Конспект комбинированного урока по истории в 8 классе
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Конспект комбинированного урока по истории в 8 классе

Тема «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kombinirovannogo_uroka_po_istorii_v_8_klasse.docx101.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока по истории в 8 классе

Тема «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского».

Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи

Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя

 Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, ч/п

Формы работы: сообщения, рассказ учителя, работа с документами

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1811 гг»

1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?

 2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав

 3) Расскажите о реформах Александра I.

А) создание министерств

Б) Государственный Совет

В) Указ о вольных хлебопашцах\

 Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати

4) Результаты крестьянской политики Александра I

3. Изучение нового материала.

Сообщение ученика о личности М. Сперанского.

    М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований. Суть предложенных М.М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырех уровнях: империя, губерния, уезд, волость; «разделение состояний людей» по уровню гражданских и политических прав. Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы. Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Сперанский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губернаторских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны. М.М. Сперанский«Один из профессоров Петербургского университета, проходя однажды мимодома М.М. Сперанского, зашел к нему в гости. Слуга проводил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и грязной подушки. «Помилуй, что это значит?» — воскликнул изумленный посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою». М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос слабым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверстников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без разбора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семинарии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Сперанский становится секретарем князя Алексея Борисовича Куракина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действительным статским советником, что соответствовало воинскому званию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам государства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преобразования государственного устройства. Положил начало преобразования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Александр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к выполнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Негласный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках. Во время встречи в Эрфурте Александра и Наполеона последний, восхищенный М.М. Сперанским, шутя предложил российскому императору: «Какого человека имеете вы при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. подписал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели свидетельства об успешном окончании одного из российских университетов или выдержали экзам ены по специальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская история, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России. В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влиятельным сановником в государстве. К нему обращались с просьбами даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет. Сперанский стал государственным секретарем, а председательствовал на заседаниях Госсовета сам император. «Великий и могущий Сперанский, главный секретарь империи и фактически главный министр», — писал о нем граф Жозеф де Местр, посланник Сардинского короля в Петербурге. Воскресным днем 17 марта 1812 г. государь вызвал Сперанского к себе. Два часа продолжалась аудиенция. Когда бледный и взволнованный Сперанский вышел из кабинета, за Ним показался заплаканный царь, произнесший фразу: «Еще раз прощай, Михайло Михайлович». Сперанский был отстранен от всех дел и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. На другой день царь говорил князю А.И. Головину: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, наверно, кричал бы и жаловался,что тебе больно: у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой». Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в России как первая победа над императором французов. Впоследствии Александр 1 так высказался о Сперанском: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне».

1) Реформаторские проекты Сперанского Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов»

Рассказ учителя о реформах органов государственной власти

 • Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.

• Государственный Совет — совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти. Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу; • Исполнительная власть принадлежит министерствам.

• Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имеющими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депутатов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многоступенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

• Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого назначаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными.

Задание: составьте схему Социальной структуры по России по проекту Сперанского (стр. 18 учебника)

 — устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие); — политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.); — избирательное право получали лишь лица, обладавшие  население дворянство среднее  состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне)  народ  рабочий (помещичье крестьяне, домашние слуги, рабочие) Все гражданские и политические права, избирательное право Политические права, Избирательное право (если владеют имуществом) Гражданские права (нет наказания без суда) можно перейти в 1 и 2 сословия

4. Закрепление.

Задание: прочитать стр. 18-20. и ответьте на вопрос:

 Почему проект реформ Сперанского не был реализован?

Какие предложения Сперанского были претворены в жизнь?

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликвидации крепостного права. Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только их содержание, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти. В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения страны). Этот проект, однако, так и не был осуществлен. Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма. Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь. Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально- самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

5. Домашнее задание.§3, вопросы – устно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Конспект интегрированного урока по истории 9 класс

Интегрированный урок              (история +литература)«Кулаки – кулаками, а люди, все-таки, людьми»(по теме «Коллективизация в СССР»)П...

конспект комбинированного урока по истории и английскому языку

конспект комбинированного урока по истории и английскому языку...

Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».

Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...