должна быть четко сформулирована цель,  которую автор ставит перед собой,  и с помощью каких задач она будет реализоваться.  

2) Основная часть реферата обычно состоит из двух разделов:  а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами.  Возможна даже разбивка основной  части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3) Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы.  Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с преподавателем.

Написание реферата

Когда материал собран,  осмыслен,  составлен план, -  можно приступать к изложению.

Требования к оформлению реферата

Бумага - формат А4. Все страницы должны быть пронумерованы вверху посередине, начиная с цифры 2. На титульном листе цифра 1 не ставится. В реферат могут быть включены схемы, диаграммы, рисунки, фотографии. Текст должен быть напечатан на принтере, размер шрифта 12 или 14, междустрочный интервал полуторный. Поля: левое поле не менее 2-х см,

правое поле не менее 1 см, верхнее поле не менее 1 см, нижнее поле не менее  1см. Каждый раздел реферата, отражённый в его содержании, должен начинаться с новой страницы. Цитаты  (выдержки)  из источников,  литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой по определённому вопросу. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. Если в цитату берётся часть текста, т.е. не с начала фразы, а также с пропусками внутри цитируемой части источника, то место пропуска обозначается отточиями  (тремя точками). В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило,  ссылки на источник делаются под чертой, внизу страницы. Если мысль из какого-нибудь источника излагается своими словами, то сноска должна иметь вид: «См.» (смотри) и указываются исходные данные произведения или документа. Если на странице реферата повторно даётся ссылка на один и тот же источник,  то сноска должна иметь вид: «Там же. С. ...».Возле цитаты в строке ставится цифра или звёздочка, по которой под чертой определяется принадлежность цитаты.  Цитаты можно приводить только по источнику.  Ссылка на источник обязательна.  

Список литературы  (библиография)  составляется общим нумерованным списком  (в алфавитно-авторском порядке). Вначале помещаются русские издания, а затем на иностранных языках.

4.2 Примерные темы рефератов, эссе, докладов

 

  • Российская история как часть мировой истории.
  • Зарождение буддизма и его основные принципы.
  • Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.
  • Князь и дружина в Древней Руси.
  • Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.
  • Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.
  • Александр Невский — государственный деятель и полководец.
  • Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.
  • Владимир Мономах и его время.
  • Город и горожане в Древней Руси.
  • Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.
  • Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.
  • Новгородская республика в XI—XIII вв.
  • Общественный строй Древней Руси.
  • Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.
  • Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.
  • Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.
  • Иван III и его роль в российской истории.
  • Иван Грозный — человек и политический деятель.
  • Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.
  • Освоение Сибири. Характер русской колонизации.
  • Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы  Смуты.
  • Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.  
  • Восстание под предводительством С.Разина.
  • Государственное устройство России в XVII в.
  • Великое посольство Петра I в Европу.
  • Военная реформа Петра Великого.
  • Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.
  • Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.
  • Культурные преобразования в Петровскую эпоху.
  • Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.
  • Государство и церковь в XVIII в.
  • Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.
  • Елизавета I. эпоха и личность.
  • Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
  • М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.
  • Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.
  • Россия в конце ХVIII в. Павел I.
  • Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».
  • Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.
  • Наполеоновские войны: ход и результаты.
  • Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.
  • Реформы Александра I.
  • Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.
  • Крымская война и ее значение для России.
  • Александр II: человек и государственный деятель.
  • Реформы Александра II и их значение.
  • Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
  • Повседневная жизнь дворян в России XIX в.
  • Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.
  • Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.
  • Русско-японская война 1904—1905 гг.
  • Революция 1905—1907 гг. в России.
  • Политические партии в России начала ХХ в.
  • Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.
  • Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.
  • Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.
  • Политические партии в Февральской революции 1917 г.
  • В.И.Ленин: человек и политик.
  • Двоевластие в России 1917 г.
  • Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.
  • Гражданская война в России: ход и последствия.
  • «Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.
  • Нэп: причины, содержание, результаты.
  • Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.
  • ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.
  • Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.
  • Советско-финляндская война: причины, ход, значение.
  • Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной Армии.
  • Битва под Москвой 1941—1942 гг.
  • Сталинградское сражение 1942—1943 гг.
  • Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.
  • Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия.
  • Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы.
  • «Холодная война»: причины и основные вехи.
  • СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.
  • Советская культура в эпоху «оттепели».
  • ХХ съезд КПСС и его значение.
  • «Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.

4.3. Список рекомендуемой литературы

  1. Большая Советская Энциклопедия. М., 1981.3-е изд.
  2. Большой энциклопедический словарь.  М.,1983  и последующие издания.
  3. Гражданская война и военная интервенция в СССР:  Энциклопедия. / Гл. ред. Хромов С.С. и др. М., 1983.
  4. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М., 2006.
  5. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начало ХХ вв. М., 1991.
  6. История Отечества: энциклопедический словарь. М., 1999.
  7. История России c начала XVIII до конца XIX вв. М., 1996.
  8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12 т. М., 1994.
  9. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. VIII - XV вв. М., 1998.  
  10. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. М., 2007.
  11. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
  12. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение в 9-ти томах. М., 1987-1990.
  13. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
  14. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. —М., 2006.
  15. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
  16. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
  17. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.

