Урок истории в 9 классе по теме "Индустриализация"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Материал урока способствует осознанию учащимися необходимости проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы; осмыслению сложности процесса индустриализации, его исторической значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_industrializatsiya.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок истории в 9 классе

Тема урока: «Индустриализация»

Цель:  Познакомить учащихся с целями, достижениями  и последствиями социалистической индустриализации в СССР 

Задачи:

1.Способствовать осознанию учащимися необходимости проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы; осмыслению сложности процесса индустриализации, его исторической значимости.

2.Способствовать воспитанию у учащихся  чувства гордости за достижения нашей страны.

3.Совершенствовать навыки работы с документами, ВИДЕОинформацией, умение анализировать исторические события

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем  на уроке

Прекраснейшего настроения.

-На слайде слова-   к какому периоду советской истории они имеют отношение(к периоду Нэпа)

- На какой период истории приходится период НЭПа(1921-192)

-Как расшифровывается НЭП?(Новая экономическая политика)

-Что вы можете сказать об экономических итогах  НЭПа?( сельское хозяйство стало постепенно увеличивать свои объёмы, медленно, но стала восстанавливаться тяжёлая промышленность, экономические показатели страны стали расти)

 И не смотря на это в середине 20-х годов наметился экономический кризис

 Приведите примеры, подтверждающие это

1.Россия была экономически зависима от стран запада, но после революции и гражданской войны иностранные предприниматели не решались рисковать своими финансами, опасаясь непредсказуемости политики большевиков.  А в 1929г на Западе начался экономический кризис и западные капиталисты соответственно перестали даже думать об оказании помощи СССР

2 Наша страна и в техническом плане отставала от стран запада.

3.Хлебозаготовительный кризис 1927 г., когда…(стр.141-Ольга Скворцова


.-А что нужно было делать чтобы стать экономически независимой  и технически развитой державой? ( развивать тяжёлую промышленность, оборонную промышленность)

Какими способами всё это можно было создать?(строить заводы, развивать ВПК, прокладывать железные дороги)

Верно и  всё это было создано в 30 – годы  сверхбыстрыми темпами и тяжким трудом.

Тема нашего сегодняшнего урока –индустриализация

Слайды(плакаты индустриализации)

На основе плакатов, попытаться сформулировать определение, что такое индустриализация

 (записать определение) Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей тяжелой промышленности, который производят орудия и средства производства.

Что бы вам хотелось узнать об  индустриализации на сегодняшнем уроке?

Ответы детей(побольше узнать о причинах,  о том как проходила индустриализация, что было создано в стране в период индустриализации, была ли в Саратовской области, что дала индустриализация нашему государству)

На доске план

  1. Причины и цели индустриализации.
  2.  Особенности индустриализации
  3. Первые пятилетки и их итоги.
  4. Индустриализация в Саратовском крае
  5. Последствия индустриализации

 «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественно новый уровень», – говорил М.С. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октябрьской социалистической революции. Так ли это? Каковы были достижения и какова цена промышленного рывка?

Это мы с вами и должны выяснить на сегодняшнем уроке

Проработав статистические данные и документы отметьте причины индустриализации Рабочий лист №1

1.СССР отставал по выпуску промышленной продукции.

2.Военно- технический потенциал нашей страны был значительнее ниже чем у стран Запада

3 Слабо развита тяжёлая промышленность

- Соответственно, исходя из причин какие цели ставит государство перед индустриализацией?(ликвидировать техническую и экономическую  отсталость)

-Каким образом?(развивать существующие отрасли промышленности и создавать новые)

( повысить военно- технический потенциал, то есть создать мощную военную промышленность)

- Верно ребята

Но индустриализация в России имела ряд особенностей. С помощью параграфа 23 стр 170 озвучьте эти особенности.

Курс на индустриализацию взят и в мае 1929 года. На 5 Всесоюзном съезде Советов был утверждён первый пятилетний план.

Годы первой пятилетки -1928-1932. Посмотрите на дату . Вас ничто не смущает?(Почему название пятилетка, а всего 4 года?)

 По рабочему листу №2     ознакомьтесь с высказыванием Сталина и  подумайте, чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности?

