"Формирование картографических знаний на уроках истории"
учебно-методический материал по истории на тему

Ольга Петровна Соколова

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 6 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Мастер - класс учителя истории и обществознания –

Соколовой Ольги Петровны

Тема: «Формирование картографических знаний на уроках истории».

«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте,

 врезывается в мою душу гораздо прочнее      

 и вызывается из неё гораздо легче,        

 чем то, которое совершается…

 в каких-то неопределённых пространствах»

К.Д. Ушинский

Цель: создать условия для полноценного проявления и развития педагогического мастерства  участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи:

-обобщить  опыт работы по формированию картографических знаний у обучающихся;

-передать опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

-провести совместную отработку методических подходов учителя – мастера и приемов решения поставленной в программе мастер –класса проблемы;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

  1. Презентация педагогического опыта педагога – мастера.

- Добрый день, уважаемые коллеги.  

      Предметы география, история имеют много схожих черт, как в методике преподавания, так и в самой тематике. (Великие географические открытия, геополитическое, экономическое положение государств, типология обществ и т.д)

 

Все уроки как люди – похожие и разные,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки как светлый и радостный праздник,

А другие как тяжесть, мучительный сон.

 

 -Скажите, пожалуйста, когда уроки становятся светлыми, радостными, приятными?

-Когда они проходят интересно, плодотворно, на одном дыхании. Когда все задуманное получается, когда и ученик и учитель получает удовольствие от совместной работы.

      Развитие творчества, индивидуальности, интереса на наших уроках ярко проявляется при формировании пространственных представлений.

Тема нашего мастер – класса: «Формирование картографических знаний на уроках истории». 

К.Д. Ушинский

    «Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее      и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах»

     Исторические карты отличаются от географических карт. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности, но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства.

    Другая особенность исторических карт — раскрытие динамики событий и процессов. На географической карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территорий или пути движения войск, торговых караванов.

    Из трех основных типов исторических карт — общих, обзорных и тематических сегодня явно превалируют последние. Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям.

-Когда учитель истории может и когда должен работать с картой?

 Карта должна присутствовать на уроке практически всегда.

-Почему?

Во-первых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т.е. локализовать его, т.е. определение местонахождения ( «Египет – дар Нила» или описания берегов Ганга в Древней Индии)

Во-вторых, карты уместны в ходе фронтальной работы со всем классом.

Особенно эффективно одновременное использование настенной карты и атласов, атласов и контурных карт.

    -Существуют ли трудности при работе с картой?  

 Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических приемов. Сегодня мы остановимся на некоторых.

           

  1. В 5 классе при заполнении контурных карт начинаем с приёма «наложения» карт. Сначала школьники, пользуясь картой в учебнике, надписывают географические ориентиры – моря, реки, горы и др., затем обводят государственные границы, обозначают страны, города.
  2. Начиная с 6 класса, выполняются более сложные задания, требующие нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районы восстаний, размещение полезных ископаемых. 

 Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины, например, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские земли в XII — начале XIII в.» учитель привлекает картину «Днепровские пороги».

  1.  «Путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах;
  2. - Прием «живой» картой или «оживление» карты. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий (фигурку варвара на границе Римской империи, изображение верблюда вдоль Великого Шелкового пути, каравеллу на путях Великих географических открытий).
  3. - Составление легенды карты. Рисование условных значков ученики выполняют с большим удовольствием;
  4. - Игра «Собери карту»  разрезанной контурной картой. Цель игры: школьники должны как можно быстрее собрать карту в единое целое. Игра может быть индивидуальной и групповой.
  5. Символическая аппликация - это вырезанные из цветной бумаги квадраты, кружочки, стрелки. Они прикрепляются к карте и дают возможность создать в сознании учащихся целостное представление о пространстве, на котором развивались те или иные исторические явления или события. На уроке по теме: «Начало монголо-татарского нашествия» учитель с помощью увеличивающихся черных квадратов показал движение монголо-татар, вскоре карта превратилась в черное пятно, символизирующее тяжелейший для Руси период.
  6. «Юные картографы». Пример такого рода деятельности: «Представьте себе, что вы картограф XVI в. Один из заказчиков попросил изготовить для него точную карту Европы, так как он хотел отправить своих людей в Аугсбург и Геную и проложить для них более безопасный путь.
  7. Благодаря включению в образовательный процесс информационных технологий на уроках стали использовать интерактивные карты, картосхемы. Они воссоздают развитие событий, формируя яркие образы.

