ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «СВЕТЛЫЙ МАЙ»
методическая разработка по истории на тему

Братусенко Инна Анатольевна

 

Мате      Материал сценария может быть использован при проведении школьных мероприятий, классных часов, посвящённых празднику великой Победы. Данное мероприятие будет интересно и полезно школьникам, учителям и всем тем, кому небезразлична история стра             , в ко  ны. в которой они живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetlyy_may_-_9_maya.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение    

«Покровская средняя общеобразовательная школа»

Ленинского муниципального района Волгоградской области

Всероссийский конкурс творческих работ

«Праздник  со слезами на глазах – 2017».

Номинация: «Сценарии мероприятия»

 ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«СВЕТЛЫЙ МАЙ»,

ПОСВЯЩЁННАЯ

72-Й ГОДОВЩИНЕ ПОБЕДЫ

В  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Авторы:

Инна Анатольевна Братусенко, учитель истории и обществознания,

контактный телефон: 8-960-883-90-13,

email:bratusenko.in@yandex.ru

Елена Ивановна Ведмецкая, учитель иностранного языка,

контактный телефон: 8-905-062-95-55,

email:vedmetskaya67@mail.ru


Пояснительная записка

Назначение и применение работы:

Материал сценария может быть использован при проведении школьных мероприятий, классных часов, посвящённых 72-летию великой Победы. Данное мероприятие будет интересно и полезно школьникам, учителям и всем тем, кому небезразлична история страны, в которой они живут.

Цель:

 Формировать  историческую память и преемственность поколений на основе знаний о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать   чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

 Задачи:

познакомить школьников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

  расширить знания учащихся о ходе Великой Отечественной войны;

 продолжить формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков нашего народа во время Великой Отечественной войны;

 продолжить формирование навыков публичного выступления.

 Актуальность:

 9 Мая страна будет отмечать одну из самых памятных дат в её истории – Победу в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Поэтому большое внимание нужно уделять формированию у учащихся любви к своей Родине, воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к его свершениям и достойным страницам истории. Мы должны сохранить в памяти подрастающего поколения   историю  Великой Отечественной войны, помнить о павших, чтить живущих, чтобы снова не допустить распространения фашизма на нашей земле.

База:  МКОУ «Покровская СОШ», школьный музей Боевой и трудовой славы.

Возраст участников: 1 − 11 классы.

Дата проведения:  5 мая 2017 года.

Необходимое оборудование:

 1) оргтехника: персональный компьютер;

2)  иллюстративный материал: плакаты, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне.

3) аудиозаписи песен: «Я сегодня до зари встану»,  «Священная война», «На Мамаевом Кургане тишина», «Журавли», «День Победы», голос Левитана  «Начало войны», разрывы бомб, биение сердца.

Литература:

1. С. Щипачев. Стихотворение «Такою всё дышало тишиной».

2. А. Сурков «Песня защитников Москвы».

3. В. Болтунов. Стихотворение  «Сталинград – это город- Герой!».

4. В. Ибнер. Стихотворение «О сыне».
5. И. Ширяев. Отрывок из стихотворения «На Курской дуге».

6. Р. Рождественский. Стихотворение «Память».

7. З. Шишкова. Отрывок из поэмы «Блокада».

8. М. Дудин «Товарищам 1941 года».

  Результативность педагогического мероприятия:

В ходе подготовки и проведения  литературно-музыкальной композиции  учащиеся были вовлечены в  дальнейшее знакомство с историей Великой Отечественной войны. Каждый  выступающий  получил удовлетворение от значимости личного участия.

 У  каждого участника формируется бережное отношение  к истории своего родного края, возникает желание быть причастным к истории своей Родины. Можно быть уверенными, что те, кто в юности принимал активное участие в патриотических мероприятиях, станут настоящими гражданами России, которые будут  помнить о павших, чтить живущих, и передавать эстафету памяти подрастающему поколению.

Сценарный план

Звучит песня «Я сегодня до зари встану» (1 куплет и припев)

Под музыку выходят участники литературно-музыкальной композиции.

Чтец 1: Говорят, что когда войну забывают, она начинается снова… Мы помним. Каждый год 9 мая чтим память погибших и чествуем ветеранов – искренне, от всей души. Ради детей, ради мирного будущего, ради жизни на Земле.

