Проект внеурочного занятия «О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ КЛАД?»
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Кондратьев Владимир Сергеевич

Проект внеурочного занятия «О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ КЛАД?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vneklassnogo_zanyatiya.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_vneklassnomu_zanyatiyu.doc1.27 МБ

Предварительный просмотр:

 Сценарный план внеклассного занятия

«О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ КЛАД?»

с учащимися 6-х классов

 

I.Цель занятия: формирование  интереса  к  археологии как науке   и ознакомление  с основами исследовательской деятельности  при  овладении первичными навыками археологических раскопок.

Задачи  занятия:

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у школьников различных видов УУД (Они были обозначены в проекте занятия):  

      2.  Формировать   навыки исследовательской работы через  знакомство с основными этапами поисковой и аналитической работы археологической экспедиции

       3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  успешного сотрудничества в процессе любой практической деятельности, для развития умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.

 Занятие выстроено в русле системно-деятельностного подхода, реализация которого осуществляется через  игровую технологию  и использование приемов технологии проблемного обучения

 Выбор игровой  технологии обусловлен тем,  что в процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни, и тем, что организующим фактором игровой познавательной деятельности является проблемная ситуация. На данном занятии – это ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. Выбор технологии также обусловлен психолого-физиологическими характеристиками школьников младшего  подросткового возраста. Игровая технология  позволяет решать различные задачи:

1) дидактическую – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающую – воспитание самостоятельности,   сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающую  –  развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующую –  формирует навык    саморегуляции.

Ведущий дидактический принцип  - принцип деятельности заключается в том, что ученики, получали знания не в готовом виде, а добывали их сами,    что способствует активному  формированию   общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений учащихся.

Форма организации учебной деятельности: групповая работа.   На данном  занятии группы были сформированы  с учетом психологической совместимости и личностных предпочтений.

Тип учебного занятия:   открытие новых знаний .

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия

О чем может рассказать клад

Тип занятия

Открытие новых знаний

Цель занятия

Формирование  интереса  к  археологии как науке   и ознакомление  с основами исследовательской деятельности  при  овладении первичными навыками археологических раскопок.

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Мультимедийный комплекс: проектор, компьютер, интерактивная доска.

Основные понятия

Археология, палеонтология, артефакт, сокровище,  клад, экспедиция, хранитель, археолог.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с наглядным материалом; анализировать найденные материалы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Формы организации взаимодействия

Ресурсы

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

5

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

В презентацию включен фрагмент передачи об археологической находке, который повествует о археологическом кладе. После просмотра обсуждение понятий «клад», «сокровищ»е. Далее переход к науке археология.

Дети определяют тему, цель и задачи урока. Учитель корректирует их ответы и выносит на слайд.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.  

Цель: Познакомиться с археологией как наукой и научиться проводить исследование артефактов.

Задачи занятия:

1. Находить артефакты.

2. Научиться описывать находки.

3. Представлять результаты своего труда.

4. Работать командой, как принято это в археологических экспедициях.

Учебный диалог  

Презентация. Слайд №2

Видеоролик «Клад с арабскими монетами»

Презентация. Слайд №3,4,5

Устные ответы.

II. Актуализация знаний

5

Актуализация знаний учащихся по темам, которые изучены на уроках истории в 5-6 классах.

Организация ответов на вопросы:

- Какая наука, по вашему мнению, ищет клады, находит сокровища?

- Что изучает археология?

- Как называют людей, которые занимаются археологией.

- Кто помогает археологам в их работе.

Отвечают на поставленные вопросы. Выдвигают свое мнение по интересующим вопросам.

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового материала

20

Делит учеников на группы. Использует для этого следующий способ. Вызывает к доске  трех учеников – «начальников» археологических экспедиций, которые выбирают себе помощников – хранителя, картографа, археолога.  

После деления дети рассаживаются по экспедициям (Кладоискатели, Копатели, Палеонтологи) На столах карточки с  наименованием групп.

