Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
    урок по истории в 5 классе "В древнегреческом театре"

    Сизоненко Ольга Викторовна

    рабочий материал к уроку по истории в 5 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_drevnegrecheskom_teatre.docx27.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    «В ТЕАТРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

    НА ДОСКЕ: Аристофан «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых – поэты».  

    План:

    1. История возникновения театра в Древней Греции.

    2. Устройство театра.

    3. Как проходили представления.

    4. Какие пьесы исполнялись.

     I. Организационный момент

     Приветствует учащихся.

    Проверяет готовность к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

    II. Актуализация знаний  

     Учитель– Историю какой страны изучаем?

    Дети-Грецию

    Учитель– Назовите наиболее известные города Древней Греции.

    Дети-Афины и Спарта

    Учитель-ребята! Мы изучили политическую и экономическую жизнь полиса,а как вы думаете как и где греки отдыхали ?

    Дети-спорт, музыка, слушали выступления ораторов, проводили религиозные праздники.

      III. Постановка учебной задачи

    Учитель– Ребята, а вы когда-нибудь были в театре?

    Учитель– Какие театры вы знаете?

     

    Учитель– А как вы думаете, почему я вас спрашиваю про театр? О чем мы будем говорить на уроке?

    Дети-мы будем изучать театр древней Греции.

    Учитель- правильно. Давайте попробуем описать театр: Кто там играет, когда идут спектакли, кто исполняет мужские и женские роли, где располагается театр, какие пьесы могут идти? МОЛОДЦЫ –ВЫ ХОРОШО ЗНАЕТЕ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР.А КТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О ГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ?

    Дети - НЕ МОГУТ.

    Учитель-ТОГДА ДАВАЙТЕ ОТПРАВИМСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ, В ГОРОД АФИНЫ НА 2,5 ТЫС.ЛЕТ НАЗАД.

    Учитель-внимание на экран. Слайд 1    

    ТЕМА:Театр Древней Греции

    1. У вас на партах лежат РАБОЧИЕ ЛИСТЫ в которых мы будем работать весь урок.СЛАЙД 2. Запишите тему в рабочем листе

    2. Сегодня вы сможете сами управлять своими отметками на уроке. Перед вами жетоны белого цвета.

    1. Вы должны постараться заполнить РАБОЧИИ ЛИСТЫ, которые лежат у вас на столах За каждый правильный -  кладёте в свой дневник жетон. В конце урока мы подведём итог вашей работы

     Внимание на экран- (ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ)

     отправляясь в прошлое мы как настоящие исследователи должны выяснить что общего между современным и древнегреческим театрами? 

    СЛАЙД 4- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. НАЙДЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА «ТЕАТР»

    СЛАЙД 5 –В ТЕЧЕНИИ УРОКА МЫ ЗАПОЛНЯМ ВТОРУЮ КОЛОНКУ ТАБЛИЦЫ

       IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

    Учитель- ОБРАТИМСЯ К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРА. и здесь нам поможет Ваня, который уже знает больше, чем мы.

     ОН  сам познакомился с ИСТОРИЕЙ ТЕАТРА, и приготовил для нас сообщение.

     СЛАЙД 6.  Сообщение Вани-

     Учитель-РАБОТА С УЧЕБНИКОМИ И ЗАДАНИЕ 4. В РАБ.ЛИСТЕ

    Здание театра, актеры и хор стр. 198 (учебник) слайд 8.9.

    Определение, запись в РАБ.ЛИСТАХ.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ.РАБОТА ПО ВОПРОСАМ СЛАЙД11,12,13

     Учитель– Почему представления начинались 
    с восходом солнца и прекращались с его заходом?

    Дети-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОХОДИЛИ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

    Учитель– Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам? СЛАЙД 12,

    Дети-выдавались зрелищные деньги

    Учитель- Как часто происходили представления? Слайд 13

    Учитель– Чем участники представлений отличались от актеров нашего времени? СЛАЙД 14,15

     ФИЗМИНУТКА слайд 16

    -Работа с масками-стр. 199

    Учитель-Какие эмоции изображают эти маски? Работа с зад. 3 в рабочих листах

    На представлениях трагедии и комедии СЛАЙД 17.18

    Различают комедию и трагедию, раскрывают значения термин

    РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ СОФОКЛ

     учитель – В чем видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

    Анализируют документ, строят ответ на основе текста документа

    РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ АРИСТОФАН «ПТИЦЫ». СЛАЙД 19

    Работа с документом, беседа

     5.Закрепление знаний  и способов действий.

     Учитель-а сейчас давайте поработаем с нашей таблицей в рабочих листах. На экране вопросы и мы коллективно заполним 2- ю колонку таблицы. За каждый правильный ответ, вы получаете жетончик.

     Осуществляет проверку выполненной работы. КОЛОНКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

    Заполняют таблицу.

    Учитель-Объясняю, значение театра- что демократическое устройство государства способствовало раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве

    ПОДСЧИТАТЬ ЖЕТОНЫ, ПОДВЕСТИ ИТОГИ И ОЦЕНКИ ВЫСТАВИТЬ

     VI. Рефлексия

    Учитель-У каждого на столе квадраты разных цветов. Прошу вас поднять тот квадратик, который отвечает вашему пониманию пройденного урока

    Красный-я понял тему

    Зеленый-остались вопросы по теме  

    Желтый-я не понял тему совсем.

