Крестьянская реформа 1861 г.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

 Ефременкова Наталья Петровна

Конспект урока для 8 класса (технология проблемного обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_krep_pravo.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России 8 класс

Учитель: Ефременкова Наталья Петровна        

Тема урока: Крестьянская  реформа 1861 г.

Тип урока: формирования новых знаний

Форма урока: проблемный урок (эвристическая беседа)

Технология обучения: проблемное обучение 

Цель урока:

Организация работы по усвоению  сущности и значения Крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, основных понятий темы.

Задачи урока:

Образовательная:  Сформировать представление о необходимости проведения реформы.

Вооружить учащихся системой знаний о социально-экономическом и политическом положении России в  1860-х гг. Объяснить значение отмены крепостного права. Формировать основные понятия темы.

Развивающая: Развить у учащихся познавательный интерес к изучению предмета истории и исторических событий второй половины XIX века, а так же активизировать познавательные способности, уметь правильно и грамотно выражать свое мнение, научить аргументировать и доказывать свой ответ, развивать воображение и восприятие. Продолжить формирование основных умений у учащихся: самостоятельно получать новые знания по источникам, анализировать фактический материал.

Воспитательная: Формировать у учащихся научное мировоззрение об историческом процессе, происходившем в России во второй половине XIX века. Способствовать формированию  нравственных качеств личности, взглядов и убеждений,  направленных на правильное восприятие важнейших исторических событий в истории России.

Основные понятия: уставная грамота, выкупные платежи, отрезки,временнообязанные .

Основные даты:  19 февраля 1861 г.- Манифест об отмене крепостного права.

Имена исторических деятелей: Александр II.

План изучения нового материала:

  1. Сущность Крестьянской реформы.
  2. Итоги и последствия Крестьянской реформы 1861 г.

Оборудование урока: учебник, ноутбук и медиапроектор, карточки с Д/з.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин.)

Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Проверяют наличие на столах учебника, тетради, письменных принадлежностей

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ  (2-3  мин.)

Познакомьтесь с двумя цитатами на слайде 1:

1.С.В.Мироненко:

«…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян уже в начале ХIХ в., оказалось сопротивление подавляющей         части  дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной силы повернуть вспять».

 

2.Николай I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.:

«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно еще более гибельным».

Вопросы:

Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 Сформулируйте тему сегодняшнего  урока.

Правильно, наша тема «Крестьянская реформа 1861 г.»  слайд 2.

Читают.

 

 

 

 

 

Высказывают  предположения.

Формулируют тему.

Записывают тему в тетради.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (3-5 мин.)

 Итак, ни Александр I, ни Николай I не смогли освободить крестьян от крепостной зависимости. Умирая, Николай I взял обещание со своего сына Александра, что он отменит крепостное право.

Вопросы:

Вспомните предпосылки, которые сложились для этого в России?

Открывает слайд 3.

Вспомните причины отмены крепостного права?

Открывает слайд 4.

Называют предпосылки:

1.Понимание у передовых людей России необходимости отмены крепостного права.

2. Ранее были приняты законы ограничивающие или отменяющие крепостное право(1797-«о трехдневной барщине», 1803-«о вольных хлебопашцах»,1842-«об обязанных крестьянах», отмена крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях)

3.Развитие капиталистического уклада в экономике убеждало, что подневольный труд тормозит развитие страны.

Называют причины:

  1. Крепостничество—тормоз в развитии экономики, и это  делало Россию отсталым государством;
  2. Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян.
  3. Нарастание крестьянских недовольств выступлений.
  4. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.).
  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20-25 мин.)

Постановка проблемного вопроса:

Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному. Одни называли 19 февраля «великим днем», сам Александр II назвал этот день «лучшим днем» своей жизни; другие – «чистым обманом, издевательством над крестьянами» (Н.А.Некрасов); «старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено.  Народ царём обманут»( Н.П. Огарев); крестьянская реформа антинародна, а подлинное освобождение крестьян может быть достигнуто путём революционного перехода к социализму (Н.Г. Чернышевский).

Открывает слайд 5.        

В конце урока мы должны ответить на вопрос:

Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной и почему?

Что нужно сделать, чтобы оценить реформу?

Постановка цели.

Как вы думаете, чьи интересы сталкиваются при проведении крестьянской реформы?

Сформулируйте содержание реформы от имени крестьянина и от имени помещика.

Как вы думаете, кого император привлечет к разработке реформы? Почему?

Что мы должны сделать для того, чтобы выяснить, как Александр II справился со сложной задачей: освободить крестьян и не ущемить интересы помещиков?

Так что же нам сегодня предстоит узнать?

Сформулируйте цель урока. 

Как мы поймём, что достигли цели?

Да. И это сопоставление мы представим в виде таблицы: 

Слайд 6.

крестьяне

помещики

+

-

+

-

 

 

 

 

На какие вопросы  надо найти ответы?

Реализация плана.

При необходимости консультирует учащихся.

Просит огласить ответы.

Слушает,  просит учащихся  дополнить в случае необходимости ответы одноклассников

Открывает слайд 7 с заполненной таблицей.