Чтец 2: Пришел июнь – румянец года,

Обилие света и тепла,

И зацвела вокруг природа

Палитрой красок ожила.

 Чтец 3: И тополиный пух метелью

Следы дорог запорошил,

И хор кузнечиков свирелью

Поля и рощи огласил.

 Чтец 4: Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…

Чтец 5: Страна дышала в мирном изобилии

В сверканье жизни, песен и труда.

 Звучит  песня «Священная война» (первые 4 строки)  

 Чтец 6: Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

 Чтец 7: Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели это – война?!

Звучат разрывы бомб

 Чтец 1: Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Чтец 2: Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Звучит голос Левитана  « Начало войны».

Год 1941. 22 июня… от Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города».

 Чтец 3: Стоял народ и слушал сводку
Советского Информбюро.
Кружился рупор над слободкой,
Роняя черное перо.
Звенело – сталью или жестью...
Но люди шли, и шли, и шли….
Как будто тут иные вести,
Чем дома, услыхать могли,
Как будто тут, при всем народе,
Плечом к плечу, к спине спина –
Любая весть терпимей вроде,
Да и война не так страшна.

Чтец 4: Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.
Чтец 5: Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.
 Чтец 6: Они не успели полюбить, завести семью, детей. Они не познали радость Победы. Они не вернулись из боя. Они остались в памяти родственников молодыми, вечно молоды.
Чтец 7: На закате горят города,

Задыхаются дымными снами.

Эшелоны уходят туда,

Эшелоны набитые нами.

Чтец 1: Там трещит за редутом редут,

Там сломался рубеж обороны.

Эшелоны идут и идут,

Днем и ночью идут эшелоны.

 Чтец  2: На закате горят города,

Не грусти, не надейся на чудо.

Эшелоны уходят туда,

Но они не вернутся оттуда.

Чтец 3: Сердце нашей Родины – город Москва. Слова полководца Сталина знали все бойцы и мирные люди: «Дальше отступать нельзя! Позади Москва!».  Зимой 1941 года, в Подмосковных полях решалась судьба русского народа.

Чтец 4: В атаку стальными рядами

Мы поступью твёрдой идём.

Родная столица за нами,

За нами родимый наш дом.

 Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Разгромим, уничтожим врага.

Чтец 5: «Эту битву проиграть невозможно!" - так думали все. И именно под Москвой русская армия одержала свою первую крупную победу!

 В ряду городов-героев Ленинград стоит на особом месте – он единственный пережил почти трехлетнюю блокаду, но так и не сдался врагу.
Чтец 6: Три года длилась, та блокада
город не жил, он выживал.
И каждый житель Ленинграда,
Под вой сирены засыпал.

 Чтец 7:  Зимой, в домах был страшный холод.
Дрова закончились давно.
Людей косил нещадно голод,
Ведь немец, город взял в кольцо

 Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право - жить.
Есть передышка - мы передохнём,
Нет передышки - снова будем драться.
За город, пожираемый огнём,
За милый мир, за всё, что было в нём,
За город наш, испытанный огнём,
За право называться ленинградцем.

Чтец 1: Жителям и защитникам Ленинграда победа досталась дорогой ценой.

В  июле 1942 г. началась двухсотдневная Сталинградская битва, которая  переломила ход всей войны.  

Чтец 2: Сталинград! Город воинской Славы,
Сталинград! Это город Герой!
Там на битву сошлись две державы,
Кровь лилась там великой рекой!

И фашистскую черную силу,
Окружили и взяли в котел,
Но немало легло там в могилу
Наших дедов, отцов и сестер!

Чтец 3: На Мамаевом древнем кургане,
Где Герои Отчизны лежат,
Там горит негасимое пламя
И с мечом стоит Родина-Мать!

Слава павшим в боях за Победу!
Слава павшим в боях за Страну!
И примеры отцов наших, дедов,
Пусть послужат в грядущем бою!

Звучит песня «На Мамаевом Кургане тишина» ( 1 куплет)

Чтец 4: Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Они хотели окружить и уничтожить наши войска.

Чтец 5: Друзья мои, я не был на войне, 
Но помню точно по рассказам деда, 
Он говорил на кухне в тишине, 
Как нелегко далась нам та победа... 
Огнем горела Курская дуга, 
Давили оборону клинья танков, 
Любой ценой остановить врага, 
Особенно прорвавшегося с флангов... 
Дымят, уже закончен их поход, 
Семь тигров из фашистского зверинца 
На миг враг передышки не дает... 
И днем и ночью приходилось биться... 