5. Контроль самостоятельной работы студентов

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является балльная система.  

5.1. Формы контроля

Существуют следующие виды контроля самостоятельной работы студентов:

— входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения курса истории России;

— текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и семинарских занятиях;

— промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;  

— самоконтроль,  осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

— итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

— контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины;

— тестирование.

Использование балльной системы способствует более ритмичной работе студента, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования творческой активности.  Существует тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью. В этом случае студент сам проверяет свои знания. На первом занятии преподаватель рассказывает студентам о формах занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах и помогает студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку.

5.2. Вопросы для самоконтроля

  • В чём суть проблемно-хронологического метода изучения истории?
  • Что такое цивилизация?
  • Какой принцип лежит в основе формационной теории общественного развития?
  • Назовите виды исторических источников, появившихся в ХХ веке.
  • Что такое вспомогательные исторические дисциплины?
  • Что такое этнос? Этногенез?
  • Назовите известные Вам мировые религии.
  • Как именовалась династия князей, правивших в русских землях с IX до конца XVI в.?
  • Что такое «военная демократия»?
  • Что такое удельный порядок?
  • Что означает термин «татаро-монгольское иго»?
  • Какой великий князь первым стал именоваться  «государь всея Руси»? Что означал этот титул?
  • Что такое «опричнина»? С чем связаны различные трактовки этого явления?
  • В чём причины Смуты начала XVII в.?
  • Почему XVII век называют «бунташным»?
  • Что означало принятие Петром I императорского титула?
  • При Петре I происходили радикальные изменения в системе государственного управления.  Государственные учреждения какой страны были избраны в качестве эталона для российских?
  • Как изменилась роль Русской православной церкви в XVIII в.? С чем были связаны эти изменения?  
  • Что такое  «сословие»?  Какое сословие стало привилегированным в России в XVIII в.? При каком императоре (императрице) это произошло?
  • Раскройте содержание понятия «век Просвещения». Какие черты просвещённого абсолютизма нашли отражение во внутренней политике российских правителей?  
  • На каких принципах была основана жизнь крестьянской общины до отмены крепостного права? Какие новые функции были возложены на неё в результате крестьянской реформы 1861 г.?
  • В чём состояла суть так называемого «крестьянского вопроса» до 1861 г.? А после 1861?
  • Что такое  «промышленный переворот»? В чём особенности  (хронологические, социальные) промышленного переворота в России?
  • Что такое «капитализм»? В чём его особенности в России конца XIX – начала ХХ в.в.?
  • Какие финансовые реформы,  осуществлённые в России в XVIII-XIXвв., вы можете назвать? С именами каких деятелей связаны эти реформы?
  • Какие модели общественно-государственных преобразований рассматривались представителями движения декабристов?
  • Кто такие западники и славянофилы?
  • В чём заключалась суть теории «официальной народности»?
  • Что такое народничество?  Назовите его основные направления и их представителей.
  • Когда в России появилась возможность легальной деятельности политических партий и в связи с какими событиями?
  • Что такое Государственный совет?
  • Почему в революционных событиях начала ХХ века особую роль играл аграрный вопрос?  
  • В чём состояли в России общие черты политических партий всех направлений?
  • Что такое Учредительное собрание? Исторический очерк этой идеи в России.
  • Почему правительство,  сформированное в начале марта 1917  г., именовалось Временным?
  • Перечислите политические силы, противостоявшие друг другу в гражданской войне.
  • В чём,  на Ваш взгляд,  причины победы большевиков в гражданской войне?  
  • Являлась ли политика  «военного коммунизма» изобретением большевиков?
  • Назовите фамилии видных деятелей большевистской партии,  выступавших как оппоненты И.В. Сталина в 20-е гг.
  • Чем процесс советской индустриализации отличался от индустриализации начала XVIII в. или конца XIX в.? Что между ними общего?
  • Что такое коллективизация? Каковы её последствия?
  • Как происходило формирование территории СССР? Как строились отношения между центром и республиками: теория и практика.
  • Какие территории были присоединены к СССР в 1939-1940  гг.?  Результатом какого соглашения были эти присоединения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Английский язык" на тему: "Американские традиции и обычаи" для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 2010 год.

Методические рекомендации включают в себя тексты для домашнего чтения, а также упражнения для закрепления знаний и развития речевых умений....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Квартира", 2014 год.

Методические рекомендации включают список слов и выражений по теме, тексты для чтения и аудирования, упражнения для развития речевых умений, грамматический материал и задания на закрепление....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Времена года и погода", 2014 год.

Методические рекомендации включают в себя список слов и выражений , тексты по теме, грамматический материал и задания для развития лексико-грамматических умений....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Кино", 2015 год.

Методические рекомендации включают тексты для чтения, диалоги на тему "Кино", упражнения для развития лексико-грамматических умений....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов I курса по дисциплине «Английский язык» (тема «На приёме у врача»),2015

Методические рекомендации содержат список лексических единиц, тексты по теме и диалоги, упражнения для развития речевых и грамматических умений....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ УДВ.01 Информатика по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».

Методические рекомендации для самостоятельной работы включают в себя рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические рекомендации по выполнению самостоятельной рабо...