Организация краеведческой исследовательской деятельности обучающихся
статья по истории на тему

Выступление на 2 Межрегиональной научно-практической конференции посвященной Году экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedenie.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Организация краеведческой исследовательской деятельности обучающихся.

                                            « Не пора ль нам, братия, начать
                                             О походе Игоревом слово,
                                             Чтоб старинной речью рассказать
                                             Про деянья князя удалого…»

                                                             «Слово о полку Игореве»

    Стратегическая цель реформирования образования в современной России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведении человековедению.  Ведь  массовая культура «общества потребления», хлынувшая в Россию в условиях глобализации; низкий уровень жизни и др. вызвали процесс негативного отношения молодежи к фундаментальным духовно-нравственным ценностям. И сегодня необходимо восстановить историческую преемственность поколений, возродить российские нравственные ценности и чувства гордости за судьбы Отечества, укрепить семейный институт, его духовную составляющую.  Большую  лепту в этом могут сыграть предметы социально-гуманитарного направления. И огромное место в этом смысле история отводит краеведению.

Мною разработана авторская программа по историческому краеведению. По ней я много лет вела историко-краеведческий кружок «Краевед». Через него в нашей школе прошло не одно поколение детей. Особенность данной программы, ее направленность на исследовательскую, творческую деятельность учащихся и практический выход.  В качестве главных целей программы выделяю следующие: 1) содействие воспитанию подростков знающих и любящих свой край, 2) содействие повышению интереса детей к истории, 3) допрофессиональная подготовка, 4) формирование умений и навыков в работе с музейным материалом, 5) умение проводить экскурсии, собирать и описывать краеведческий материал, 6) формирование умений и навыков проведения социологического опроса, интервьюирования, экскурсий, 7) формирование  умений собирать и оформлять исследовательские работы.

      Главная цель исследовательской деятельности – формирование у школьников готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, овладение универсальными  учебными  действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Данные умения помогут критически осмысливать полученную информацию, иметь свою точку зрения и отстаивать ее.

Выделю три главных направления краеведческой работы, проводимой мною школе: 1. Семья. 2. Школа. 3. Родной край.

1.Считаю, что тема семьи должна стать главной в краеведческой работе. Сегодня чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, основы архивного дела, формировать семейные коллекции, домашние архивы, благодаря которым воспитывается «любовь к отеческим гробам». Это стратегическая задача. Основными направлениями исследовательской деятельности считаю: создание родословного древа; выявление семейных реликвий, преданий; изучение судьбы семьи в контексте истории города и страны.  

Создание родословного древа. Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника, даже младшего возраста. Составляя родословную, ребенок ощущает себя важным звеном в истории рода, узнает, где и как жили его родственники, о чем они мечтали, во что верили, чем дорожили. Как писала старшеклассница Низамутдинова Тансылу, 2013 года выпуска  «Я уверена, что если в семье будет составлена родословная, то человек, где бы он ни был, будет духовно привязан к своей земле, к своим корням и со временем Россия станет другой – духовно богатой, просветленной». Ребята с удовольствием составляют свои родословные.

Выявление семейных реликвий. Важнейшая задача краеведения – усилить внимание к семейному наследию. Сначала следует выявить и описать наиболее ценные предметы: различные документы, награды, письма, особо памятные вещи, о которых можно рассказать увлекательные истории. Пока не поздно рекомендую  учащимся – записать рассказы прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек. Они заполняют первые страницы семейной летописи. С удовольствием приносят их в школу и  показывают свою работу.

Изучение семьи. Некоторые  школьники не знают, где работают их родители, дедушки и бабушки, никогда не бывают в местах их детства.  Знакомясь с местами, где прошли годы жизни близких людей, дети глубже узнают свой родной край. Усиливают добрые чувства зарисовки этих мест, совместное фотографирование, разглядывание старых фотографий. В классах, где я являюсь классным руководителем, практикую семейные праздники в школе, День мам. Мы с ребятами, привлекаем и родителей,  долго готовимся, приглашаем мам, семьи и проводим классные праздники. Эти вечера сближают домочадцев, а также родители проводят больше времени со своими детьми, да и принимают участие в коллективном творческом деле. Также со старшеклассниками писали исследовательские работы под рубрикой  «История моей семьи – в истории народа». Работы были посвящены: событиям Великой Отечественной войны,  эпохе послевоенного восстановления народного хозяйства, Хрущевской «оттепели», эпохе перестройки.  Приобщение ученика к семейным духовным ценностям, их созидание образуют его духовный образ жизни, который в индивидуальном плане означает определенный комплекс качеств, свойств и умений, дающих ему возможность реализоваться, осуществлять самостоятельную, внутренне мотивированную деятельность.

2.Каждый человек проходит через школу. Поэтому магистральной темой краеведческой работы стала тема «Мир детства» в широком смысле этого понятия. Школа хранит память об учениках, учителях. Собранные в школе материалы со временем могут стать бесценными свидетелями ушедшей эпохи. В школе собран следующий материал: фотографии учителей и учеников школы; различные свидетельства школьной жизни как процесса с 1911 года; материал о выпускниках школы. Ведь важно отобразить восприятие школьных лет детьми. Местными летописцами являются сами учащиеся.

3. Краеведы изучают и познают родной край – локальную, обозримую часть земли, страны. Но это сложное занятие, так как окружающее настолько многообразно, что трудно выбрать действительно важную тему. Мы с ребятами выбрали для себя тему Великой Отечественной войны. Работая над исследовательскими историческими проектами исследуем самые разнообразные исторические проблемы; анализируем исторические факты и события. Наименования некоторых работ: «Дети войны», «Буинск в годы Великой Отечественной войны», «Дети и война» (на примере республиканского материала), Экскурсия по улице П.Г.Шафранова города Буинска. Также мы с кружковцами проводили экскурсии и прогулки по родному городу; работаем в библиотеках и Буинском архиве; проводим опросы населения, анкетирование; ведем переписку с земляками; встречаемся с интересными людьми.

    Ближайшая наша стратегическая задача -  закончить оформление школьного краеведческого музея. Который продолжит развивать исследовательские умения школьников, будет способствовать воспитанию уважения к своему краю и его традициям  и станет нравственным ориентиром подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.

Учителя,  заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...

Обобщение опыта по теме "Организация внеурочной исследовательской деятельности обучающихся 8-9-х классов как средство формирования регулятивных учебных действий"

Одна из приоритетных целей современного образования – развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои ус...

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в соответствии требованиями ФГОС

Сегодня наблюдается стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициати...

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»

В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении иностранного языка

В современном образовательном процессе проектно-исследовательская деятельность получила широкое распространение, в том числе при изучении иностранного языка. Она выступает в роли личностно-ориентирова...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...