Главные вкладки

    Конспект урока " Религия древних греков"
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Федюнина Анжела Владимировна

    изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями,умение выделять главное.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл religiya.docx85.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Федюнина Анжела  Владимировна

    учитель истории и обществознания МОУ-СОШ № 1 г.Маркса.

    Конспект урока истории в 5 классе

    Тема урока:. Религия древних греков

    Цель урока - формирование учебных действий учащихся:

    изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями,умение выделять главное.

    Метапредметные УУД

    1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
    2. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

           3   Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности

    Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами  возникновения политеистических религий,понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.

    Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны,воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса , аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности

    Тип урока: проблемно-диалогический

    Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература),составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география),

    Учебное оборудование:компьютер,проектор,DVD,видеомагнитофон,телевизор

    Интеллектуальный продукт урока: таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы,их олицетворяющими и с занятиями древних греков

    Тип урока: проблемно-диалогический

            

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"»

    1. Подготовка устного ответа по карточке.
    2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).

    В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

    а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).

    б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы.

    Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,

    Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...

    Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?

    1. Работа с классом.

    а)        О каких героях вы узнали из игры «Герои Эллады»?Какие подвиги они совершили?

           200px-Rurik_titularnik

           ГОМЕР

    default

    ИКАР

    default

    АХИЛЛЕС

    3-32

    ПЕРСЕЙ

    ц

    ОДИССЕЙ

    б)        Решите задачу.

    • Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их создания почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)
    1. Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
    • Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете, какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?
    • Ответы учащихся.

    1. Переход к изучению новой темы
    1. Беседа с учащимися.
    • Дайте определение понятию «религия». (Религия - это вера человека в сверхъестественное.)

    Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.)   Учитель показывает классу  слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к доске  учащихся, которые дают комментарии к изображениям

    Примечание: учащиеся должны быть знакомы с изображениями, именами богов греческого пантеона. В зависимости от подготовки класса отдельные слайды на доске уже могут содержать какую-либо частичную информацию о персонаже. В случае затруднения выполнения учащимися задания возможны подсказки со стороны учителя

    200px-Rurik_titularnik

    ПОСЕЙДОН

    default

    АФРОДИТА

    default       АИД

    3-32

    АФИНА

                ЗЕВС

    1. Рассказ учителя.

    Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

    • Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.
    1. Изучение новой темы

    План

    1. Боги Греции.Просмотр фрагмента в/ф «Древняя Греция».
    2. Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.

    На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид', Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом

    1. Рассказ учителя.

    Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

    Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый и пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.

    1. Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
    2. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).

    ИИмена богов

    Какие силы природы

    они отражали

    Покровителями каких

    занятий они считались

    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135 Вигасина.
    2. Учащиеся работают с карандашом, устанавливая следующие значки:
      • V – уже знал;
      • + новое;
      • - думал иначе
      • ? не понял, есть вопрос
      Беседа по прочитанному.
    • Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
    • Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
    • Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
    • Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)

    V. Закрепление изученного материала

    • Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды

    и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)

    • Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)
    • Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

    VI. Подведение итогов урока

    Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»; какие подвиги совершил Геракл?Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»

    Дополнительный материал: Подвиги Геракла

    В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - богиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.

    Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и животных, словно стрелами.

    Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.

    Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.

    Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

    Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

    Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.

    Девятый подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.

     Десятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Религия древних греков" 5 класс

    Театрализованный урок....

    Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс

    Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....

    Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс

    Методическая разработка урока и презентация по теме "Религия древних греков". Урок в 5 классе....

    Конспект урока "Религия древнего Египта"

    Конспект урока по истории для учащихся 5 класса....

    Презентация к уроку "Религия древних греков"

    Презентация к уроку истории в 5 классе "Религия древних греков"...

    Технологическая карта урока Религия древних греков. 5 класс.

    Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Религия древних греков"...