Конспект интегрированного урока по истории 9 класс
план-конспект урока по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Погорелова Эльмира Ильясовна

Интегрированный урок

              (история +литература)

«Кулаки – кулаками, а люди, все-таки, людьми»

(по теме «Коллективизация в СССР»)

Предмет (направленность): история, литература предназначен для учащихся 9-11 классов.

Цели урока:

      воссоздать картину произошедших событий, выяснить как проходило раскулачивание, какие последствия имело;

·       совершенствовать умения обучающихся анализировать различные источники;

·       выявлять авторскую позицию, аргументировать свою;

·       обобщать, делать выводы, работать с таблицей.

Тип урока:

·        урок с элементами лабораторной работы;

·        урок-исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

                                              (история +литература)

«Кулаки – кулаками, а люди, все-таки, людьми»

(по теме «Коллективизация в СССР»)

Предмет (направленность): история, литература

Возраст детей: 9, 11 классы

Место проведения: класс

Цели урока:

  • воссоздать картину произошедших событий, выяснить как проходило раскулачивание, какие последствия имело;
  • совершенствовать умения обучающихся анализировать различные источники;
  • выявлять авторскую позицию, аргументировать свою;
  • обобщать, делать выводы, работать с таблицей.

Тип урока:

  • урок с элементами лабораторной работы;
  • урок-исследование.

Необходимое время: 2 урока (1 час 30 минут)

 Методы работы на уроке:

  • инсценировка;
  • фронтальная работа с классом;
  • работа в парах, группах;
  • сообщения обучающихся;
  • цветовой тест отношений (основан на методике Люшера).

Оборудование урока

  • Документы  для работы в группах, в парах.
  • Рабочие листы для фиксирования информации.
  • Иллюстрации к уроку, агитационные плакаты, фотографии.
  • Таблички со словами – «Коллективизация», «Раскулачивание», «Кулаки».
  • Выставка книг по теме урока.
  • Проектор и ПК
  • «Поднятая целина», «Овраги» (фильм) – используются фрагменты.
  • «Прокати нас, Петруша, на тракторе» (песня): музыка Владимира Захарова, слова Ивана Молчанова,1929 г.; частушки.

Ход урока

Огромные вопросищи, огромней слоних,

Страна решает миллионнолобая.

А сбоку ходят индивидуумы, а у них

Мнение обо всем особое…

В индустриализацию льем заем,

А индивидуум сидит в томлении

И займа не покупает и настаивает на своем

Собственном, особом мнении.

Колхозим хозяйства бедняцких масс,

Кулацкой не спугнуты злобою,

А индивидуумы шепчут: «У нас

Мнение имеется особое».

В. Маяковский

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

С.Есенин

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Проверка их готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.

Вступительное слово учителя: главным источником колоссальных капиталовложений была признана ДЕРЕВНЯ. Именно она должна была бесперебойно снабжать промышленность сырьем, а города – практически бесплатным продовольствием.

И в стране берется курс на КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ, провозглашенный в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б). Применительно к деревне это означало осуществление весьма многообразной системы мер.

В деревне начинаются два взаимосвязанных процесса: создание колхозов и РАСКУЛАЧИВАНИЕ.

 А как же воспринимала это сама деревня?

Инсценировка:

1.Я про себя скажу: вот мы с родным  братом,  с Петром, жили вместе. Ить не ужились ! То бабы промеж себя заведутся,  водой не разольешь, за виски растягивали, то мы с Петром не заладим. А тут  весь хутор хотят в малу-кучу свалить! Да тут неразбери-поймешь получится.

2. Я буду стараться в колхозе, а другой, вот  как  наш  Колыба,

будет на борозде спать.

3. Мое хозяйство середняцкое, - не смущаясь, уверенно начал Майданников.

- Сеял я в прошлом году пять десятин. Имею, как вам известно, пару  быков, коня, корову, жену и троих детей. Рабочие руки - вот они, одни.  С  посева собрал: девяносто пудов пшеницы, восемнадцать жита и  двадцать  три  овса.

Самому надо шестьдесят пудов на прокорм семьи, на птицу надо пудов десять, овес коню остается. Что я могу продать государству? Тридцать восемь пудов.

Клади кругом по рублю с гривенником, получится сорок  один  рубль  чистого доходу. Ну, птицу продам, утей отвезу в станицу, выручу рублей пятнадцать.

