Формирование картографических компетенций на уроках истории.
статья по истории (10 класс) на тему

Винокурова Галина Григорьевна

На  уроке  все  события  рассматриваются  и  во  времени  (изучение  истории  требует  способности  абстрактно мыслить, образно  представлять)  и  в  пространстве.   Формированию  у  обучающихся  пространственных  представлений  способствует  работа  с  исторической  картой.   Работа с  картой  является  неотъемлемым  элементом  урока  истории,  обучающиеся  должны ориентироваться  в  пространстве  исторической  карты, уметь «читать» ее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartograficheskie.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

               Формирование   картографических   компетенций   на   уроках  истории .

Одна  из  главных  задач  исторического  образования – формирование пространственных  представлений  у  обучающихся . На  уроке  все  события  рассматриваются  и  во  времени  (изучение  истории  требует  способности  абстрактно мыслить, образно  представлять)  и  в  пространстве.   Формированию  у  обучающихся  пространственных  представлений  способствует  работа  с  исторической  картой.   Работа с  картой  является  неотъемлемым  элементом  урока  истории,  обучающиеся  должны ориентироваться  в  пространстве  исторической  карты, уметь «читать» ее.    

Е.Е.Вяземский  отмечает,  что каждый  тип  исторической  карты  сочетается  с адекватным  ему  приёмом  изложения  учебного  материала: тематические — с  образным повествованием; общие и обзорные — с аналитическим  описанием, обобщающей  характеристикой .                                                                                                                               Общие   отражают  события  в  стране ,   состояние  на  определенном этапе  исторического  развития.  Например, «Россия  в I четверти XVIII в.». Общая  историческая  карта  даёт  разрез    исторического  процесса , но  её  отдельные элементы  отражают  изменчивость  историко-географического  пространства:  перемещение  границ,   военные действия,  социальные  движения, образования  новых городов и т.д. .  Обзорные отражают  ряд  последовательных  моментов  в  развитии  определённого явления  в  истории  отдельной  страны  или  целого  региона  на  протяжении  длительного периода времени:  «Российское   государство в XV-XVI вв.», «Российская  империя с начала XIX в. по 1861 г.».  Информация  таких  карт   анализируется, сопоставляется, обобщается  на  протяжении   учебной темы.                                                          Тематические   отражают  отдельные  события  или  сторонам  исторического  процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Первая русская революция 1905-1907 гг.», «Первая мировая война»,. Этот  тип  исторических  карт освобождён  от  информации  общего  плана, зато  с  большой   детализацией раскрывает изучаемое  событие . Методисты  рекомендуют  использовать  тематические  карты  в сочетании  с  общими.                                                                                                                                         При  обращении  к  карте  важно  не  только  правильно  показать  изучаемый  объект  на карте, но  определить его местоположение.  Полное  словесное  описание  историко-географического  объекта  на  карте  включает: название материка или его части, острова, района земного шара;   соотнесение  его  с  близлежащими морями, государствами, реками, городами и т.п ; указание  ориентировочного  направления:  юг, север, северо-восток . Например, «Венгрия  расположена  в  Центральной  Европе ».

.     Одним  из самых распространенных  приемов  работы  с  картой  является  показ  по карте  исторических  объектов (городов, границ государств, мест важнейших сражений и др.). Например, «Международное  положение   СССР   после  Гражданской  войны .  Покажите  на  карте  страны, заключившие  договоры  с  советской   Россией   в  1920-е гг.» или  по  теме « Крымская  война»   показывать  на  карте основные  события  Крымской войны.  Использовать  историческую  карту   в  рассказе  о событиях   Крымской войны.

Более  сложным  методическим  приемом  является  сравнение    двух  исторических карт. Сравнение  исторических  карт  необходимо  для  определения  сути  явлений, для  выявления  динамики  исторических  процессов (например, при   изучении темы «Образование  русского  централизованного  государства»).                                                                               На  протяжении  урока  историческая  карта  выполняет  различные  функции  Она  может использоваться  в  самом  начале  урока .  Историческая  карта  может  стать хорошим подспорьем  в  ходе объяснения нового материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения, при закреплении изученного  и  при  применении  новых  знаний. 

                      Карта «Русь в 12 – начале 13 века»

  1. Какое государство изображено на карте: централизованное или раздробленное? По каким признакам вы определили?
  2. Назовите русские княжества 12 века.
  3. Что обозначает знак – город, подчёркнутый линией? Какой  вывод  можно  сделать из  этого  факта? Что  буде т происходить  с  русскими  княжествами? Определите, какие  княжества  появятся  на  территории  Владимиро-Суздальского княжества? Подумайте, с  какой  опасностью  могут  столкнуться  русские  княжества?

На основании  карты  установите, о  каком  самостоятельном  центре  говорится: его  владения  простирались  от  Балтики  до  Приуралья, от  Ледовитого  океана до междуречья  Волги  и  Оки; он расположен  на  пересечении  торговых  путей, идущих в Балтийское и Чёрное моря, на Волгу; на его территории много озёр и рек.