Учитель рассказывает, как проходит археологическая экспедиция. Параллельно на экране показывается небольшой сюжет о методике археологических раскопок

На столах уже подготовленные материалы.

1. Три ящика с песком, в которых спрятанные археологические находки (разбитый кувшин, монеты, наконечник стрелы, топора, фигурки динозавров)

2. Карточки с инструкциями по ролям в экспедиции (начальник экспедиции, хранитель, археолог, реставратор)

3. Орудия труда археолога (кисточка, совок, клей, веревка)

4. Дополнительный материал (представлен на стендах) о великих археологических памятниках древности, обнаруженных в результате археологических изысканий

5. Карточка с заданиями, на которые ученики должны найти ответы, и клише отчета археологической экспедиции.

После этого начинается работа в группах,   учитель контролирует их работу.

Итогом работы группы станет отчетом о проделанной работе и полученных результатах. Начальник экспедиции  представляет полученные результаты. Он может выступить со всей группой вместе. Группа наглядно демонстрирует полученные результаты, в реконструкции горшка с монетами, каменного топора, и найденные окаменелости динозавром.

Ученики работают в группах, согласно своим ролям. Изучают инструкцию. Выполняют задания по карточкам. Готовят выступление, отвечают на вопросы.

Групповая работа

Презентация. Слайд №6,7,8,9

Видеоролик «Методика археологических исследований»

Презентация. Слайд №10

Приложение №1

Приложение 2

Приложение №3

Презентация. Слайд №1,12,13

1. Письменные задание.

Публичное выступление с результатами археологического исследования

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

4

Закрепление полученной информации.

Организует работу с учащимися.

Закрепление с помощью кроссворда

Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений

Групповая работа

Презентация, Слайд №14,15

Приложение №4

Письменное задание

V. Итоги урока.

Рефлексия

4

Оценивание работы.

Организует работу групп по самооцениванию   по следующим критериям:

1.Слаженность и организованность действий

2.Представление отчета о работе экспедиции

Оценивается по пятибалльной шкале

Рефлексия:

Что узнали нового?

Что было самым интересным?

Что вызвало затруднение?

Чему научились?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке.

Отвечают на вопросы.  

Фронтальная работа

Презентация, Слайд №16,17

Самооцениевание и оценивание учителем деятельности учащихся  

Домашнее задание

2

Задание для контроля знаний

На выбор учащихся:

1. Найти  рассказ  (можно в интернете) о необычном кладе и представить его на следующем занятии.

2.  Выяснить в городском музее, какие археологические исследования проводились на территории города, округа и подготовить информацию об одном из них.

Учитель разъясняет выполнение домашнего задания.

Записывают домашнее
задание. По мере необходимости спрашивают у учителя порядок его выполнения.

Индивидуальная работа

Презентация, Слайд №18


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О чем может рассказать школьный дневник"

Цель классного часа:1. Показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника.2. Предложить учащимся обсудить результаты их работы со своим дневником.3. Воспитывать ответ...

Занятие: «О чем может рассказать дневник школьника».

Цели:  Показать учащимся значение дневника как основного  документа в работе школьника.2.Предложить учащимся обсудить результаты их работы со своим дневником.3. Воспитывать ответственность и...

Проект внеурочного занятия музыки в1-ом классе по теме: «Шумовые и музыкальные звуки»

Представляю проект занятия музыкального кружка.  Дети приходят из разных 1-х классов по желанию. Хоровые занятия вести ещё рано, этот год идёт подготовка к хору. В подготовку, в моём понимании, в...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА « О чем может рассказать школьная библиотека.»

 КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА            « О чем может рассказать школьная библиотека.»...

Проект внеурочного занятия "Помню! Горжусь!"

Проект внеурочного занятия разработали воспитанники детского общественного объединения юных журналистов-исследователей "Звонок" школы № 2 с. Некрасовка Хабаровского муниципального района Хаб...

Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"

С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...