Вопросы: 

Так смог ли Александр II угодить и крестьянам, и помещикам?

Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась- расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику…

Значит реформа была проведена зря?

Реформа не была доведена до конца,  имела буржуазные черты (черты капитализма ) и сохраняла феодальные пережитки. Скажите, какие черты реформы носили буржуазный, а какие крепостнический характер.

Открывает слайд 8 с таблицей.

Открывает слайд 9.

Буржуазные черты реформы

Феодальные пережитки

1. Ликвидация крепостного права

1. Земля в руках помещиков

2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями

2. Временнообязанное состояние крестьян

3. Расслоение крестьянства

3. Сохранение общины

4. Стимулирование развития промышленности и торговли

4. Примитивные методы хозяйствования

 

5. Политическое бесправие крестьян

Отвечают: узнать содержание реформы.

Отвечают: интересы крестьян и помещиков

Отвечают: крестьяне— стать свободными и получить имеющиеся у них земли бесплатно.

Помещик—дать крестьянам свободу, но землю не давать или дать за деньги.

Отвечают: помещиков, потому что  они образованные, они его опора.

Отвечают: сопоставить, какую выгоду получили от реформы крестьяне, а какую помещики.

Формулируют цель: выяснить, смог ли Александр II при разработке реформы  учесть интересы и крестьян, и помещиков.

Отвечают:

Получал ли крестьянин свободу?

Получал ли крестьянин землю и на каких условиях?

Что получили или потеряли от реформы  помещики?

 

Читают текст учебника (пар.20, с.141-142) и заполняют таблицу индивидуально:

крестьяне

помещики

+

-

+

-

личная свобода,

некоторые гражданские права

мало земли, долги,

сохранение барщины и оброка до полного выкупа

Денежную компенсацию,

возможность ещё несколько лет эксплуатировать крестьян

получили лишь часть компенсацию, т.к. многие имения давно были заложены;

потеряли бесплатную рабочую  силу, а по-новому вести хозяйство не умеют

Отвечают, корректируют и дополняют ответы друг друга.

Отвечают:  нет.

Высказывают предположение: реформа была невыгодна и крестьянам, и помещикам.

Читают первый абзац  п. «Значение отмены крепостного прав» и отвечают на вопрос: создала условия для развития капитализма, а это было  важно для развития государства.

Читают второй абзац п. «Значение отмены крепостного прав» и отвечают заполняют таблицу.

Буржуазные черты реформы

Феодальные пережитки

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (5-7 мин.)

Консультирует, корректирует ответы.

Учитель по ходу ответов учащихся на доске записывает схему.

1) временнообязанный;       А

2) отрезки;                             Б

3) барщина;                           А

4) выкупные платежи;          Б

5) крепостной                        А

6) надел;                                 Б

7) оброк.                                 А

8) отруб;                                 Б

9) вотчина                              А

10) мировой посредник        Б

Записывают в тетрадь новые понятия:

1. Уставная грамота—письменное соглашение между помещиком и крестьянином, об условиях выкупа.

2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.

3. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

4. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

По очереди читают объяснения понятий.

Устно вместе выполняют тест:

Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):

1) временнообязанный;

2) отрезки;

3) барщина;

4) выкупные платежи;

5) крепостной

6) надел;

7) оброк.

8) отруб;

9) вотчина

10) мировой посредник:

  1. РЕФЛЕКСИЯ (3-5 мин.)

А сейчас, попробуйте закончить предложение, рассуждая на тему нашего урока:

1.  Было интересно…

2.  Я понял, что…

3.  Меня удивило…

4. Мне кажется, что наиболее точной следующая оценка  Крестьянской реформы:…, потому что…

5. Александра II  справедливо (несправедливо) называют Освободителем, потому что…

По очереди произносят вслух предложения:

1.  Было интересно…

2.  Я понял, что…

3.  Меня удивило…

4. Мне кажется, что наиболее точной следующая оценка  Крестьянской реформы:…, потому что…

Александра II  справедливо (несправедливо) называют Освободителем, потому что…

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2-3 мин.)

Содержательная оценка урока, выставление отметок в дневник.

Д/з: пар.20, знать термины; док-т с. 143 и вопросы  к нему; по желанию

 решение исторической  задачи раздается на листках (Приложение 1).

Приложение 1

Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин. Таким образом, крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей, должен заплатить за землю помещику 10р. х 100%:6%=166 р.67 коп.

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях-14,5 р., а средняя величина выкупного надела-8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю?

-Была ли сумма выкупа справедлива?

РЕШЕНИЕ:

14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли. 116,67-116=50 р.67 коп.-сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крестьянская реформа 1861 г.

•характеристика личности Александра II. •Предыстория отмены крепостного права. •Причины отмены крепостного права. •Подготовка крестьянской реформы •её основные положения. •Значение отмены...

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Манифест 1861 г

Документ 1861 года...

Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества  XIX в. в 8 классе....

Урок по новой истории в 8 классе по теме "США в период гражданской войны 1861-1865гг"

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности, содержащий все его компоненты: актуализацию субъективного (первичного), обогащаемого, закрепляемого опыта учащихся...

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...