Разработка внеклассного мероприятия по истории "Из варяг в греки" (6 класс)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Бережная Наталья Алексеевна

Внеклассное мероприятие разработан для «Из варяг в греки» разработано для учащихся 6 класса.

        Цель мероприятия: создать условия для формирования у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости и уважения к деяниям предков.

Использованы игровые технологии, информационных и интерактивных методов обучения..

Формы и приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: коллективные, индивидуальные.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «Из варяг в греки»

Славяне

Варяги

Блиц-опрос

(за каждый правильный ответ 1 б)

Даты

(за каждый правильный ответ 1 б)

Событие

(За правильный ответ 3 балла)

Имена

(За правильный ответ 3 балла)

Кто? Что? Где? Когда?

(за каждый правильный ответ 1 б)

Фразеологизмы

(за каждый правильный ответ 1 б)

Конкурс капитанов

(За правильный ответ 3 балла)

 Понятия

(за каждый правильный ответ 1 б)

«Древнерусский город».  

(за каждый правильный ответ 1 б)

Общее количество баллов.



Предварительный просмотр:

Команда 1.

  1. Князь новгородский и киевский. Киев, названный им "матерью городов русских", захватил обманным путем. Прославился военными походами на племена славян, венгров, хазар, дулебов, хорватов. Воевал с Византией и заключил выгодный торговый договор. Носил титул Великого князя русского, был первым исторически достоверным князем.

Ответ: __________________________

  1. Великий князь киевский. Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей; способствовал колонизации славянами Таманского полуострова, отразил набеги кочевников-печенегов, совершил ряд походов на Византию. Погиб из-за попытки взять двойную дань с племени древлян.

Ответ: _____________________________

  1. Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним.

Ответ: ______________________

Команда 2.

  1. Сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Родоначальник русской княжеской династии. Согласно летописям, был приглашен частью жителей Новгорода, чтобы "княжить и володеть" ими.

Ответ: ______________________

  1. Киевский князь, первым из Рюриковичей носивший славянское имя. Стремясь к религиозному единству страны, совершал гонения на христиан. За восемь лет совершил несколько грандиозных военных походов: разгромил Хазарский каганат, завоевал балканские владения Византии, способствовал колонизации славянами нижнего Дона и созданию Тмутараканского княжества на Тамани, впервые объединил под властью Киева все восточнославянские племена. По сообщениям летописи, был неприхотлив: спал под открытым небом, питался кониной. Нападая на врага, всегда заранее предупреждал: "Иду на Вы". Хотел перенести столицу государства из Киева в Переяславец на Дунае.

Ответ: ____________________.

  1. Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя — Василий. Совершил 83 далёких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чти, как отцов, молодых — как братьев. В доме своём не ленитесь, но за всем присматривайте сами».

Ответ:  ________________________

1. У чёрта на куличках

2. Семи пядей во лбу

3. От горшка два вершка

4. Ни кола, ни двора

1. В голове ветер гуляет

2. Яблоку негде упасть

3. С гулькин нос

4. После дождичка в четверг

р. Нева

 Ладожское озеро

 р. Волхов

  озеро Ильмень

р. Ловать         р.  Днепр

 Черное море

Византия

р. Нева

 Ладожское озеро

 р. Волхов

  озеро Ильмень

р. Ловать       р.  Днепр

 Черное море

Византия

1 команда.

Соотнесите:

    термин                                              определения

А) Мозаика                    1) биография человека причисленного к лику

                                             святых                 

Б) Фреска                      2) картина из вдавленных в сырую штукатурку

                                             стекловидных камешков                                              

В) Миниатюра              3) небольшие картинки, иллюстрирующие текст

                                          

Г) Житие                       4) картина, написанная водяными красками на

                                            сырой штукатурке

Команда 2.

Соотнесите

  термин                                              определения

А. Полюдье                          1) Натуральный или денежный сбор, взимавшийся                            с побежденных в пользу победителя.

Б. Дань                                 2) Объезд князем с дружиной своих владений с целью сбора дани

В. Вервь                                3) Территориальная община в Древней Руси.

Г.  Вира                                   4) Денежный штраф в пользу князя,     налагавшийся за убийство свободного человека.

lastscan.jpg

lastscan.jpg



Предварительный просмотр:

Эмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ruЭмблема "Капитаны" - Эмблемы разные - Эмблемы классов, отрядов, команд - Каталог файлов - Детки.ru



Предварительный просмотр:

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия для 6 класса «Из варяг в греки»

Автор: Бережная Н.А.

Аннотация

Внеклассное мероприятие разработан для «Из варяг в греки» разработано для учащихся 6 класса.

        Цель мероприятия: создать условия для формирования у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости и уважения к деяниям предков.

Использованы игровые технологии, информационных и интерактивных методов обучения..

Формы и приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: коллективные, индивидуальные.

Цель: создать условия для формирования у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости и уважения к деяниям предков.