- И, тоскуя глазами, повысил голос: - Можно мне  на  эти  деньги  обуться, одеться, гасу, серников, мыла купить? А коня на  полный круг подковать деньги стоит? Чего же вы  молчите?  Можно  мне  так  дальше жить? Какое ж вы, вашу матушку, имеете  право  меня от колхоза отговаривать, отпихивать? (М.Шолохов, «Поднятая целина», глава 9)

Фронтальная беседа с классом: однозначно ли оценивают происходящие события сами крестьяне? Понятны ли вам их сомнения?

  1. Изучение нового материала.

Главная цель коллективизации, установленная партией, заключалась в нажиме на кулака, в уничтожении кулачества   как класса.

  1. Работа с терминами: подберите родственные слова, синонимы.

Ассоциативный ряд к слову КУЛАК.

Используем кластер – графическую организацию материала.

  1. Сообщение обучающегося на тему  «Кого считали кулаком».
  2. Давайте снова перенесемся в деревню, посмотрим и послушаем, как сами крестьяне к ним относились  (прием «Мысли вслух»):

1. – Да борьбу эту выдумали насчет кулаков. А тут на местах  так хватили здорово, что не то что - кулаков, а и мужиков скоро не останется. Приезжают – "Кто из вас кулак"? Говоришь: нету кулаков, мы их всех вывели. – "А кто самый богатый?" – Самых богатых нету. – "А кто лучше других живет"? – Такой-то...– "А говоришь, – кулаков нету"?.. (Пантелеймон Романов, «Кулаки»)

2. – Вздумали кирпич с кумом жечь на продажу; а они приехали - цоп!.. В кулачки, говорят, себе метите? Пчел было развели, они приехали, опять - цоп! (Пантелеймон Романов, «Кулаки»)

3. – Тут лапти новые наденешь, и то они уж на тебя во все глаза смотрят, норовят в кулаки записать. (Пантелеймон Романов, «Кулаки»)

4. – Какой же он кулак — он с детских лет работал как взрослый, служил лет 6 в армии, причем 3 года был на Гражданской войне в Красной армии. Никогда в жизни ни одного человека он не нанял работать в свое хозяйство, да и хозяином он никогда не был, а был в семье на правах батрака. Семья у них была большая (14 чел.) и земли было на 4 души. (И.С. Иванов, рукопись)

5. – Пусть все знают, что кулак своим трудом живет, свое хозяйство ведет, соседей выручает и на нем, можно сказать, государство держится. Пусть не будет в деревне названия «кулак», потому что кулак — это самый трудолюбивый крестьянин, от которого нет вреда, кроме пользы, и эту пользу получают и окружные крестьяне и само государство». (Из письма в  журнал «Красная деревня»  крестьянина Филиппа Овсеенко). 

6. – Вчерась облава была. Ребят с уезда прислали для темпа заготовок. Принялись они хлеб искать. Замки с петлями выворачивали, в кобелей стреляли. Кто кулак, кто бедняк — не глядели. Всех трясли без разбору. Ребята молодые — комсомольцы еще… Куды деваться? (С.Антонов, «Овраги»)

7.– Какой он благодетель! — проговорил дед. — У него меру овса займешь, а две меры отдай. Живоглот, больше никто. Чего его поминать. (С.Антонов, «Овраги»)

8. – Разве тут разберешься. Одному кулак, другому — зажиточный. У каждого комиссара свой аршин. У нас, в Пенькове, у кого изба на два окна, считается середняк, у кого три — зажиточный. А если четыре — уууу! (С.Антонов, «Овраги»)

Обсуждение услышанного, обращение к эпиграфам урока.

Вывод: однозначного ответа на этот вопрос не было ни у государства, ни среди простых людей.

  1. Сообщение обучающегося на тему  «Раскулачивание».
  2. Просмотр фрагментов фильма «Поднятая целина»(1 серия), «Овраги» (конец 2-й серии)

Беседа по просмотренным фрагментам.

  1. Продолжение работы над новым материалом.

Средства и методы борьбы с кулачеством – работа с источниками и фрагментами литературных произведений.

4.1.        Работа в группах:

«Историки»:

взгляд с позиции государства

взгляд с позиции крестьян

«Литераторы»:

Убеждение или принуждение? Образы руководителей.

«Судьба человеческая, судьба народная»

Задания группам: какие методы борьбы с кулачеством использовались?

Оцените их обоснованность  для каждой из сторон.

Далее используем прием «Зигзаг» - когда  члены рабочей группы (эксперты по определенным вопросам) потом  меняются группами. Происходит обмен информацией, необходимой для дальнейшей работы.

Не забывайте про двойной дневник: по ходу чтения заполните таблицу: в первую колонку выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание, а во вторую – объяснение, что заставило их выписать, какие мысли и ассоциации они вызвали.

