Урок литературы "Н.А. Добролюбов -великий критик революционной демократии. Страницы жизни" с использованием технологии развития критического мышления
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Руднева Наталия Александровна

При изучении классических проиизведений в 10 классе учащиеся знакомятся с критическими статьями В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова. И оказывается, что имена критиков им немного знакомы, но ученики практически ничего не знают о жизни, творчестве этих знаменитых в 19 веке литераторов. Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает учащимся познакомиться с биографией критика и глубжже понять анализ произведений, осуществленный литератором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrolyubov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс. Тема урока: «Н.А. Добролюбов. Страницы жизни»

Цель урока:

1. Изучить биографию писателя с использованием приёмов     технологии развития критического мышления (мозговая атака, составление кластера, ассоциации и др.)  2. Формировать развитие интереса, наблюдательности, интуиции  учащихся;

  3.  Формировать умение работать в команде;

  4.  Воспитывать уважение к русской литературе, своей стране;

Оборудование урока:

  1. Мультимедиапроектор.
  2. Раздаточный материал (карточки с заданиями).
  3. Тексты с информацией о критике.

Ход урока:

Тема урока ученикам не объявляется.

Слово учителя.  Сегодня мы поговорим о необычном человеке, чьё имя вы слышали много раз, но с судьбой его мы  ещё не знакомились.  Его имя я пока называть не буду. Вам предстоит самим, включив свою интуицию, наблюдательность, фантазию, рассказать о нём своим одноклассникам. Главные правила на нашем уроке таковы: внимательно выслушивать мнения одноклассников, не оспаривая их. Излагать свою точку зрения ясно, чётко, грамотно. Работать вы будете в командах.

2 слайд (фотография Н.А. Добролюбова) Задание: посмотрите на фотографию и предположите, когда жил этот человек (век, годы), где (в какой стране), чем занимался (профессия). Предполагаемую информацию запишите.

Работа в командах. Ответы учеников (по одному человеку от команды).

3 слайд (кластер).  Этот человек – Н.А Добролюбов. Теперь, когда вы знаете его имя и выслушали предположения ваших товарищей, составьте кластер, записав информацию (то, что знаете или предполагаете) об этом человеке.

Работа в командах. Ответы учеников.

4-8 слайд (утверждения). На карточках ( раздаются индивидуальные для каждой команды) вы видите утверждения, которые относятся к нашему герою. Некоторые из них неверны. На карточках поставьте около каждого утверждения знак + , если вы согласны с ним, или знак - , если считаете его неверным. Обоснуйте свой ответ.

Работа в командах. Ответы учеников (во время ответов утверждения 

показываются на слайдах.)

9 слайд (чтение с пометками).

Следующее задание. Перед вами текст с информацией о Н. А. Добролюбове. Прочитайте его, сделав на листках пометки.  Что было новым? (По одному человеку от команды.) Что уже знали? Есть ли пометки «думал иначе» ? Есть ли вопросы по статье?

А теперь рассмотрите кластеры, утверждения, которые вы  предлагали  и оцените, насколько близки вы были к верной информации.

Ответы учеников.

Комментарии учеников к утверждениям, дополнения учителя.

  1. 1. Да, дружил с Некрасовым и Чернышевским, считал их своими учителями.
  1. Неверно. Гражданская казнь совершалась не над ним, а над Чернышевским.
  2. Да, конспекты такими были.

2.1 Действительно, написал много статей, посвящённых педагогике, высказывал мысли, актуальные и сегодня.

2.2 Нет, золотую медаль не получил из-за конфликта с ректором.

2.3 Действительно, разочаровался в религии и стал революционером-демократом.

3.1Действительно, не печатался под своим именем. Основные псевдонимы: -бов, Н. Лайбов (составлен из последних 3 букв имени и фамилии).

3.2 Да, в детстве до поступления в педагогический институт был религиозен (вырос в верующей семье).

3.3 Нет, он писал хорошие стихи, но никогда не предлагал их для публикации.