Задачи:

-обобщить знания учащихся;

- развитие любознательности, расширение кругозора, интеллекта;

- сплочение коллектива, привитие навыка работы в команде;

- повысить интерес к изучению истории.

 Оборудование:

  • Карта «Киевская Русь»;
  • Мультимедиа проектор, учебная презентация по теме
  • Раздаточный материал (Приложение)

Форма мероприятия: игра

Класс до начала мероприятия делится на две команды.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Добрый день ребята, уважаемые гости.

  Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному торговому пути на Руси?

Ребята, как назывался этот путь? (Из варяг в греки).

Этот путь проходил через всю Русь. Ребята, я приглашаю вас, в увлекательное путешествие по Великой Руси, её истории и литературе, её традициям, культуре и искусству. Каждый человек должен знать свои истоки, хранить память о прошлом своего народа, любить Родину.

Игра-путешествие «Из варяг в греки» (слайд 1)

Чтобы на пути вас не встречали никакие преграды, давайте друг другу улыбнемся.

По пути следования нас ждут остановки, где вы должны будете выполнить задания.

Следить за тем как вы выполняете задания, будет жюри_____________.

В путь отправятся две ладьи.

Первую ладью в путь снарядили команда – Славяне.

Вторую ладью собрали в путь – Варяги.

 

Сегодня меж ладьями здесь сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас.

Ведь победитель или побежденный

Сегодня станет кто-то среди вас.

Я буду рада, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою

Уменье, знанья и веселье

Позволит вам сыграть вничью.

Мы отправляемся в путь!

На каждом корабле должен быть капитан. Для того чтобы определить капитанов команд, я проведу блиц опрос. За каждый правильный ответ вы получаете значок капитана. Тот, кто наберёт больше значков в команде, становится капитаном.

  1. Конкурсы

Первый конкурс «Блиц-опрос». Определение капитана команд.

  1. Один век – это сколько лет?(100)
  2. Как называется школьный предмет, который изучает прошлое и настоящее нашей Родины? (история)
  3. Назовите первого князя на Руси (Рюрик)
  4. Какой князь крестил Русь? ( Владимир)
  5. Кто такие Илья Муромец, Добрыня Никитыч, Алёша Попович? (былинные герои)
  6. Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
  7. Какой князь впервые создал в Софийском оборе крупнейшую библиотеку? (Ярослав Мудрый)
  8. Столица киевской Руси (Киев)
  9. Что такое вече? ( народное собрание в киевской Руси)
  10. Как называлась славянская азбука? (Кириллица)
  11. Религия древних славян (Язычество)
  12. Князь, погибший от укуса змеи (Олег)

      Один из главных вопросов истории – вопрос «Когда?» произошло событие. История Древней Руси богата событиями. Знаете ли вы даты исторических событий  данного периода истории Руси?

Первая остановка «Даты».

Я показываю дату, вы называете событие,  которое произошло в этот год. За каждый правильный ответ – 1 балл.

862 – призвание варягов

882 - образование Киевской Руси.

879-912 – правление Олега

907 – поход Олега в Константинополь.

964-972 – походы Святослава

988 – крещение Руси

1019-1054 правление Ярослава Мудрого

1097 – Любеческий съезд

1037 – закладка Софийского собора

1147 – первое упоминание о Москве

Мы с вами убедились, что история Древней Руси богата событиями.

Вторая остановка «Событие». 

На этой остановке назвать событие по описанию. О

За правильный ответ 3 балла. Отвечает команда, которая первая подняла руку.

  1. (слайд 2) Весна 972 год. Совершено убийство. При переходе через реку был убит один знатный воин. Преступник установлен. Вина фигуранта усугубляется тем, что он совершил святотатство. Сделал из черепа убитого чашу для вина.

Ответ: событие – убийство князя Святослава печенегами. Печенежский хан Куря велел обить череп прославленного врага золотом и пил из этой чаши на пирах.

2. Киев в 882 год. Убийца с группой людей совершили умышленное убийство, что усугубляет их вину. Они выманили двух князей сказав, что купцы приехали.(Слайд 3)

Ответ: событие – убийство князей– Аскольда и Дира. Олегом.

3.Ноябрь  945 год. Протокол следствия. Было совершено убийство. Группа людей убила одного знатного человека и его слуг – воинов. Совершив это преступление, они сказали: не убьем его, то всех нас погубит, повадится ходить к нам и нас грабить.(Слайд 4)

Ответ: убийство князя Игоря древлянами.

Мы отправляемся дальше в путь и третья остановка «Имена»

Работа по карточкам

Вам нужно по описанию, назвать имя исторического деятеля (князя)

(за правильный ответ  по 3 балла)

Назовите имя.

Команда 1.

  1. Князь новгородский и киевский. Киев, названный им "матерью городов русских", захватил обманным путем. Прославился военными походами на племена славян, венгров, хазар, дулебов, хорватов. Воевал с Византией и заключил выгодный торговый договор. Носил титул Великого князя русского, был первым исторически достоверным князем.

