Практические задания по теме "Реформация"
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Верцева Наталия Валерьевна

Материал для закрепления изученного материала по теме Реформация для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reformatsiya_zadaniya.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа «Реформация и контрреформация в Европе»

Цели:
-научиться характеризовать основные события XVI века в Европе;
-выявить религиозные течения, возникшие в ходе Реформации в XVI веке;

- научиться анализировать исторические источники.
Порядок выполнения работы:
1. В чем причины Реформации?
2. Кто такой Мартин Лютер? Опишите его «95 тезисов».
3. Опишите основные события крестьянской войны в Германии.
4. Какие течения были в Реформации?
5. Как католическая церковь боролась с Реформацией?
6. Какие религиозные войны шли в Европе в XVI веке?

7.Проанализируйте документы и ответьте на вопросы.

1. Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”:

«Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, несуществующая война с турками, и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заняты в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией развалившихся храмов и турецкими походами. О трех вещах нельзя говорить правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии … Три вещи неохотно делают в Риме: держат свое слово, помогают другому и уступают дорогу…

Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, доброго золота и жизни, полной наслаждения. Три вещи составляют отличительную черту Рима: папа, старые здания и корыстолюбие…».

  1. Против кого выступал Ульрих фон Гуттен?
  2. Чем были недовольны верующие? 

2. Перед вами документы, характеризующие положение определенного сословия или социальной группы в Германии 16 века. Опираясь на них и изученных ранее материал, заполните таблицу:

 “Причины Реформации в Германии”

Сословие

Причины недовольства католической церковью

Требования

Бюргерство

Рыцарство

Князья

Народ, простые верующие


I. Положение зарождающейся буржуазии – бюргерства

Себастьян Франк “Всемирная книга”:

“Третье сословие – это бюргеры, или городские жители; одни из них в имперских городах подчинены императору, другие – князьям, третьи – в Швейцарии в вольных городах, независимы.

Далее, в могущественных и свободных имперских городах население имеется двух категорий: простые горожане и родовитые, стремящиеся быть в некотором роде знатью и живущие на дворянских манер со своих рент. Они не терпят в своей среде простого горожанина, хотя бы он равен был по богатству, и, подобно дворянам, не заключают неравных браков; кто не хочет быть исключенным из их среды и презираем, тот женится на равной себе…”

II. Положение императора и могущественных князей – курфюрстов.

Дополнительные вопросы к документу:

  1. Каким образом происходила смена императоров Священной Римской Империи.
  2. Чья воля определяла избрание императора?
  3. Кто обладал наибольшей властью в Германии

Карл IV “Золотая булла”:

“Мы повелеваем и устанавливаем, чтобы архиепископ Майнцский, когда в епископстве станет известно о смерти короля или императора, в течении одного месяца со дня смерти сообщил об этом в открытых письмах каждому курфюрсту.

Если же архиепископ будет медлить с этим извещением, пусть курфюрсты по собственному почину, в силу верности долгу, заботясь о святой империи, соберутся в течение трех месяцев во Франкфурте и изберут римского короля как будущего императора. Вопрос о выборе должен решаться большинством голосов. Вновь избранным должен тотчас утвердить лены, привилегии и права и свободы курфюрстов… Когда трон остается вакантным, регентство должны взять на себя: на Юге – пфальцграф, на Севере – герцог Саксонский”.

III. Положение многочисленного рыцарства (дворянства) в Германии

Дополнительные вопросы к документам:

  1. Какое занятие было характерно для рыцарей Германии в XVI в?
  2. Чем можно это объяснить?

Готфрид (Гец) фон Берлихинген “Автобиография”

“Когда же после того ушел с дороги, у меня появился другой план, следующего рода: я узнал, что когда бывает франкфуртская ярмарка, то нюрнбержцы идут во Франкфурт пешком выше Вюрцбурга. Была предпринята разведка, и я захватил пять человек. Среди них был купец, которого я брал в плен уже в третий раз, и второй – которого я держал в течении полугода, причем один раз захватил его товар. Я сделал вид, что хочу им всем отрубить руки и головы, но это не было моим серьезным намерением. Они должны были стать на колени и положить руки на пень. Тогда я наступил на одного ногой, а другого ударил по лицу -- это было им от меня наказанием, затем я предоставил им продолжать свой путь”.

Себастьян Франк “Всемирная книга”

“Дворянство, которое по божьему повелению должно быть благородно, должно быть устрашением и бичом злых, защитой и прибежищем добрых, охранителем вдов и сирот, поступает как раз наоборот. Те, которые должны быть собаками, охраняющими овчарню, являются, напротив, сами волками и хватают все, что только могут, так что беречь и сторожить надо было от этих пастухов, благородство которых исключительно происходит от их прежнего блеска. Раньше их благородство находило основание в добродетели, теперь они доказывают его лишь гордостью и знатным происхождением”.

IV. Положение и настроение простых верующих.

Себастьян Франк “Всемирная книга”:

“Трудящийся в поте лица народ: крестьяне, угольщики, пастухи и т.д. – это четвертое сословие. Их дома, жизнь, одежда и пища хорошо известны. Это очень трудолюбивый народ, которым каждый всячески помыкает, чрезмерно обремененный барщинами, налогами, пошлинами и десятиной”.

Ганс Сакс. “О виттенбергском соловье”:

Есть у попов про всех товар, 
Лишь покупай – и млад и стар! 
Известно, каждый поп и инок 
Дом божий превращают в рынок 
Дают реликвии доход, 
А главное – в церквах идет 
Продажа индульгенций бойко, 
Вот что и есть овечья дойка! 
Толпа церковников жадна. 
Привыкнув грабить издавна, 
Живя бессовестным обманом, 
Церковник ловко лжет мирянам: 
За мощи выдав зуб быка 
Он им притронется слегка

К болящему – и дань сберет…
Страдает от попов народ
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб заплатить им десятину
Коль не заплатишь, - проклянут,
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было неповадно. 
Трудится разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактире было можно,
Кутить и пьянствовать безбожно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки-презентации по теме "Системы счисления" с практическими заданиями

В презентациях дается наглядное объяснение нового материала. После объяснения предлагается задание на закрепление.Урок "Система счисления" :историческая справка, описание позиционной и непозиционной с...

Практическое задание по форматированию текста

При выполнении задания учащиеся закрепляют практические навыки по форматированию текста....

Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников по МДК 02.03. Маркетинг специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Методические указания, контрольные задания и  методика выполнения практических заданий по МДК 02.03. Маркетинг для студентов-заочников среднего профессионального образования по специальности 1007...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Урок по теме: Производство, передача и экономия электроэнергии». С приложенной презентацией, карточками-заданиями, практическими заданиями.

Урок основан на методе групповой работы. Интересные практические задания, красочная презентация. Использование стихов....

Разработки практических заданий по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание": задания и ответы

Разработки практических заданий к изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" по темам: Образ Сонечки, Обобщение и выводы по роману. Разработки представляют из себя индивидуал...