При   повторении  по  теме « Первая  мировая  война»  локализовать   исторические  факты  на  карте.Систематизировать   материал   об  участии  России  в  Первой  мировой  войне (в форме  таблицы ), характеризовать  роль    Восточного  фронта  (используя  карту ) в ходе  войны                                                                  Одним из предметных результатов освоения курса истории  является умение «использовать историческую карту как источник информации». Карта  на  уроке должна  быть  не  просто  наглядным  пособием ,а  источником   знания.   Доминирующими функциями  исторической  карты  на  уроке  истории  должны  быть информационная,   не   только   иллюстративная. Сформировать  у  обучающихся  умения  читать  легенду исторической карты, находить  на  карте  историко-географические  объекты, показывать их на карте невозможно  посредством  просмотра карты или наблюдения. Сегодня это является главным принципом использования исторической карты на уроке : Карта – источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.Работа  с  картой   по  теме «  Гражданская   война  »  организуется  в  форме  обобщающей  беседы .                                                                                                                                                                         В  каких  регионах  страны    дислоцировалась  «белая»   и «красная»  армия  ?                                 Назовите  , в  чем    заключалось     преимущество    стратегического   положения                       « красных» армий ?   В  каких  районах   страны  действовали  войска  интервентов ?  Какие  фронта  были  крайне  опасными   для  Советской России в  разные  периоды  Гражданской войны  ? Что  способствовало  разворачиванию  активных  действий    А.В.Колчака  в Сибири ,Предуралье ?

Е.Е.Вяземский  выделяет   формирование   умений  на  локализацию  исторических событий  на  карте, используя легенду ;  умение  анализировать  содержание  исторической  карты ,умение  сопровождать  показ  по  карте  словесным  описанием Умения  работать  с  легендой карты, понимать  масштаб  и  условные обозначения   требуют  первоочередного  внимания .

Наиболее эффективным методическим приемом является модификация или создание собственных условных знаков. Например, по теме «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.» помимо упражнений, уже имеющихся в контурных картах, обучащиеся получают дополнительное  задание создать  свою  легенду  карты  с  условными  знаками, отличными от  представленных  в атласе. .. Для успешного овладения любым действием необходимо его многократное повторение. Для этого и используется работа в контурных картах и картографические тренинги.

 Развитию пространственных представлений обучающихся  способствует  одновременное применение  карты  и  учебной картины. Картина как  бы  раскрывает  условные обозначения  карты, создавая  представление  о  реальной  местности  и  пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, необходимо сочетать  показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая  представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские земли в XII — начале XIII в.»  привлекает картину «Днепровские пороги»

Описывая прием локализации исторических событий на карте, т.е. отнесение их к определенному месту, методист А.А. Вагин  предлагал выявлять ускоряющее или замедляющее  влияние географической среды. Например, для Древней Греции, Англии — роль  мореплавания  и  торговли. Помочь этому, призвана демонстрация наряду с картой картины или небольшой аппликации. Такой вспомогательный прием методист назвал «живой» картой .  Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Полезно  так же  их  передвижение  по  карте.    В то же время А.А. Вагин  предупреждал, что условная наглядность карты не должна подменяться изобразительной.

В современном  преподавании целенаправленное  обучение  умению  ориентироваться  по карте возможно  на  основе  тренировочных заданий в рабочей тетради. Обучающимся предлагаются  целые  циклы  заданий  по  локализации  памятников  культуры, мест, связанных с деятельностью  исторических  лиц, религиозных  центров, а также  маршруты путешествий  и  торговых  путей.

Для  установления  межкурсовых  связей  на  уроках  целесообразно  одновременное применение  синхронных  карт  по  отечественной  и  всеобщей  истории, например: «Вторая мировая война 1939--1945 гг.» и «Великая Отечественная война Советского Союза 1941 --1945 гг.». Одновременная работа с  несколькими картами помогает ученикам находить нужные историко-географические объекты независимо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Формирование у  обучающихся  картографических знаний и умений начинается с простейших действий, со знакомства с отдельными странами, затем изучается история единого мира в тот или иной период. Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний. На заключительном этапе обучающиеся поднимаются от знаний исторической топографии и умений ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций.

  Работа с исторической картой поможет ученикам

а) знать,

-что название карты отражает тему и ее основное содержание;

- что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период;

-карты имеют масштаб;

-условные обозначения расшифровываются в легенде карты;

б) уметь:

-  анализировать  историческую  карту с опорой  на легенду

-умение локализовать  историческое событие  на  карте

-умение  сопровождать   показ  по  карте словесным  описанием

- проводить поиск необходимой информации на основе одной-двух карт

 -умение     анализировать  содержание  исторической карты  с  использованием  дополнительных    источников

- систематизировать их данные и применять их при характеристике исторических событий, процессов ( о социально-экономическом развитии стран, о внешней политике )

- определять последовательность и время, отображенных на карте событий;

- -сопоставлять обозначенные на карте явления;

-сравнивать размеры территорий;

- выделять изменения в территории,

-анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира;

-сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт; — сопоставлять разномасштабные карты и планы;

-читать карты и картосхемы.

 Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для  более осознанного восприятия событий и явлений истории .  

Литература:

1.  Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 1999г.

2.   Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе. М.: Просвещение, 1968

3.    Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М.: Владос, 2001

4.    Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование картографической грамотности средствами ИКТ"

В статье рассказывается об интерактивных проверяемых заданиях и других программных продуктах, помогающих сформировать картографическую грамотность у обучающихся....

Формирование картографических умений на уроке истории

Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания....

Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения

В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...

Формирование картографической грамотности на уроках географии и внеурочной деятельности

Приёмы и методы работы с картой на уроках географии и внеурочной деятельности....