Развитие гласности и демократии в СССР
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Халиуллина Халиса Музибовна

Урок истории в 11 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_glasnosti_i_demokratii_v_sssr.docx86.8 КБ

Предварительный просмотр:

Название предмета История  

Класс 11

УМК Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т. Петров Ю.А.  «История России. XX – начало XXI века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.- 10-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское  слово - РС», 2011.

Уровень обучения базовый

Тема урока Развитие гласности и демократии в СССР

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1.

Место урока в системе уроков по теме - урок № 53 в разделе 8.

Цель урока:         сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР

Задачи урока

Образовательные:  определить сущность политики «гласность», проанализировать ее, выделить причины развития гласности в годы перестройки; охарактеризовать ее достижения и издержки.

Воспитательная: Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

Развивающие: уметь рационально выполнять задания, решать проблемы, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее полученные знания при изучении нового материала.

Планируемые результаты

Знать  

- сущность понятия «гласность», причины развития  гласности и последствия;

- определения понятий: «перестройка», гласность;

Уметь - высказывать и аргументировать свое суждение;

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- определять собственную позицию по отношению к гласности;

- собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы «перестройки»; представлять их в виде устной или письменной презентации

Техническое обеспечение урока Учебники, рабочие листы, документы, презентация, видеосюжеты, таблица

Тип урока комбинированный

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

  1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т.. «Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладин «Всемирная история. XX век» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса»
  2. Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. «Тестовые задания по истории России. 11 класс»,  М.: Русское слово, 2015.
  3. Козленко С.И.. «Методические рекомендации по использованию учебников:  Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров, «История Отечества. XX - начало XXI века» (11 класс) М. Русское слово, 2011.
  4. Колосков А. Г. История России. 20 век. Дидактические материалы. М. Дрофа. 2000год.  
  5. Маркин С.А. История. ЕГЭ. Картографический тренинг, Ростов н Дону «Феникс» 2016., 159с
  6. Пазин Р.В. История. 10-11кл. Тематические задания высокого уровня сложности ЕГЭ. Ч.2Ростов на Дону «Легион», 2014 -320с
  7. Симонова, Е.В. Тесты по истории России: 11 класс: к учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История России. XX — начало XXI века. 11 класс» / Е.В. Симонова. — М.: Издательство «Экзамен», 2011.  

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

Задание №1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

На первом этапе проведения политики перестройки для преодоления кризисных явлений в экономике М. С. Горбачёвым был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе научно-технической революции и активизации «человеческого фактора».

Какие меры экономической политики проводились на втором этапе перестройки? Назовите не менее трёх мер. Какими причинами было вызвано их применение? Укажите не менее трёх причин.

Задание №2. Сравните характер экономических реформ в СССР, проведённых Н. С. Хрущёвым и М. С. Горбачёвым. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

1.         Могут быть названы следующие меры экономической политики в СССР на втором этапе перестройки:

1) с 1987 г. стали проводиться реформы, предусматривающие переход на полный хозрасчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправные;

2)предприятиям было дано право самостоятельно выходить на внешний рынок;

3)вновь принятые законы давали право заниматься частной деятельностью;

4),директивный план заменялся государственным заказом;

5)в сельском хозяйстве признавалось равенство всех форм собственности;

6) предоставлялось право аренды земли, организации фермерских хозяйств.

2.Могут быть указаны следующие причины проведённых мер:

1)неэффективность проведения курса на ускорение социально-экономического развития страны;

2)расчёт на энтузиазм рабочих не приносил результатов;

3)предложенный курс на ускорение не изменял сущности директивной экономики;

4)запланированное повышение качества продукции (введение госприёмки) не могло осуществиться увеличением контролирующего аппарата;

5)максимальная загрузка устаревшего оборудования приводила к авариям, не могла «ускорить» развитие;

6)отсутствие возможности научно-технической модернизации предприятий в условиях углубляющегося экономического кризиса.

В качестве общего могут быть названы:

1)советская общественно-политическая система;

2)административно-командная система управления экономикой;

3)влияние партийно-государственных решений на развитие экономики;

4)проведение реформ «сверху»;

5)государственное централизованное планирование и распределение ресурсов (для перестройки — частично).

Различия:

Реформы под руководством Н.С. Хрущёва

  1. Реформирование системы управления промышленностью
  2. Упразднение ряда отраслевых министерств.
  3. Создание территориальных органов управления — советов народного хозяйства, республиканских СНХ, ВСНХ.

 Реформы под руководством М.С. Горбачёва 

  1. Попытка проведения курса на ускорение социально-экономического развития на основе технического перевооружения промышленности и активизации «человеческого фактора»
  2. Развитие кооперативного движения, появление частного сектора
  3. На основе концепции перехода к регулируемой рыночной экономике — перевод предприятий на аренду, постепенное разгосударствление собственности
  4. Отказ от монополии внешней торговли
  1. Мотивация к изучению новой темы.

Еще в 1918 году профессор С.А. Котляровский написал: “Путь к возрождению ведет через незримые слезы великого покаяния”. Давайте задумаемся над этими словами... Справедливы ли они?