  Но самым эффективным приемом развития пространственных представлений и формирование метапредметных умений является работа с контурными картами.

         Ведь контурные карты – одно из средств практического обучения истории. Работа с ними способствует лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков, придумывание своих условных обозначений.

      Контурные карты используются при изучении и закреплении нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках, в качестве проверочных работ. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы. Есть свои особенности работы с контурными картами. ?

Следует помнить, что большинство учеников 5 – 6 классов не могут быстро выполнять различные практические действия (писать, рисовать, закрашивать). Поэтому некоторые виды работ целесообразно предложить не всему классу, а отдельным ученикам.

      Кроме того, на уроке можно сделать только часть работы, а другую часть рекомендовать школьникам в качестве домашнего задания.    

     II.  Представление системы приемов работы с картой.

   Приступая к работе с контурными картами, необходимо разъяснить школьникам, как их заполнять. Для этого можно раздать учащимся памятки. ( на столах)

 - Примеры самостоятельной работы учеников с картой.  (Приложение № 4)

- Алгоритм чтения исторической карты.  (Приложение № 3)

-Памятка  работы с контурными картами.  (Приложение № 5)

- Критерии оценивания работы с контурной картой.  (Приложение № 6)

  1. Проведение имитационной игры (учебного занятия)

Задание № 1

Приложение № 2.   Рассмотрите карту « Рост территории России в XVIIв.» и выполните задание на соотнесение, используя   контурную карту:  

1.        Используя атлас и знания по истории, обозначьте на контурной карте  разными стрелками пути продвижения в Сибирь и на Дальний Восток русских землепроходцев.

 2.        Закрасьте территории, вошедшие в состав Российского государства в  XVII в.

3.        На основе проделанной работы, объясните:

-Какие существуют способы расширение территории государств?

-Каким способом произошло расширение территории России в XVIIв.?

  Задание № 2 - Применение исторического источника и карты.

Приложение № 1  Прочтите отрывок из повести. Напишите племенные объединения восточных славян на территории их расселения.

Задание № 3 - Выявление связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Задание ЕГЭ 29-32, Приложение №3

   IV. Моделирование.

  Предлагаю самостоятельно разработать задания для формирования картографических знаний обучающихся. Вам предоставляется методическая копилка, в которой представлены  приемы  педагогической техники. (примеры самостоятельной работы) переделать

   В каждом классе можно применять различные виды деятельности с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности.

   Таким образом,  можно сделать следующие выводы, что в основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает важнейшим фактором повышения эффективности достижения учащимися метапредметных результатов, умений и формирования различных компетенций.

 V. Рефлексия

Вы можете мне помочь при создании следующего мастер –клаcса, ответив на несколько вопросов. (см.Рефлексию)

      -Уважаемые гости, наша встреча подошла к концу. Понятно, что осталось много незаданных вопросов и поэтому двери нашей школы всегда будут открыты для вас. Приходите с идеями, предложениями, мы будем всегда вам рады.

- На столах у вас смайлики и стикеры, я вам буду очень благодарна, если вы подарите мне их вместе с тем настроением, которое осталось после мастер- класса.

Рефлексия

Соколова Ольга Петровна

Мастер –класс: «Формирование метапредметных умений путем пространственной локализации исторических и географических фактов»

Насколько могут Вам помочь мои рекомендации в …

Мастер –класс –это…

Ваши отзывы о моем мастер –классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование картографических умений на уроке истории

Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания....

Формирование картографических компетенций на уроках истории.

На  уроке  все  события  рассматриваются  и  во  времени  (изучение  истории  требует  способности  абстрактно мыслить, образно  предст...

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....

Формирование пространственного представления у учащегося посредством работы с картографическим материалом на уроках истории

Презентация напомнит учителям о важности формирования пространственного представления у учащихся и  познакомит с картографическим справочником по истории России (под ред.А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдул...

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Мастер-класс по теме: « Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».

Мастер-класс по теме:« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».Цель: Способствовать обретению картографически...