Документы:

  • Несложную механику работы местных Советов вскрыл председатель Совнаркома РСФСР С.И. Сырцов, выступая 20 февраля 1930 года на собрании партийной ячейки Института Красной Профессуры: «Ведь если долго возиться с крестьянином, да убеждать его, да прорабатывать практические вопросы, тебя, глядишь, и обскачет соседний район, не теряющий времени на эти «пустяки». Так зачем же долго возиться с крестьянином? Намекни ему насчет Соловков, насчет того, что его со снабжения снимут, или заставь голосовать по принципу «кто за коллективизацию, то – за Советскую власть, кто против коллективизации, тот – против Советской власти».
  • Из письма крестьянина Хоперского округа Нижневолжского края, ноябрь 1929 г.: «Местными органами проводится система ударности и кампанейства. Вся работа по организации колхозов проходила под лозунгом «Кто больше!», «Кто не идет в колхоз, тот враг Советской власти!». Совокупность этих причин дает формально 60 процентов, а может быть, пока пишу письмо, и 70 процентов коллективизации».
  • В своем дневнике учитель из Курской области Покровский описывает свое участие в выселении кулаков: «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях. Тут же копошились всех возрастов дети. Вокруг разбросаны домашние вещи – мешки, сумки, сундучки. Зрелище тяжкое – словно беженцы с прифронтовой полосы. Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны – теплушки, человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди, все-таки, людьми. И такое издевательство совершенно ни к чему. Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью их куда-то отправили».
  • Руководитель орггруппы ЦКВКП (б), посланной в Вологодский округ Северного края, на заседании контрольной комиссии указывал: « Перегибов в отношении середняка бояться нечего, так как остальные середняки скорее пойдут в колхоз и будут бояться выходить из колхозов» В результате этого уровень коллективизации, например, в Сухонском районе округа за неделю поднялся с 6 до 87%.
  • Заметки из газеты « Красный Север». 1930 год.

1. От 13 марта 1930г. № 61, стр.2 статья « Не пойдёшь в колхоз раскулачим». В деревне Ракуло, в Кокошиловском сельсовете, раскулачили М.Я.Евстюничева, старика 70лет. Он всю жизнь провёл с топором, строил дома у крестьян. Председатель сельсовета Кочин раскулачил середняка Аркашева Ивана, за то, что его дом больше всех и за то, что он работал извозчиком в кооперации.

2. От 22 марта 1930г. № 66, стр. 2 статья « Раскулачили» бедняка Д.В.Хлопова». В Калининском сельсовете, Вологодского района, «раскулачили» Д.В. Хлопова, хозяйство которого ниже середняцкого. Хлопов имеет одну корову и дом. У него нет даже и лошади. Зимами он по 3 месяца работал у крестьян, обрабатывая овчину в чужих банях.

  • «Наступать на кулачество - это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, все что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество- это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, что бы оно не могло больше подняться на ноги. Это и называется у нас, большевиков, настоящим наступлением».

Из речи И. Сталина на конференции аграрников-марксистов.

  • Из дневника крестьянина П. Н. Чивильдеева

с. Гореловка Богдановского района Грузинской ССР

1930 г.

Зима была неспокойная, и наше село было обложено самооблогом, и был государственный заем облигации. Но народ пришел в волнения, стали отказываться от всего, окромя налога. Народ волновался, правительство принимало все меры, и был объявлен бойкот. Тут эту зиму ходили в Сиротский караулить, якобы правительство намеревается обобрать. 6 февраля ночью приехали солдаты. Атаковали село, арестовали многих, была большая стрельба, но народ бег в это время в Сиротскую, и в это время была убита Лукерья Белоусова и четверо ранено.

1931 г.

В этом году было у нас взято несколько семей, раскулачены. В конце мая ночью приехали солдаты, атаковали село ночью совместно с нашими партийными и выгоняли из домов стариков и больных, не было пощады никому. Было раскулачено около 26 дворов, и их угнали совсем.

  • Из письма бывшего крестьянина Капустина

Раскулачивание проходило таким образом: приходят человек 15 ночью и забирают все. Тащили кислые ягоды, соленые огурцы и даже мясо из горшка. С меня сдирали последнюю шубу, которую я не дал, за что и был арестован тут же.