  • Что с собой представляла духовная сфера в период “застоя”?

  • О чем пойдет речь на уроке?

Высказывания учащихся.

1. Марксизм-ленинизм, как официальная идеология.

2. Руководство КПСС сферой культуры, цензура, преследования инакомыслия

3. Изоляция от многих явлений мировой культуры.

4. Официальный атеизм

5. Недостаточное финансирование науки и образования.

Формируют тему и  цели урока

IV. Изложение новой темы

1. Расширение гласности

Горбачевская революция началась скромно: с освобождения  исторической памяти, печатного слова, живой мысли.

Итак, на первом этапе для Горбачева – «гласность»- средство обновления скомпрометированной идеологии.

Главные лозунги: «Назад к Ленину!», «Больше социализма!»

Главная цель – создание «социализма с человеческим лицом».

- Работая с п. 1 стр. 379-381 назовите то, что было характерно для этого периода.

- повышение роли СМИ, личное участие руководства КПСС в работе с творческой интеллигенцией;

- демократизация образования, попытки реформы школы;

- оживление работы партийных изданий.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Самостоятельно прочитайте п. 2. стр.381-384 и выпишите в тетрадь, что является достижением гласности и что – издержками гласности

После выполнения коллективное обсуждение, сверяют по слайдам №10-19

3. Политический раскол советского общества

Самостоятельное чтение учебника с составлением смыслового плана.

- Был ли неизбежен политический раскол общества, происшедший в период руководства М.С. Горбачева КПСС и Советским государством?

Составляют план к подпункту «Политический раскол советского общества».

Отвечают на вопрос.

V.Первичное применение новых знаний

Продолжите фразы:

  1. Вторая волна «оттепели» в культурной жизни была вызвана_____________
  2. Сложности и противоречия в политике гласности объясняются _________

  1. Главным результатом политики гласности стало ____________

ОТВЕТ:  необходимостью реформаторов прочнее опереться на общественное мнение, для обоснования правильности проводимого курса

 ОТВЕТ: политика гласности не означала свободу слова, это было лишь разрешение говорить то, что требовалось руководству. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей.

ОТВЕТ:  то, что она превратилась из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, определила необратимый характер перемен.

VI. Первичное закрепление

Кроссворд

По горизонтали: 3. Драматург, автор пьесы «Дальше…Дальше… Дальше…» 5. писатель, автор повести «Ночевала тучка золотая» 6. Писатель, народный депутат СССР, автор повести «А зори здесь тихие…»

По вертикали: 1. Писатель, главный редактор «Нового мира» 2. Советский кинорежиссер - документалист, автор фильма «Легко ли быть молодым?» 4. Кинорежиссер, автор фильма «Мой друг Иван Лапшин»

 

1з

 

 

2п

 

 

3ш

а

т

р

о

в

 

 

 л

 

 

д

 

 

4г

 

 

ы

 

 

н

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 г

 

 

и

 

5п

 р

 и

 с

 т

 а

в

 к

и

н

 

е

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 н

 

 

к

 

7в

а 

с 

и 

л 

ь 

е 

в 

 

 

 с

 

 

 н

 

 

 

 

 

 

 

VII. Подведение итогов урока

Прокомментируйте мысль  политолога А. Ципко: «Не каждый народ в состоянии выдержать такой мощный напор всесокрушающей правды, от такого веса правды душа может надломиться».

Высказывают свое мнение.

VIII. Инструктаж домашнего задания  

§40,  задание № 1 (Что общего между «оттепелью» хрущевского времени и политики гласности Горбачева М.С.?)

Записывают домашнее задание.

IX. Оценки  Рефлексия  

             http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плюсы и минусы гласности.9/11 классы

Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока  для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с ...

Опорный конспект урока "Развитие демократии при Перикле"

Конспект урока составлен с учётом ФГОС . Учащиеся сами определяют о ком будет идти речь на уроке:  на слайде Солон, Фемистокол и Перикл.  Легко определяют с кем из них они ещё не знакомы. К ...

Воспитание учащихся в духе демократии и свободы, создание условий для развития лидерского потенциала подростков через организацию деятельности детской общественной организации

Материал из опыта работы по созданию условий для развития лидерского потенциала подростков, через организацию работы городской школы актива на примере программ дополнительного образования, используемы...

Какие социальные условия влияли на развитие двигательной активности во времена СССР?

Движение – это естественная потребность организма человека, такая же, как потребность в пище и воде. Оно образовывает человеческий организм, его функции, стимулирует обмен веществ в организме, у...

Развитие гласности и демократии в СССР

Цель урока:  сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССРЗадачи урокаОбразовательные:определить сущность политики «гласность», проанализировать ...

Развитие гласности и демократии в СССР

Цель урока:  сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССРЗадачи урокаОбразовательные:определить сущность политики «гласность», проанализировать ...

Урок литературы "Н.А. Добролюбов -великий критик революционной демократии. Страницы жизни" с использованием технологии развития критического мышления

При изучении классических проиизведений в 10 классе учащиеся знакомятся с критическими статьями В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова. И оказывается, что имена критиков им немного знакомы, но ученики прак...