 (Мы отстали на 50-100 лет, но нам нельзя быть отсталыми иначе страны запада нас раздавят, и поэтому нужно нарастить темпы)

 Миллионы людей с работали на стройках пятилетки. Работали со 100% выкладкой, с полной отдачей, не жалея своих сил.

Давайте послушаем Викторию

СТИХ Спасибо

А сейчас я попрошу вас обратиться к рабочему листу №3  Перед вами воспоминание бригадира –каменщика Кузнецкстроя  В.Шидека   и главного инженера Кузнецкстроя И.П.Бардина, прочитайте воспоминания о ответьте на вопросы рабочего листа.

1.Что заставляло так напряженно работать в годы первых пятилеток,

2.За счет чего достигнуты были успехи первых пятилеток?

3.Как можно охарактеризовать психологию строителей пятилеток?

1.Я считаю, идеология того времени - правительство сказало нужно догнать-значит это правильно, это нужно. Верили, что своим трудом они создадут лучшую жизнь своим детям

2.За счёт энтузиазма людей,  соревновательного характера работы.

3.  Строители пятилеток довольствовались малым в быту,  осознавали, что строят своими руками великое будущее страны, детей)

В годы первой пятилетки были построены Магнитогорский, Кузнецкий металлургические комбинаты, Днепропетровская гидроэлектростанция, Сталинградский, Харьковский тракторный завод, Шахты на Донбассе, Кузбассе, ГАЗ, Московский автомобильный завод.

В годы второй пятилетки: Азовский, Запорожский сталелитейный заводы, Челябинский тракторный завод, Авиационные заводы в Куйбышеве, Москве, Харькове, металлургические заводы на Урале.

 Итоги первых пятилеток были впечатлительными

-Давайте с вами познакомимся со стройками пятилетки на примере строительства Днепрогэс

ВИДЕОФРАГМЕНТ и вопросы к нему( вопросы на листках перед учащимися)

1)Оцените тяжесть труда и уровень автоматизации строительства(тяжёлый труд и низкий уровень автоматизации)

2)На какие жертвы пришлось идти при строительстве ГЭС(Были затоплены территории вместе с населёнными пунктами)

3) Какова на ваш взгляд значимость данного объекта в то время?(Эта ГЭС была очень значима, т.к это источник энергии, она давала электричество)

Перед вами на рабочем листе №4 таблицы. Внимательно их изучите и ответьте на вопросы

1.Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?

(по среднегодовым темпам  прироста промышленной продукции  СССР обгоняет  США, Англию и Францию.

2.Как изменилось количество крупных предприятий в годы пятилеток? (Крупных предприятий  в СССР стало значительно больше)

3.Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему? (Более быстрыми темпами развивались отрасли тяжёлой промышленности, что было в интересах обороны страны)

Но успехи достигались не только благодаря энергии и энтузиазму, широко применялся подневольный труд. Большинство важных объектов первой пятилетки было построено руками заключенных, в том числе Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское море.(слайд)

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ:100тысяч заключённых рыли огромный котлован без использования какой-либо техники

Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец. Работали заключенные за паек – буханку хлеба и «баланду» из мороженой рыбы. Не меньшим стимулом для ударной работы служили трупы казнённых заключённых, развешанные по сторонам канала. Согласно официальным данным, всего за время строительства 1931—1933 г. умерло 10 936 заключённых. Строительство же канала обошлось в 4 раза дешевле, чем рассчитывали экономисты.

 

-Одним из уникальных явлений периода индустриализации было стахановское движение. Начало его принято считать с 1935 года, когда шахтер Алексей Стаханов(СЛАЙД)вырубил за смену 102 т угля вместо 7 т по норме. Советское руководство всячески старалось поддерживать и поощрять стахановцев во всех отраслях промышленности. Заработок стахановцев был значительно выше остальных рабочих, они награждались орденами, отдельной жилплощадью, именными местами в местных клубах и кинотеатрах.в Саратовском крае стахановское движение тоже было развито:  Так на Волжском чугунно-литейном заводе стахановцы ХЛЮПИН, БАЛАКИРЕВ резко увеличили нормы выработки и перевыполнили план.

ФИЗМИНУТКА

Отыскать глазами на потолке смайлики, помахать каждому из них сначала правой, а затем левой руками.