  • Из письма крестьянина П.М. Симакова из села Манчаж Кунгурского  округа Уральской области в газету «Правда»: Был такой случай: один гражданин отдал своих лошадей в колхоз, бедняк, семья 7 человек, их них рабочих рук 2. Через 3 дня пришел просить лошадь: мне по солому съездить. Ему ответили так: теперь лошади не твои и ты их не поминай. На другой же день он взял самовольно лошадь и продал ее. На него за свою собственную лошадь подали в суд.

Или так: придет колхозник за пайком, ему говорят, почему скоро сожрал, тебе сегодня пайка нет. И колхозник идет со слезами домой, а дома ребята с голоду помирают, ревут, как волки. Вот что строит советская власть.

Отрывки из литературных произведений:

Методы борьбы с кулаками Анализ эпизода. («Поднятая целина», 1 книга, 9 глава)

Андрей Разметнов (гуманная позиция):

– Раскулачивать больше не пойду. Я с детишками не обучен воевать!.. У Гаева детей одиннадцать штук! Зачали их из куреня выгонять... Ну,  тут  я  глаза зажмурил, ухи заткнул и убег за баз! Бабы -  по-мертвому,  водой  отливали сноху... детей... Да ну вас в господа бога!

Давыдов (насилие как месть):

–  А они нас жалели?  Враги  плакали  от слез наших детей? Над сиротами убитых  плакали?  

Нагульнов (цель оправдывает средства, жестокая позиция)

– Гад! - выдохнул звенящим  шепотом,  стиснув  кулаки.  –  Как  служишь революции? Жа-ле-е-ешь? Да я...  тысячи  станови  зараз  дедов,  детишков, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл... Для революции надо... Я их из пулемета... всех порежу!

4.2.        Монолог литературного героя:

«Сгубила жизнь красная молотилка»- Хведор Ровба (В.Быков, «Облава»)

«Как я кормил свою совесть»-Володя Тенков (В.Тендряков, «Хлеб для собаки»)

Подведение итогов работы в группах.

Вывод: «спущенная на места коллективизация» проходила в соответствии с тем, как её видел тот или иной местный чиновник (районы соревновались между собой в том, кто быстрее получит больший процент раскулаченных, широко применялись различные репрессивные меры и т.д.). ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЮТ, А ПОРОЙ НАХОДЯТСЯ  В ПРОТИВОРЕЧИИ.

  1. Первичное закрепление материала.

5.1.        Прослушивание песни «Прокати нас, Петруша, на тракторе!», частушек того периода.

Возвращение к теме урока.

5.2.        Из предложенных вам высказываний выберите наиболее близкое вам, которое послужило бы аргументом  в защиту собственной позиции:

Decipimur specie recti.( латынь- Мы обманываемся видимостью правильного)

Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений.

 (Инаят Хан Хиллят)

Некоторые бывают людьми не по существу, а только  по названию. (Цицерон)

Народу много, а людей немного. (Диоген)

Человек в наше время – как бумажная салфетка: в  нее сморкаются, выбрасывают, комкают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают…(Р. Брэдбери)

5.3.        Творческое задание: по стихотворению С.Я. Маршака составьте однолинейную логическую цепочку по теме сегодняшнего урока:

Не было гвоздя,-
Подкова
Пропала.
Не было подковы,-
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала,-
Командир
Убит.  

Конница разбита,
Армия
Бежит.
Враг вступает
В город,
Пленных не щадя,-
Оттого что в кузнице
Не было
Гвоздя!

  1. Завершение урока. Подведение итогов.

Рефлексия - цветовое восприятие материала.

Показ подборки иллюстраций, плакатов, фотографий  к уроку  для усиления  эмоционального настроя.

Ваше впечатление от увиденного, услышанного и прочитанного сегодня на уроке отразите в цвете (взгляд на раскулачивание со стороны истории и  литературы):

Примечание: свободные части можно закрашивать  только одним цветом (использовать несколько цветов в одной недопустимо).

Обсуждение результатов.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. История России. Энциклопедия для детей. Ч.3. М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2007 год.
  2.  Т.В. Коваль «История России. XX век. Методическое пособие». – М.: Владос-Пресс. 2002 год.
  3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России.  XX – начало XXI века». Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение. 2014 год.
  4. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год.
  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класс «История России XX век» М. Просвещение. 2014 год.
  6. О.В. Арасланова, А.В. Поздеев «Поурочные разработки по истории России. XX- начало XXI века”. - М.: Вако. 2005 год.
  7. «Прокати нас, Петруша, на тракторе» (песня): музыка Владимира Захарова, слова Ивана Молчанова,1929 http://www.sovmusic.ru/download.php?fname=prokatin


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"

Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"  представляет собой набор заданий по истории и англ...

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....