Конспект урока "Религия древних греков"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Брацило Светлана Юрьевна

Конспект урока по теме "Религия древних греков" для обучающихся 5-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Религия древних греков".

Цель: Расширить  знания учащихся о религии  народов  древности.

Задачи:

1. Изучить культы основных древнегреческих богов и  показать,  что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

2. Продолжить формирование навыков работы с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главные факты. Развивать навыки работы с текстами и иллюстрациями, устную речь. Способствовать развитию познавательной активности учащихся.

3. Воспитывать интерес к античной культуре.

Оборудование:  компьютер, карта «Древняя Греция», раздаточный материал

Основные понятия, термины:  религия, бог, жрец, гора Олимп, пантеон

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2.  Актуализация знаний.

1. Что означает выражение «Нить Ариадны»? (Помощь в сложной ситуации).

2. Что означает выражение «Между Сциллой и Харибдой»? (Между двумя врагами).

3. Решите историческую задачу. Поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомер написал в 8 веке до н. э. Сколько лет назад это было. Отметьте дату на ленте времени.

4. Чудовище с туловищем человека и головой быка. (Минотавр).

5. Какое животное помогло захватить Трою? (Деревянный конь).

6. Одноглазый великан. (Циклоп).

7.  Что означает выражение «Ахиллесова пята»? (Уязвимое место).

3. Определение темы и задач урока.

Вопрос: Предположите, какой  теме посвящен  урок? Точнее?

- Что такое религия? Почему у людей возникает вера в богов?

- Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции.

Проблема: Почему именно такие  боги появились в Древней Греции?                        

Работа в тетради: откройте тетради, зап. число и тему урока: Боги древних греков.и проблему: Почему именно такие  боги появились в Древней Греции?                        

4. Изучение нового материала

А. Работа с настенной картой.

-  Опишите по карте местоположение Древней Греции.

- Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове?
– Очень тепло.
– Мало рек и осадков.
– Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.
– Мало плодородной земли и богатых пастбищ. 
(Предполагаемые ответы)
– А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий? ( Выращивали виноград и оливки; мореплавание и морская торговля; разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ); ремесло; войны (борьба за господство в Эгейском море).

Давайте, представим, что мы находимся в Древней Греции, а именно на Балканском полуострове. (Страна Фессалия, на севере Греции.  Гора ОЛИМП.)

 На севере греческой земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.        

 В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине обитают  бессмертные боги. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и светло. С неба льётся яркий голубой свет.  

 На горе Олимп есть   специальное место, посвященное всем богам - пантеон.

Б.  Самостоятельная работа детей по картине в учебнике. Работа в парах.  

Откройте стр. 135. Здесь изображены основные боги Древней Греции. Они разделены  на четыре группы. Рассмотрите  пантеон богов. Что заметили?  Каждый из них отличается от другого, чем?

- 1-я группа – самые могущественные;

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов;

3-я группа – покровители какого-либо дела;

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы.

- Сейчас работа с тестом параграфа пункт 1-2 или иллюстрацией заполните  таблицу богов и чему они покровительствовали. У каждой группы свои боги.

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

1-я группа – самые могущественные

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мертвых

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни.

Афродита

Богиня красоты и любви

3-я группа – покровители какого-либо дела

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Вестник богов, покровитель дорого и путников

Арес

Бог войны

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы

Сатиры

Духи леса, покровители плодородия

Нимфы

Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений.

III. Закрепление пройденного материала

- Какие боги самые главные? Почему вы так думаете? (Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги.)

-  Но были и другие боги,  Чем они все похожи? (покровительствовали занятиям древних греков)

- Чем отличались боги древней Греции от богов древнего Египта или Двуречья, а от еврейских богов?                                                                                                                                    

 - Но кроме этих богов у др. греков существовали  низшие существа (см. уч-к стр. 135)                            - Назовите их. (это сатиры и нимфы).                                                                                           Опишите их (Сатиры спутники бога виноделия Диониса, изображались с рогами и хвостом.)

 - Как вы думаете, нравились они грекам или нет?    На кого похожи? (Греки осуждали пьянство и считали,  что тот, кто пьет, теряет  человеческий облик.)                            

      - Как по-другому назывались нимфы?  Чему они покровительствовали? (музы покровительствовали искусствам)

5. Рефлексия. Игра «Да», «Нет»

1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».   «Да»                                                                                                     

2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс. «Да»                                                               

 3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царств   мертвых.  «Нет»                                                                                                                                                   

4.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и

    быстрыми, как спортсмены.  «Нет»        

5. У каждого дела был свой бог - покровитель.     «Да»

6. Зевс – Посейдон - Аид - это главные боги.    «Да»

7. Сатиры и нимфы – это боги                 «Нет»

6. Подведем итог по нашему уроку:

Прочитайте еще раз вопрос, который мы с вами поставили в начале урока.

1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те, природные явления, от которых зависела жизнь  людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков.

2. Слово учителя:  Боги Древней Греции  могущественны и коварны, – так считали древние  греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания. Таковы греческие боги.

6. Домашнее задание: параграф 28 прочитать ; подготовить для пересказа один из мифов о богах Древней Греции.

                                         

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

1-я группа – самые могущественные

Зевс

Посейдон

Аид

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов

Гера

Артемида

Аполлон

Афина

Афродита

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

3-я группа – покровители какого-либо дела

Деметра

Дионис

Гефест

Гермес

Арес

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы

Сатиры

Нимфы

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

1-я группа – самые могущественные

Зевс

Посейдон

Аид

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов

Гера

Артемида

Аполлон

Афина

Афродита

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

3-я группа – покровители какого-либо дела

Деметра

Дионис

Гефест

Гермес

Арес

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы

Сатиры

Нимфы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Религия древних греков" 5 класс

Театрализованный урок....

Технологическая карта урока "Религия древних греков" 5 класс

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин....

Методическая разработка урока "Религия древних греков" 5 класс

Методическая разработка урока и презентация по теме "Религия древних греков". Урок в 5 классе....

Конспект урока " Религия древних греков"

изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости ...

Презентация к уроку "Религия древних греков"

Презентация к уроку истории в 5 классе "Религия древних греков"...

Технологическая карта урока Религия древних греков. 5 класс.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классе "Религия древних греков"...