Ответ: Олег.

  1. Великий князь киевский. Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей; способствовал колонизации славянами Таманского полуострова, отразил набеги кочевников-печенегов, совершил ряд походов на Византию. Погиб из-за попытки взять двойную дань с племени древлян.

Ответ: Игорь.

  1. Именно этот человек провёл первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места её сборов; соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним.

Ответ: (Княгиня Ольга.)

Команда 2.

  1. Сын норманнского конунга Гадлива, внук новгородского старосты Гостомысла. Родоначальник русской княжеской династии. Согласно летописям, был приглашен частью жителей Новгорода, чтобы "княжить и володеть" ими.

Ответ: _Рюрик_.

  1. Киевский князь, первым из Рюриковичей носивший славянское имя. Стремясь к религиозному единству страны, совершал гонения на христиан. За восемь лет совершил несколько грандиозных военных походов: разгромил Хазарский каганат, завоевал балканские владения Византии, способствовал колонизации славянами нижнего Дона и созданию Тмутараканского княжества на Тамани, впервые объединил под властью Киева все восточнославянские племена. По сообщениям летописи, был неприхотлив: спал под открытым небом, питался кониной. Нападая на врага, всегда заранее предупреждал: "Иду на Вы". Хотел перенести столицу государства из Киева в Переяславец на Дунае.

Ответ: ____________________.

  1. Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя — Василий. Совершил 83 далёких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чти, как отцов, молодых — как братьев. В доме своём не ленитесь, но за всем присматривайте сами». (Владимир Мономах.)

Четвертая остановка «Кто? Что? Где? Когда?»

Работа с презентацией.

Я задаю вопрос, отвечает та команда, которая первая подняла руку. За каждый правильный ответ 1 балл.

Пятая остановка «Фразеологизмы».  (за правильный ответ 1 б)

Многие выражения пришли к  нам еще со времен древней Руси, но употребляются в переносном значении.  

Вам даны высказывания, вам их нужно заменить одним словом

1. У чёрта на куличках (Далеко)

2. Семи пядей во лбу (Умный)

3. От горшка два вершка (Маленький)

4. Ни кола, ни двора (Бедный)

5. В голове ветер гуляет (Глупый)

6. Яблоку негде упасть (Тесно)

7. С гулькин нос (Мало)

8. После дождичка в четверг (Неизвестно когда)

Шестая остановка «Конкурс капитанов».

Каждый капитан должен знать маршрут по которому следует. Наш маршрут «из варяг в греки». За правильный ответ 3 балла.

Расположите в правильной последовательности участки пути «из варяг в греки».

р. Нева - Ладожское озеро - р. Волхов - озеро Ильмень - р.  р. Днепр - Черное море.  Византия

Пока капитаны работают, команда отправляется на седьмую остановку.  «Понятия»

Вам нужно соотнести термин и его определение. (За правильный ответ 1 б)

Путешествуя по Руси, мы не можем не остановиться в древнерусском городе.   (За правильный ответ 1 балл)                                                                                                                                                         Ребята!   А вы хорошо представляете себе древнерусский город?  Если вы хорошо представляете себе, что можно было увидеть в древнерусском городе, то вы без труда найдете 7 лишних предметов, которые художник по ошибке нарисовал здесь. (Слайд 20-21)

lastscan.jpg

Учитель:  Наше путешествие  подошло к концу. Сейчас наше жюри подведет итоги.

Закончить наше мероприятие ребята мне хочется следующими строками.:

 Времена теперь другие,                                                                                                                                                                     Как и мысли и дела.                                                                                                                                                                                          Далеко ушла Россия                                                                                                                                                                                                    От страны,  какой была.                                                                                                                                                                      Умный, сильный наш народ                                                                                                                                                                               Свою землю бережет.                                                                                                                                                                                                  А преданья старины                                                                                                                                                                                              Забывать мы не должны.                                                                                                                                                                             Слава русской старине!                                                                                                                                                                                             Слава нашей стороне!

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по истории для 5-6 классов"Черный ящик"

Внеклассное мероприятие по истории "Черный ящик" для учащихся 5-6 классов. Разработка +презентация....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку в 6 классе Тема: «Опасность агрессивности между людьми»

Цель.Выявить уровень агрессивности учащихся, понимание ими опасности конфликтных ситуаций, умение находить выход из конфликтных ситуаций, понимание юридических последствий агрессивности. Сообщить учащ...

Разработка внеклассного мероприятия "Озорной Мавраль" для 5-9 классов

Поскольку наши любимые праздники «мужской» и «женский» находятся в календаре очень близко друг от друга, то мы решили объединить их в один праздник и назвать его «мавраль», т. е. февраль и март....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 8 классе, КВН

Развлекательная игра-КВН в рамках проведения предметной недели по русскому языкуц и литературы...