    На слайде дом.зад.

    Воспринимают 
    задание, уточняют его

    Учитель- Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения театра. Увидели, как был устроен древнегреческий театр, как в нем проходили представления, узнали, чем современный театр отличается от древнегреческого.

    Театральное искусство по - прежнему популярно. Многие люди в наше время, как и древние греки любят посещать театр. Театр помогает человеку больше узнать об окружающем мире, заставляет думать, способствует развитию личности. Человек должен развиваться всесторонне: как физически, так и духовно.

    Сегодня вы были любознательными экскурсантами, узнали много нового, интересного, надеюсь очень полезного для себя.

    Мне очень понравилось ваше активное участие на уроке. Я рада, что вы с интересом слушали сегодняшнюю тему. Спасибо за урок! До свидания!

     

    Ресурсный материал к уроку

     

     В театре Диониса

    Театр возник в Греции более двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ». Театральные представления наряду со спортивными играми были любимыми зрелищами древних греков. На сегодняшнем занятии вы узнаете о происхождении театра, об архитектуре театральных зданий  в Древней Греции, побываете на театральной премьере.

     

    Предыстория

    Театр как искусство зародился в Греции. Греки очень любили зрелища, почти в каждом греческом городе был свой театр.

    Зародились театральные представления из дионисий – религиозных праздников в честь бога виноделия Диониса. На этих праздниках люди наряжались в костюмы и разыгрывали сценки из мифов.

    Составные части театра:

    • орхестра (площадка для выступления актёров),
    • скене (здание, в котором хранились маски и костюмы),
    • театрум (места для зрителей).

    Параллели

    Многие современные слова дошли до наших дней из Древней Греции.

    • Само слово театр означало «места для зрителей».
    • Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра». В Греции это была площадка, на которой выступали актёры. Позже на это место в театре стали сажать музыкантов.
    • Слово «скене» сначала обозначало здание для хранения костюмов и масок, а сейчас слово «сцена» обозначает площадку, на которой выступают актёры.

                                                  События

    • Афинский театр находился почти в самом центре города.
    • Актёрами были только мужчины. Они носили маски, и могли играть женщин, детей.
    • Также в театре выступал хор. Хор объяснял, что происходит в пьесе.
    • Котурны – высокие сандалии, которые надевали, чтобы изображать богов.
    • Представления часто шли много часов.

    V в. до н.э. – появились профессиональные драматурги, авторы трагедий и комедий для театров.

    Трагедии

    • В них рассказывается о страданиях и мучениях героев.
    • Пьеса «Персы» Эсхила – первая из сохранившихся пьес для театра, у которой известен автор. Посвящена греко-персидским войнам.
    • Эсхил – «отец трагедии», так его почтительно называли сами греки.
    • Другие авторы трагедий: Софокл, Еврипид.

    Комедии

    • В комедиях высмеиваются человеческие пороки, разыгрываются юмористические сценки.
    • Известный автор комедий – Аристофан.

    Участники

    Эсхил – автор древнегреческих трагедий.

    Аристофан – автор древнегреческих комедий.

    Софокл – древнегреческий драматург.

    Еврипид – древнегреческий драматург.

    Дионис – греческий бог, покровитель виноделия.

     Заключение

    Театр был одним из любимейших развлечений греков. На театральные представления собиралось множестволюдей. По популярность театр можно сравнить с Олимпийскими играми.

     

    Использование информационно-коммуникативных технологий: показ фрагмента  «экранной» лекции из УЭИ «Всеобщая история»(ООО «Кордис&Медиа» Е-meil:sales@cordis.ru),отрывки из в/ф «Древняя Греция»,интерактивная игра «Герои Эллады» (ЛОИ 2010г)

    Сообщение Вани

    -Возникновение театра было связано с религией древних греков, а именно с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров –спутников Диониса, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлые ряженые шествовали по улицам города и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по истории в 5 классе "В греческом театре"

    Познакомить учащихся с древнегреческим театром, историей его возникновения и развития, развивать  умения конкретизировать и обобщать исторический материал, выяснять причины и следствия явлений, с...

    Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

    Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

    Открытый урок по истории в 5 классе на тему: "Олимпийские игры в древности"

    Цели урока:1. Сформировать представление учащихся о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими иг...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»

    План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...

    Урок по истории в 5 классе "В афинских школах и гимназиях"

    Тема  урока:" В афинских школах и гимназиях" Цели урока: познакомить учащихся с системой образо­вания в Афинах; Аргументировать клад древнегреческих уче­ных в копилку мировых на...

    Разработка открытого урока по истории в 5 классе по теме "В Александрии Египетской"

    Содержание данного материала включает в себя методическую разработку и презентацию по теме "В Александрии Египетской"...

    Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "В городе богини Афины"

    Данная разработка урока осонована на групповой работе. Учащимся предлагается посетить разные районы города Афины и привезти от туда какой-либо подарок....