Экономическая политика красных и белых
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

Вашему вниманию предлагается урок истории России  9 класса по теме «Экономическая политика красных и белых ».

Цель урока: выявление особенностей экономической политики красных и белых во время Гражданской войны.

Одна из задач урока формирование гражданской позиции и любви к истории страны. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, на данном уроке используется форма групповой деятельности (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Данная форма урока предполагает высокую познавательную активность учащихся, способствует активизации психологических процессов:  внимания, запоминания, интереса, восприятия, мышления. Позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, т.к. обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения коллективной познавательной деятельности.

1 этап. Организационный

- деление на группы, назначение лидера группы

- инструктаж

2 этап. Основной .изучение нового материала.

- Группам  предлагаются выдержки из программных документов большевиков и руководителей белого движения. Задание  определить, чьи взгляды отражены в данном документе (белых или красных). Доказать фактами (примерами).

Если обучающиеся затрудняются идентифицировать документ, им предлагается воспользоваться учебником. Определив, чей документ, группа получает задание работать с документами того движения.В ходе основного этапа урока группы работают с историческими источниками, отбирая черты, представляющие и конкретизирующие экономическую политику белого и красного движений. И заполняют свою часть таблицы. Работа с историческими источниками на уроке, позволяет приобрести навыки работы с ними, что поможет при сдаче ГИА и ЕГЭ. Подбираю  группы по принципу объединения учащихся разного уровня обученности. При работе в группе возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем, помогающий получает при этом не меньшую пользу, т.к. его знания актуализируются, конкретизируются и закрепляются именно при объяснении однокласснику. 

3этап. Подведение итогов работы групп. Заполнение таблицы.

На этом этапе урока происходит подведение итогов группового задания. Работа  направлена на систематизацию материала, его обобщение и анализ.

Для организации обсуждения я использую, вопросы, направленные на актуализацию знаний.

- Явилась ли политика военного коммунизма одной из причин победы красных в Гражданской войне?

- Какая экономическая политика была привлекательна для масс? Почему?

Делаем вывод.

В условиях ожесточенного противостояния между красными и белыми население, и прежде всего крестьянство, было вынуждено смириться с военно – экономической программой большевиков, ясно давая понять, что оно не желает возвращения старых порядков.

4 этап. Рефлексия.

Ребята отвечают на вопросы:

-Получили ли Вы ответы на поставленные вопросы?
-Удовлетворены ли Вы сотрудничеством в группе?
-Были ли трудности при работе с историческими документами? Как вы их преодолевали?

5 этап домашнее задание.

Кому  принадлежит лозунг «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют». Подготовить сообщение об этом движении.

Оценка деятельности группы отслеживается на каждом этапе урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ekonom.politika_belyh_i_krassnyh_urok_4_2.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ИСТОРИИ 9 КЛАСС Жеребцова Ирина Васильевна » Одни бьются за призрак прошлого, другие – за призрак будущего В.Набоков Экономическая политика красных и белых

Слайд 2

Одни бьются за призрак прошлого, другие – за призрак будущего. В.Набоков Жеребцова Ирина Васильевна УРОК ИСТОРИИ 9 КЛАСС

Слайд 3

ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ продолжить формирование гражданской позиции и любви к истории страны, гуманистических и демократических ценностей сформировать представление о “белой” и“красной” экономической политике, о причинах поражения белого движения и победы красных продолжить формирование умений анализировать, систематизировать информацию, отстаивать свою точку зрения » Жеребцова Ирина Васильевна выявление особенностей экономической политики красных и белых во время гражданской войны

Слайд 4

Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: традиционная Жеребцова Ирина Васильевна

Слайд 5

ЭТАПЫ Организационный Изучение нового материала (работа в группах) Презентация результатов Рефлексия Домашнее задание Жеребцова Ирина Васильевна

Слайд 6

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Деление на группы Инструктаж Жеребцова Ирина Васильевна

Слайд 7

ВТОРОЙ ЭТАП. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ГРУПП «…1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…» «…Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определен размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, укрепляется на правах незыблемой собственности…» «… Земля казенная и частновладельческая сельскохозяйственного пользования распоряжением самих волостных земств будет передаваться обрабатывающим ее хозяевам. Приказываю к защите Родины и мирному труду русских людей и обещаю прощение заблудившим, которые вернуться к нам. Народу - земля и волю в устроении государства! Земле - Волею народа поставленный Хозяин!» «…6) Право пользования землей получают все граждане (безразличия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается…» Жеребцова Ирина Васильевна

Слайд 8

ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛА ВРАНГЕЛЯ N 3226 от 20 мая 1920 года «К НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ» (Приказ Верховного правителя А.В. Колчака, 18 ноября 1918 г.) «ОБ ОБРАЩЕНИИ ВО ВРЕМЕННОЕ ЗАВЕДЫВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЗЕМЕЛЬ, ВЫШЕДШИХ ИЗ ФАКТИЧЕСКОГО ОБЛАДАНИЯ ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ» (Постановление Совета министров А.В. Колчака,18 апреля 1919 г.) «О ЗАДАЧАХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ» (Интервью Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака английской газете «Temps», июль 1919 г.) «НАКАЗ» ОСОБОМУ СОВЕЩАНИЮ (выдержки) ГЕНЕРАЛ - ЛЕЙТЕНАНТ ДЕНИКИН г. Таганрог, 14 декабря 1919 г ДЕКЛАРАЦИЯ ГЕНЕРАЛА ДЕНИКИНА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ВОПРОСУ ДЕКЛАРАЦИЯ ГЕНЕРАЛА ДЕНИКИНА ПО РАБОЧЕМУ ВОПРОСУ ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА 12.января 1918 г. ИЗ ДЕКРЕТА СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О РАЗВЕРСТКЕ МЕЖДУ ПРОИЗВОДЯЩИМИ ГУБЕРНИЯМИ ЗЕРНОВЫХ ХЛЕБОВ И ФУРАЖА, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТЧУЖДЕНИЮ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 11 января 1919 г.

Слайд 9

Политика «Военного коммунизма» в деревне Политика «Военного коммунизма» в городе Экономическая политика А.В. Колчака, А.И. Деникина Экономическая политика П.Н. Врангеля Аграрный вопрос Рабочий вопрос Жеребцова Ирина Васильевна

Слайд 10

Третий этап. Подведение итогов Политика «Военного коммунизма» в деревне Политика «Военного коммунизма» в городе Экономическая политика А.В. Колчака, А.И. Деникина Экономическая политика П.Н. Врангеля Аграрный вопрос Рабочий вопрос Жеребцова Ирина Васильевна

Слайд 11

Получили ли в ы ответы на поставленные вопросы? Удовлетворены ли в ы сотрудничеством в группе? Были ли трудности при работе с историческими документами? Как вы их преодолевали?

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Жеребцова Ирина Васильевна

Слайд 13

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Оценка работы группы Индивидуальная оценка Оценочный лист Критерии оценки (баллы): «0» - не участвовал в работе группы «1» - принимал участие и понимал материал «2» - активно участвовал в работе группы, выдвигал новые идеи или представлял результаты работы группы № ФИО Этапы урока Итоговый балл Оценка 1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Политика красных и белых" 9 класс

Тест для контроля  данной темы в 9 классе....

Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"

Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"

Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию  в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль  кур...