4.1 Да, был прекрасным редактором, много сделал для развития русской литературы.

4.2 Да, увлекался фольклором.

4.3Нет, ездил за границу лечиться от туберкулёза, год жил в Италии, там много работал. Но лечение не помогло.

.

5.1 Да, с трудом зарабатывая деньги, содержал младших.

5.2 Нет, в статьях Добролюбова явственно звучали его прогрессивные революционные мысли.

5.3 Нет, был против физических наказаний учеников.

10 слайд (список статей)

Давайте ещё раз вспомним, какие статьи, изучаемые в школе, написал Добролюбов. (Ученик читает.)

      Конечно, теперь вы догадались, какова тема нашего урока. Предложите варианты для названия темы. Ученики предлагают различные варианты (например, «Н.А. Добролюбов -  критик, публицист»), один из учеников записывает её на доске. Итак, теперь мы яснее представляем себе этого необыкновенного человека, оказавшего огромное влияние на развитие русской литературы XIX века.

Объявляется «Поэтическая страничка»

Теперь вы знаете, что Добролюбов писал неплохие стихи. Темы его поэтических опытов традиционны: любовная лирика, сатирические, гражданские стихи и другие.  Познакомьтесь с Добролюбовым-поэтом.

Чтение стихотворений : 1. «Сила слова» Ученик________________________

 2. «Ещё работы в жизни много…» Ученик______________________                                  Учитель: жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов посвятил своему другу и соратнику стихотворение «Памяти Добролюбова». В этом стихотворении Некрасов создал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию.

Чтение стихотворения «Памяти Добролюбова» Ученик __________________

Познакомьтесь с презентацией.

11 слайд (фотография: Добролюбов и его отец-священник)

   К сожалению, фотографий семьи Добролюбова, кроме этой, где он изображён со своим отцом-священником, найти не удалось. С отцом у него были уважительные, но прохладные отношения, а вот мать Добролюбов очень любил и считал, что всем лучшим в нём он обязан именно маме.

12 слайд. (Дом-музей Добролюбова в Нижнем Новгороде)

Это единственный музей Добролюбова, находится он  в Нижнем Новгороде.

13 слайд (Комнаты в музее)

14 слайд. (Мемориальная доска  и памятник Добролюбову)

Памятники писателю есть в Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге.

15 слайд. (Могилы Добролюбова и Белинского)

Великий критик похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковом кладбище, в некрополе «Литераторские мостки», рядом со своим учителем Белинским.

16 слайд. (Вопросы для эссе) Напишите небольшую работу – эссе, вопросы, на которые желательно ответить, на слайде.

Работа учащихся.

Итог. Ваши впечатления об уроке? Что поразило вас  в личности критика? Оценка работы учащихся.

УТВЕРЖДЕНИЯ (КАРТОЧКИ)

№ 1

  1. Дружил с Некрасовым Н.А., Чернышевским Н.Г.
  2. Над ним совершалась гражданская казнь.
  3. Использовал конспекты, написанные в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки.

№ 2

  1. Внёс большой вклад в развитие педагогики.
  2. По окончании института получил золотую медаль.
  3. Разочаровался в религии.

№ 3

1.Никогда не печатался под своим именем.

2. Был очень религиозен, усерден к богослужению.

     3. Никогда не писал стихи.

№ 4

1.Был одним из редакторов журнала «Современник».

2. Увлекался фольклором, составил словарь областных слов.

3. Никогда не бывал за границей.

№ 5

  1. Всю жизнь заботился о своих младших братьях и сёстрах.
  2. В своих статьях скрывал собственные революционно-демократические взгляды.
  3. В своей статье, посвящённой педагогике, выступал за наказание учеников розгами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Понятие о деепричастии" с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Цель урока:1.         Создать условия для формирования умения отличать деепричастие от других частей речи;2.         Фор...

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование технологии развития критического мышления.

Урок-размышление над рассказом И.А. Бунина "Роман горбуна" через использование методических приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановками, древо предсказаний, инсе...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...