Упражнение «Буратино».

Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово индустриализация

Наш , Саратовский край вместе со всей страной принимал участие в выполнении пятилетних планов. Об итогах индустриализации в Саратовском крае нам расскажет……

За годы первых пятилеток в Саратовском крае значительно расширилась сеть железных дорог. В 1936 году открылось движение по ветке Уральск-Илецк, соединившей Саратов со Средней Азией, были построены новые пути на железнодорожных линиях Пенза-Балашов (1937) и Саратов-Ртищево (1940).

Областной центр получил пассажирское воздушное сообщение не только с 37 периферийными пунктами, но и с Москвой. В 1935 году вступил в строй саратовский завод по производству шифера в Вольске, мясокомбинат в Энгельсе .В годы первых пятилеток в Саратове были построены крупные заводы: комбайновый (в 1937-1940 годах был перепрофилирован в авиационный), нефтеперерабатывающий, шарикоподшипниковый, свинцовых и щелочных аккумуляторов, станкостроительный, зуборезных станков, «Трактородеталь» в Саратове. В этот период был построен железнодорожный мост, занимавший по протяженности тогда 3-е место в РСФСР. Он соединил Саратовский край с низовьем Волги, Каспийским морем, со Средней Азией и районами Сибири.

Видя темпы роста промышленности, глобальные стройки вы наверное задались вопросом: За счет каких средств осуществлялась индустриализация?  Какова ваша точка зрения?(повышение налогов, большая часть бюджета шла на тяжёлую промышленность, экспорт товаров) 

СЛАЙД

Средства для индустриализации:
- перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей;

- получение дополнительных доходов за счёт экспорта зерна, масла, леса, пушнины, золота, нефти и других товаров;

- повышение подоходного налога с городского и сельского населения;

- проведение государственных займов у населения;

-выкачивание средств из деревни.

 Давайте вернёмся к нашему учебнику. Откройте стр175 пункт «Итоги первых пятилеток» Поработайте над текстом и скажите, как же изменилась российская экономика в ходе индустриализации?(по объёмам промышленного производства Россия вышла на 2 место после США, среднегодовые темпы роста производства стали самыми высокими, значительно снизился импорт ,появились новые отрасли промышленности, экономическая независимость, развитый ВПК)

Обратимся к проблеме урока. «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественно новый уровень», – говорил М.С. Горбачев.

Согласны ли вы с этой точкой зрения?(Согласны. Наша страна стала передовым в промышленном плане государством. Я считаю, что и страны запада стали по другому смотреть на нас – с уважением, а возможно и с опаской)

     А какова цена  этого промышленного рывка?(Очень дорогая цена: это и человеческие жизни-например Беломорканал, падение уровня жизни населения- высокие налоги, тяжелейшие условия труда) 

А сейчас я предлагаю вас сыграть в известную с детства вам игру «Крестики-нолики»

Игра «Крестики нолики».

Учащиеся рисуют игровое поле для «крестиков ноликов», выставляют номера вопросов от 1 до 9.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Учитель читает вопросы, на которые можно ответить да или нет. Если учащийся отвечает да, в игровое поле он ставит крестик +. Если учащийся отвечает на вопрос нет, в игровое поле он ставит 0.

  1. К сер.20-х годов XX века Россия обгоняла в своем  экономическом развитии станы запада?
  2. Индустриализация – это процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего, отраслей тяжелой промышленности, который производит орудия и средства производства?
  3. Индустриализация в России носила догоняющий характер?
  4. Годы второй пятилетки 1933-1937гг?
  5. Первый пятилетний план был выполнен за три года?
  6. При строительстве Беломорканала использовался бесплатный труд заключенных?
  7. В ходе индустриализации по объёмам промышленного производства СССР вышел на 1 место в мире?
  8. Индустриализация превратила СССР из аграрной страны в индустриальную державу?
  9. Балаковская АЭС была построена в годы 1 пятилетки?

1

 0

2

 +

3

 +

4

 +

5

 0

6

 +

7

 0

8

 +

9

 0

Наш урок подходит к завершению Я благодарю вас за работу. Ваши отметки за урок.

Домашнее задание п.23, термин, даты пятилеток в.5 синквейн по теме Индустриализация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....