Чтец 6: Но так и не сумели нас снести... 
Ни вражеские танки, ни пехота 
Нас не сломили, не смогли пройти, 
Хотя в живых осталось два расчета, 
Рассвет встает в распахнутом окне, 
Я слышу только тихий голос деда, 
Его рассказ о памятной войне, 
Как нелегко далась нам та победа... 

 Чтец 7:  Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой

Его в 42-ом мой ровесник писал своей маме

Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой.

На сцене под музыку появляется солдат и его мать

Солдат: «Знаю, в сердце у тебя тревога:
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу,
По которой Я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи…
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
До сих пор грохочет канонада
Снова в бой – на линию огня!
Если не вернусь, не плачь, не надо,
Втихомолку вспоминай меня».

Мать солдата: Сын, тебя я под сердцем носила,
Я тобою гордилась, любя,
И со всей материнскою силой
Я теперь заклинаю тебя:
Бей врага! Над твоей головою
Вьется русского знамени шелк.
Каждый недруг, убитый тобою,
Это Родине отданный долг.
Бей врага раскаленным металлом,
Обращай его в пепел и дым,
Чтобы с гордостью я восклицала:
«Это сделано сыном моим!»
Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови,
Чтоб удар твой был равен по силе,
Всей моей материнской любви!

Чтец 1: О, сколько безутешных матерей
Облились горькими слезами.
Их боли не пройти, не отогреть
Под траурными чёрными платками.

Чтец 2: Память о войне, о жертвах войны…  Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой 27 миллионов человеческих жизней.

Чтец 3: Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда, не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Звучит песня «Журавли»  (1 куплет и припев)

  Чтец 4: Как  было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый,  война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

Чтец 5: Память!
Власти твоей мы верны
Всех, всех ушедших из дома
Всех, верни кто в боях и тылу
Не дождался салюта Победы
В каждом доме свой список имен
Петр, Иван, Александр, Семен…
Сколько звезд сорвалось с небосклона
Сколько крови у нас пролилось
Не сказать ни стихами, ни в прозе
Я прошу всех вас встать и в душе имена повторять
Петр, Иван, Александр, Семен
Это память, минутой молчанья
Минута молчания!

Минута молчания проходит под ритм бьющегося сердца

Чтец 6:  Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.

Чтец 7: Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.

Чтец 1: Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
За главный праздник всей страны!                                                      

Чтец 2: Давно закончилась война.… Затекли и сравнялись с землёй окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!

Чтец 3: Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните
Войну,
Люди Земли!

Чтец 4: Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет никогда, –
Заклинаю – Помните!

Чтец 5: Благословенная весна!
Весна Победы снова с нами!
Ушла в историю война.
Покой и тишь под небесами

Чтец 6: Берегите Россию – нет России другой
Береги ее тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Без нее нам не жить, берегите ее,
Чтобы вечно ей быть нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
(Все вместе:) Берегите Россию – нет России другой 

 Чтец 1: Мы, молодое поколение страны, внуки и правнуки тех, кто, не жалея своей жизни завоевал свободу, счастье и мир.

 Чтец 2: Нам, поколению начала 21 века, дорого будущее планеты.

 Чтец 3: Мы обещаем помнить о цене Великой Победы!

 Чтец 4:   И пусть всегда горит огонь у могилы Неизвестного солдата.

 Чтец 5: Пусть 9 мая останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому, даже времени.

Чтец 6: Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с великим днём,

(Все вместе:) С днём нашей славы! С днём Победы!

Звучит песня «День Победы» (1 куплет и припев)

Учащиеся школы возлагают цветоы к братской могиле воинам, погибшим во время Сталинградской битвы, расположенной  в центре села.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция «Светлую память храня…..», посвященная Дню Победы

Литературно – музыкальная композиция  «Светлую память храня…..», посвященная Дню ПобедыЦель: ...

Литературно-музыкальная композиция « … Чудится музыка светлая и строго ложатся слова»

Поэт, автор песен и музыкант, прозаик, сценарист - Булат Шалвович Окуджава ....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Россия светлая душа" к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Красивые, трогательные стихи - их мог создать только человек с тонкой душой. Несмотря на свою молодость он воспринимал мир так, как будто познал все его непознаваемые грани. Тончайший лирик, удивитель...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...